Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование мультимедийных ресурсов для повышения функциональной грамотности в биологии | Кожевникова Ирина Николаевна. Работа №353268

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В   современном   образовательном   процессе мультимедийные   технологии   становятся   важным   инструментом   для улучшения  качества  обучения  и  повышения  функциональной   грамотности школьников.  В статье рассматривается роль мультимедийных ресурсов в преподавании   биологии,   их   влияние   на   усвоение   материала,   развитие критического   мышления   и   самостоятельности   учащихся.   Приводятся примеры   успешных   практик   и   рекомендации   для   учителей   биологии   по эффективному применению мультимедийных средств в классе. 

Использование мультимедийных ресурсов для повышения функциональной грамотности в биологии

 

Кожевникова Ирина Николаевна - учитель биология

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» д. Салтыки

 

Аннотация.  В современном образовательном процессе мультимедийные технологии становятся важным инструментом для улучшения качества обучения и повышения функциональной грамотности школьников. В статье рассматривается роль мультимедийных ресурсов в преподавании биологии, их влияние на усвоение материала, развитие критического мышления и самостоятельности учащихся. Приводятся примеры успешных практик и рекомендации для учителей биологии по эффективному применению мультимедийных средств в классе. 

Ключевые слова: мультимедийные ресурсы, биология, функциональная грамотность, критическое мышление, образовательные технологии, педагогические подходы, инновационные методы.

 

Мультимедийные ресурсы, включающие видео, анимации, интерактивные презентации и виртуальные лаборатории, стали неотъемлемой частью учебного процесса в школах. В последние десятилетия цифровизация образования заметно ускоряется, и на передний план выходит необходимость использования технологий для повышения функциональной грамотности учащихся. Особенно это актуально для предметов, требующих глубокого понимания процессов и явлений, таких как биология. В этой статье рассматриваются способы интеграции мультимедийных ресурсов в учебный процесс, их влияние на эффективность преподавания и развитие функциональной грамотности школьников.

Функциональная грамотность, как способность применять знания и навыки для решения реальных задач, является ключевым компонентом современного образования. В контексте биологии это проявляется в умении учащихся не только усваивать факты, но и анализировать и интерпретировать биологические явления, применять знания для решения конкретных проблем. Мультимедийные ресурсы могут значительно повысить уровень функциональной грамотности, предоставляя учащимся возможность взаимодействовать с учебным материалом на более глубоком уровне.

Биология — это наука, изучающая живые организмы и их взаимодействия с окружающей средой, которая требует умения представлять и понимать сложные процессы и явления. Множество биологических концепций, таких как клеточные процессы, физиология человека или экосистемы, могут быть абстрактными для школьников, если они воспринимаются только через текстовые объяснения. Использование мультимедийных материалов позволяет не только визуализировать эти процессы, но и делать их более доступными и понятными.

Например, анимации клеточного деления или фотосинтеза могут наглядно показать последовательность и особенности этих процессов, в то время как текстовое описание часто не способно передать всю их сложность и динамичность. Видеоматериалы, демонстрирующие жизненные циклы растений или животных, позволяют ученикам увидеть процесс в реальном времени, что способствует лучшему усвоению материала.

Интерактивные мультимедийные ресурсы, такие как виртуальные лаборатории и симуляторы, являются отличным инструментом для углубленного изучения биологических процессов. В таких лабораториях ученики могут выполнять эксперименты, моделировать биологические процессы или исследовать органы и системы организма, не выходя из класса. Это дает им возможность самим принимать решения, наблюдать результаты и делать выводы, что развивает критическое мышление и навыки научного подхода.

К примеру, с помощью симулятора можно исследовать влияние различных факторов (температуры, света, воды) на рост растений, что невозможно выполнить в обычных условиях. Виртуальные лаборатории, моделирующие различные экологические системы, позволяют ученикам анализировать влияние человека на природу или исследовать взаимодействие живых организмов в экосистемах, что дает возможность более глубоко понять предмет.

Одним из аспектов повышения функциональной грамотности является развитие навыков анализа, синтеза и интерпретации информации. Мультимедийные задания, включающие видеоматериалы, инфографику и данные, стимулируют учащихся к выполнению заданий, требующих логического мышления и критической оценки информации. Например, задания, в которых учащиеся должны проанализировать видеоролик о экологической проблеме и предложить решения, развивают не только биологические знания, но и умение работать с источниками информации.

Инфографика, используемая в качестве дополнения к тексту, помогает систематизировать знания, выделять ключевые моменты и делает усвоение материала более легким и эффективным. Подобные ресурсы можно применять для закрепления информации после урока или для организации самостоятельной работы, что способствует более глубокому пониманию и освоению учебного материала.

На уроках биологии мультимедийные ресурсы можно использовать на различных этапах обучения. Например, на этапе введения нового материала полезно включить видео или анимацию, которые помогут учащимся сразу визуализировать основные понятия и идеи. В случае с темой «Клеточное строение» видео, показывающее клеточные органоиды и их функции, может служить отличным началом для обсуждения.

При изучении более сложных тем, таких как генетика или экология, можно использовать интерактивные задания и симуляторы. Например, на уроках по генетике учащиеся могут работать с онлайн-генетическими симуляторами, моделируя наследование признаков. Для изучения экосистем можно организовать виртуальную экскурсию по различным биомам, чтобы на практике показать, как функционируют природные сообщества.

Интерактивные презентации с использованием мультимедийных элементов могут помочь на всех этапах урока. Презентации, где учащиеся могут выбирать варианты ответов или делать прогнозы на основе представленных данных, стимулируют их к активному участию в уроке и развитию навыков самостоятельной работы.

Использование мультимедийных материалов на уроках биологии не только помогает лучше усвоить информацию, но и значительно повышает мотивацию учащихся. Исследования показывают, что учащиеся, работающие с мультимедийными ресурсами, более заинтересованы в учебном процессе, так как они получают возможность активно взаимодействовать с материалом. Для школьников важна не только информация, но и способ её подачи. Мультимедийные элементы делают уроки более динамичными, разнообразными и интерактивными.

Например, на уроках биологии можно использовать видеоролики о животных, о природе, экосистемах или исследованиях в области медицины, что позволяет учащимся не только узнать новое, но и почувствовать связь между теорией и практикой. Это особенно важно для учащихся, которые могут быть недостаточно мотивированы к изучению теоретического материала.

Интеграция мультимедийных ресурсов в учебный процесс — это важный шаг к повышению функциональной грамотности школьников. Мультимедийные элементы помогают не только улучшить восприятие и усвоение сложных биологических концепций, но и развивать ключевые навыки анализа, критического мышления и самостоятельности. Внедрение инновационных образовательных технологий способствует созданию более гибкой и современной образовательной среды, где учащиеся становятся активными участниками процесса обучения.

Для учителей биологии важно понимать, что мультимедийные ресурсы не только облегчают процесс объяснения материала, но и дают возможность учащимся развивать практические навыки, которые будут полезны в будущем. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе позволяет не только повысить качество преподавания, но и мотивировать учеников, способствуя более глубокому пониманию биологических явлений и процессов.

 

Список литературы

 

1. Аленова, Г. А. Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий // Молодой учёный. — 2023. — №4 (451). — С. 144–146.

2. Асанова, Л. И. А90 Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др.]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84 с.

3. Ковалева Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. Август. № 16.

4. Козленко А. Г. Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии // Биология. Прил. к газете «Первое сентября». — 2008. — №19, 20. — С. 27–48, 32–48.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×