Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование национально-регионального компонента в преподавании истории и обществознания | Ивлева Агрипина Маркеловна. Работа №345842

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются способы использования национально-регионального компонента в преподавании истории и обществознания в образовательных учреждениях. Освещается значение этого подхода для формирования патриотизма у учащихся, а также его роль в развитии у школьников интереса к изучению истории и культуры своего региона. Описаны примеры интеграции регионального материала в учебный процесс, а также обсуждаются методы, которые могут быть полезны для преподавателей в их повседневной практике.

Ключевые слова: национально-региональный компонент, история, обществознание, патриотизм, региональная культура, образовательный процесс.

Использование национально-регионального компонента в преподавании истории и обществознания: способы интеграции и их значение для формирования патриотизма

 

Ивлева Агрипина Маркеловна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Большекуналейская СОШ им. Гуслякова Г.И.»

 

Аннотация. В статье рассматриваются способы использования национально-регионального компонента в преподавании истории и обществознания в образовательных учреждениях. Освещается значение этого подхода для формирования патриотизма у учащихся, а также его роль в развитии у школьников интереса к изучению истории и культуры своего региона. Описаны примеры интеграции регионального материала в учебный процесс, а также обсуждаются методы, которые могут быть полезны для преподавателей в их повседневной практике.

Ключевые слова: национально-региональный компонент, история, обществознание, патриотизм, региональная культура, образовательный процесс.

 

Использование национально-регионального компонента в преподавании истории и обществознания приобретает особое значение в современной системе образования. Этот подход позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и способствовать формированию у них патриотических чувств, привязанности к родной земле, уважению к традициям и культуре своего региона. Понимание значимости исторического опыта и культурного наследия родного края помогает школьникам осознать свою принадлежность к единому многонациональному обществу и уважать разнообразие культур, составляющих российскую нацию.

Интеграция национально-регионального компонента в образовательный процесс может осуществляться различными способами, которые включают использование материалов о значимых событиях и личностях, связанных с историей конкретного региона, изучение местных культурных традиций, а также вовлечение учеников в исследовательскую деятельность, связанную с историей и культурой их края. Например, в курсе истории можно обратить внимание на ключевые события, произошедшие в данном регионе, и на их влияние на общенациональную историю. Таким образом, материал становится ближе и понятнее для учащихся, а обучение более осмысленным и личным.

Важную роль в преподавании истории и обществознания играет региональная история, которая позволяет связать локальные события с общими тенденциями и процессами. Например, при изучении Великой Отечественной войны можно акцентировать внимание на подвиге земляков, участвовавших в боевых действиях или совершивших выдающиеся подвиги на фронте и в тылу. Это поможет школьникам понять, что великие события прошлого касаются и их родного края, их семьи и предков, что способствует формированию у них гордости за свою малую родину.

Региональные исторические и культурные материалы могут также быть использованы на уроках обществознания. Преподаватель может интегрировать изучение локальных традиций, норм и обычаев в темы, связанные с правом, моралью и социальной жизнью общества. Например, при изучении темы «Гражданское общество» можно обсудить, как в регионе развивались местные формы самоуправления, общественные организации или волонтерские движения. Это поможет учащимся осознать, что общественная деятельность начинается не только на уровне государства, но и в их родном городе или селе, что их участие в жизни сообщества имеет реальное значение.

Одним из эффективных способов интеграции национально-регионального компонента является использование краеведческих экскурсий и посещение музеев. Уроки, проходящие за пределами классной комнаты, оказывают сильное влияние на эмоциональное восприятие материала. Например, посещение местного краеведческого музея может дать учащимся более наглядное представление о прошлом их региона, его природных особенностях, культурных памятниках и традициях. Такие мероприятия стимулируют у школьников интерес к изучению истории и помогают им лучше усваивать учебный материал.

Не менее важную роль играет использование проектных работ, связанных с историей и культурой региона. Ученикам можно предложить исследовать конкретные аспекты истории родного края, будь то традиционные ремёсла, культура коренных народов или известные исторические личности, внёсшие вклад в развитие региона. Например, ученики могут провести исследовательскую работу о развитии промышленности в их родном городе или о роли региона в становлении российского государства. Подобные проекты не только углубляют знания учеников, но и развивают их исследовательские и аналитические способности, а также учат работать с различными источниками информации, включая архивы, документы и воспоминания очевидцев.

Преподаватель также может использовать такие методы, как устные истории, воспоминания старшего поколения, фольклор. Уроки, на которых учащиеся обсуждают рассказы своих бабушек и дедушек о жизни в прошлом, могут быть очень эмоционально насыщенными и запоминающимися. Например, школьники могут собрать истории о том, как их предки пережили определённые исторические периоды — революцию, Великую Отечественную войну или перестройку. Это поможет не только оживить историю, но и укрепить связь поколений, что также важно для формирования патриотизма.

Формирование патриотических чувств у учащихся — одна из главных целей национально-регионального компонента. Под патриотизмом здесь понимается не только любовь к своей стране, но и уважение к культурным особенностям и достижениям своего народа, а также готовность сохранять и передавать эти знания следующим поколениям. Преподаватель, используя региональные материалы, способствует формированию у учеников не только знаний о родном крае, но и чувства сопричастности к его истории и культуре. Это особенно важно в условиях глобализации, когда ученики могут терять связь с локальной культурой и традициями.

Современные технологии также предоставляют широкие возможности для использования национально-регионального компонента в преподавании. Виртуальные экскурсии, создание мультимедийных презентаций и видеопроектов позволяют делать уроки более интерактивными и интересными для учащихся. Например, можно предложить ученикам создать видеоролик, посвящённый памятным местам их региона, или виртуально «пройтись» по историческим объектам, используя цифровые ресурсы и базы данных. Это позволяет развивать у школьников не только патриотизм, но и современные навыки работы с информационными технологиями.

Таким образом, использование национально-регионального компонента в преподавании истории и обществознания имеет огромное значение для формирования патриотизма у школьников. Интеграция региональных материалов помогает сделать образовательный процесс более наглядным и близким для учеников, усиливает их интерес к предмету и способствует развитию более глубокого понимания исторических и социальных процессов. Важность патриотического воспитания в наше время не вызывает сомнений, и успешное использование национально-регионального компонента способствует формированию у школьников активной гражданской позиции, уважения к своей родине и осознания своей ответственности за её будущее.

 

 

 

 

Список литературы

Абрамова Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы // Проблемы Науки. 2017. №38 (120). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-cherez-ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-iz-opyta

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Гринев В. И. Воспитание патриотизма на уроках истории / В. И. Гринев. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 38-40. — URL:

https://moluch.ru/archive/109/26985/

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Далгатова

Н.А. Патриотическое воспитание студентов на уроках истории через изучение героического прошлого нашей Родины // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11-5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-na-urokah-istorii-cherez-izuchenie-geroicheskogo-proshlogo-nashey-rodiny

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Пристапчук

Е. С. Патриотическое воспитание

обучающихся

при изучении истории в основной школе / Е. С.

Пристапчук

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 256-258. — URL:

https://moluch.ru/archive/277/62582/

(дата обращения:

03

.

10

.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×