Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование наглядных пособий на уроках в начальной школе | Занединова Адиля Рафильевна. Работа №353844. Номер работы: №353844

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность использования наглядных пособий в образовательном процессе начальной школы. Описываются виды наглядных материалов, их роль в формировании познавательной активности и усвоении учебного материала младшими школьниками. Выделены практические рекомендации для учителей по внедрению наглядных пособий в процесс обучения. Автор подчёркивает, что использование наглядных средств способствует повышению интереса детей к учёбе, улучшению запоминания информации и развитию творческого мышления.

Ключевые слова: начальная школа, наглядные пособия, визуализация, познавательная активность, обучение, педагогика.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Занединова Адиля Рафильевна, учитель начальных классов

ГБОУ СШ №22 им. Маршала Сергеева г.о. Макеевка, ДНР г. Макеевка

Аннотация. В статье рассматривается важность использования наглядных пособий в образовательном процессе начальной школы. Описываются виды наглядных материалов, их роль в формировании познавательной активности и усвоении учебного материала младшими школьниками. Выделены практические рекомендации для учителей по внедрению наглядных пособий в процесс обучения. Автор подчёркивает, что использование наглядных средств способствует повышению интереса детей к учёбе, улучшению запоминания информации и развитию творческого мышления.

Ключевые слова: начальная школа, наглядные пособия, визуализация, познавательная активность, обучение, педагогика.

Наглядные пособия играют ключевую роль в процессе обучения младших школьников. Дети в этом возрасте обладают особенностями восприятия, которые делают визуальные материалы более эффективными для усвоения информации. Учителя начальных классов сталкиваются с задачей не только передать знания, но и сформировать у учеников интерес к учёбе, развить их творческое мышление и навыки самостоятельного поиска решений. Использование наглядных пособий помогает решать эти задачи комплексно.

Роль наглядных пособий в образовательном процессе

Особенности восприятия младших школьников

В начальной школе дети учатся воспринимать и анализировать информацию. Их мышление отличается наглядно-образным характером, поэтому визуализация играет ключевую роль в обучении. Образ, подкреплённый словесным объяснением, остаётся в памяти ученика гораздо дольше, чем сухой текст или устное изложение. Наглядные пособия помогают:

сформировать целостное представление об изучаемых явлениях;

развить способности к анализу и синтезу;

сделать уроки интересными и увлекательными.

Функции наглядных пособий

Наглядные пособия выполняют в образовательном процессе несколько функций:

Объяснительная: позволяют показать сложные процессы или явления в простой и доступной форме.

Мотивационная: делают уроки более живыми, вызывают интерес к материалу.

Контролирующая: с их помощью можно проверять уровень усвоения знаний.

Развивающая: способствуют развитию памяти, логического и образного мышления.

Виды наглядных пособий

Традиционные пособия

К традиционным наглядным материалам относятся:

Иллюстрации и картины. Используются для объяснения природных явлений, исторических событий или литературных сюжетов.

Таблицы и схемы. Помогают структурировать информацию, делают её более доступной для понимания.

Муляжи и модели. Например, геометрические фигуры, модели органов человека, глобусы.

Современные цифровые технологии

Современные технологии предоставляют новые возможности для визуализации:

Презентации и интерактивные доски. Позволяют демонстрировать учебные материалы в динамике.

Образовательные видео и анимации. Эти средства особенно полезны для объяснения сложных процессов, таких как фотосинтез или движение планет.

Дополненная реальность. Например, приложения, которые оживляют учебники и позволяют взаимодействовать с материалами.

Самодельные материалы

Учителя и сами ученики могут создавать наглядные материалы. Это не только развивает творческое мышление, но и помогает детям лучше понять и усвоить материал. Например:

аппликации;

макеты;

схемы, созданные совместно с классом.

Рекомендации для учителей

Планируйте использование пособий. Выбирайте наглядные материалы, исходя из целей урока и возрастных особенностей учеников.

Сочетайте традиционные и современные методы. Комбинируйте бумажные пособия с цифровыми технологиями для повышения эффективности.

Привлекайте детей к созданию материалов. Это способствует развитию их творческих способностей и самостоятельности.

Учитывайте индивидуальные особенности. Не забывайте о том, что дети в одном классе могут по-разному воспринимать визуальную информацию.

Оценивайте эффективность. Регулярно анализируйте, как использование наглядных пособий влияет на успеваемость и интерес к учёбе.

Использование наглядных пособий на уроках в начальной школе — это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Они помогают учащимся лучше понять и запомнить материал, делают занятия более интересными и увлекательными. Совмещение традиционных пособий с современными цифровыми технологиями позволяет учителям создавать насыщенные и продуктивные уроки, ориентированные на развитие у детей познавательной активности и творческих способностей.

Наглядные материалы — это инструмент, который, будучи правильно использованным, способен превратить урок в увлекательное путешествие в мир знаний, способствующее всестороннему развитию личности младшего школьника.

Список литературы

Дворецкая А. В. Использование наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-naglyadnogo-materiala-pri-formirovanii-orfograficheskih-navykov-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah

Прудникова Татьяна Ивановна ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sredstv-naglyadnosti-na-urokah-v-nachalnoy-shkole

Степаненко Г. А., Зацепина В. В. Использование средств наглядности на уроках математики в начальной школе // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-naglyadnosti-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×