Использование "Мягкой педагогики" в работе с детьми раннего возраста | Алена Владимировна Царева. Работа №353954
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста».
Слайд 2
Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко и просто. С этого момента в жизни маленького ребенка наступает сложный период – период адаптации к детскому саду. И задача педагога, чтобы период адаптации прошел для малыша безболезненно.
В период адаптации игры с лоскутками и вязанными предметными игрушками помогают ребенку переключиться на совместную деятельность со взрослым. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». А пушистые рукавички, надетые на руку еще малознакомой воспитательницы, притягивают внимание ребенка, и он быстрее может откликнуться на предложение пойти вместе поиграть.
Слайд 3
Это подтолкнуло меня познакомиться с авторской методикой Елены Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика».
Слайд 4
Основной идеей «Мягкой педагогики» является создание атмосферы игры и веселья, где взрослый становится товарищем по игре для ребенка. Такой подход способствует установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем, что помогает малышу максимально безболезненно привыкнуть к новым условиям, адаптироваться.
Слайд 5
Для реализации «Мягкой педагогики» я начала создавать «Мягкую среду» - это набор дидактических материалов и текстильных конструкторов, разработанных для работы с детьми от 2 до 7 лет.
Видеоролики развивающих игр с использованием мягкого тактильного пособия вы можете посмотреть по ссылке: https://vk.com/igrytafi
Слайд 6
Для создания «мягкой среды» я использовала любые мягкие материалы: лоскутки, шнурки, веревочки, подушечки, сенсорно-тактильные игрушки из текстиля и т.д. Также можно использовать бумагу, пластилин, воск, глину и пасту для лепки. Все эти материалы способствуют развитию сенсорики - первой ступеней развития интеллектуальных способностей ребенка. Ребенок получает опыт взаимодействия с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.
Слайд 7
Мной были созданы такие пособия, как «Вязаная графика», «Пальчиковый фитнес», «Шифоновая радуга», «Палочки-игралочки», «Тканевый театр», «Подушечки-мнушечки» и другие.
Эти пособия обладают интегративным характером и могут использоваться как для спокойных сенсорных сказок, так и для развития моторных навыков, творческого и умственного потенциала ребенка. Они также могут служить средством релаксации, дидактическим материалом и использоваться в индивидуальной или групповой работе с детьми.
Они безопасны, приятны на ощупь, их можно использовать каждый день.
Слайд 8
Сегодня я познакомлю вас с несколькими пособиями, сделанными своими руками.
«Вязаная графика»
-тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, активизирующие творческий и умственный потенциал ребенка (вязаные веревочки разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.)
«Вязаная графика» позволяет развивать психические процессы ребенка, такие как восприятие, мышление, воображение и внимание. Принцип «рисования, как изобразительного письма детей» лежит в основе работы с этим набором.
«Вязаная графика» способствует развитию:
Тонкой моторики пальцев рук.
Координации движений рук.
Чувственного опыта.
Мыслительных процессов и творческой активности.
Речи ребенка.
Воображения.
Представлений о цвете, форме и величине.
Умения действовать по образцу.
Слайд 9
«Пальчиковый фитнес»
— это набор сенсорных мини-тренажеров, включающий вязаные шарики, палочки-игралочки и колпачки-рукавички.
Он используется для развития мелкой моторики, ручной ловкости и в качестве тактильного конструктора.
Слайд 10
«Шифоновая радуга» - тканевый конструктор, состоящий из лоскутков разных цветов и размеров.
Используется для адаптации детей к группе и режиму дня. Игры с шифоновыми платочками способствуют созданию благоприятной атмосферы в группе, сближению детей друг с другом и с воспитателем. Они также помогают снять психоэмоциональное напряжение, тревогу и агрессию, а также развивают коммуникативные, игровые и двигательные навыки.
Ткань - мягкий и пластичный материал, который идеально подходит для любой детской деятельности. Он многофункционален, комфортен и позволяет создавать множество игровых и дидактических пособий.
«Шифоновая радуга» может использоваться в различных образовательных направлениях:
1. Адаптация и социализация:
Во время адаптации детей к условиям ДОУ можно использовать традиционные фольклорные игры с платками, такие как «Ку-ку», «Здравствуйте», «Зайка серенький сидит» и др.
Эти игры стимулируют активность детей, развивают речь, включают их в общение и помогают установить доверительные отношения с воспитателем.
2. Сенсорное развитие:
Манипуляции с платками развивают сенсорные навыки ребенка.
Дети учатся осматривать, ощупывать, пробовать на вкус (безопасные платки), определять цвет и форму.
Платки также способствуют развитию ручных умений: сминать, вкладывать, выкладывать, складывать, свернуть, завязать на голове, развязать-завязать концы, накрыть-открыть, разворачивать-заворачивать, использовать прищепки, стирать, отжимать, сушить, гладить, укрывать куклу и т.д.
Слайд 11
Используя платки в игре, дети могут:
Развивать воображение и узнавать в платках знакомые игрушки (куклу, зайчика, птичку, мышку и т.д.).
Учиться создавать простые образы предметов, складывая, скручивая и завязывая платки (бабочка, гнездо, морковка, колобок, яблочко).
Слайд 12
«Мягкая педагогика» является эффективным методом работы с детьми раннего возраста, способствуя решению широкого спектра образовательных задач:
1. Социализация:
«Мягкая педагогика» помогает детям адаптироваться к условиям ДОУ и приобщаться к нормам и ценностям общества.
2. Воспитание:
Стимулирует развитие сотрудничества, коллективизма, общительности, самостоятельности, воли у детей.
Способствует формированию нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций.
3. Развитие:
Развивает внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
Способствует развитию умения устанавливать закономерности и находить оптимальные решения.
4. Дидактика:
Формирует у детей необходимые умения и навыки.
Расширяет кругозор и стимулирует познавательную деятельность.
………
В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям необходимо обеспечивать практический опыт манипулирования с разными предметами и предоставлять качественные игрушки из натуральных материалов. «Мягкая педагогика» удовлетворяет эту потребность, соответствуя основным принципам дошкольного образования.
Слайд 13
Список литературы
1. Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3 лет)/ под ред. И.А.Лыковой. — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018. — 128 с.
2. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка: содержание, признаки, результаты / С.И. Поздеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4. — С. 198-202
3. Портрет педагога раннего детства: особенности профессии / А.А. Майер, Н.В. Микляева, Л.И. Кириллова, Е.Е. Кривенко; под ред. Т.В. Волосовец, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой. — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018. — 120 с.
4. Теплюк, С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет / С.Н. Теплюк. — Москва: Мозаика-Синтез, 2010. — 144 с.
5. Файзулаева Е.Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И.А. Лыковой. — Москва: «Цветной мир», 2021. — 88 с.
6. Файзулаева Е.Д. Практическая нейропсихология для педагогов (с использованием сенсорно-тактильных пособий «ТАФИ»): методическое пособие / Е.Д. Файзулаева, А.И. Сергеева — Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018. — 71 с.
f1768d8c21b74ed04221703c77e6ebaa.pptx