Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"использование народного фольклора в развитии речи" | Наталья Валерьевна Чебану. Работа №310494

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В раннем возрасте речь детей чаще невнятная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Задача педагога помочь ребёнку в освоении разговорной речи. Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего дошкольного возраста создаёт условия для развития речи, мышления. Фольклор это одно из действенных и ярких средств педагогики. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Яркие художественные образы привлекают внимание детей. Малые формы народного поэтического творчества таят в себе такие богатства как речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов, вызывают желание повторить, запомнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

«Использование народного фольклора

в развитии речи детей раннего дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Чебану Наталья Валерьевна

 

 

 

«Не только условным звукам учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родного слова. Слово, объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; слово знакомит его с характером окружающих его людей; с обществом, среди которого он живет; с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; слово вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; слово, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский.

Тип проекта: творческий, игровой.

По времени реализации: долгосрочный (6 месяцев)

По характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Участники: дети группы раннего дошкольного возраста, с 2 до 3 лет, «Апельсин»;

воспитатель группы: Чебану Наталья Валерьевна;

учитель музыки: Найманов Узаир Замирович;

учитель физкультуры: Мирхаджаева Кристина Игоревна;

родители.

Цель: создание условий для активного использования фольклора в речевой деятельности детей; развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей на основе устного народного творчества; повышение интереса детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

о

богащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас; обогащать предметно - развивающую среду в группе по устному народному творчеству (в игровой деятельности, книжном уголке, уголке по позн

авательно - речевому развитию);

учить детей правильной разговорной речи; учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, общении со взрослыми и детьми);

в

оспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжела

тельное отношение к окружающим;

п

риобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества.

Актуальность:

В раннем дошкольном возрасте, с 2 до 3 лет, речь детей чаще невнятная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Почему наши дети плохо говорят? Возможно, детям не хватает живого общения. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми гаджетами: телефоном или планшетом, которые дают готовые слуховые и зрительные образы. В то время как устное народное творчество обладает способностью пробуждать в них доброе начало. Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего дошкольного возраста, создает условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного опыта в межличностных отношениях. В последние годы, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, возрастает интерес к народному фольклору. Мы знаем, как сложно подобрать слова, чтобы объяснить маленькому ребёнку многообразный окружающий мир. На протяжении многих веков люди создавали и собирали замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир предметов представлен художественно и ярко.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные возможности. Ценность фольклора, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию, простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе такие богатства как речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов, то есть привлекают внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность привлекает внимание детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи. Дети учатся чувствовать мелодичность и ритм родного языка.

Новизна:

Интеграции разнообразных видов детской деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми,

самостоятельная

игровая

деятельность);

Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

;

Основывается на комплексно - тематическом принципе постр

оения образовательного процесса;

Создание условий педагогической деятельности всех участников проекта

, активной эмоциональной

включён

ости

педаг

огов, детей, родителей, поиск

методов и средств освоения задач проекта.

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

1.Подготовительный

Результативность

Выбор темы проекта.

 

Разучивание песен, потешек, хороводных игр. Проведение небольших бесед об устном народном творчестве.

Постановка целей и задач проекта

 

Цель: повышение интереса детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

Учить детей правильной разговорной речи;

Учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности;

Обогащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим;

Обогащать предметно - развивающую среду в группе по устному народному творчеству;

Приобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества.

Ожидаемые результаты

Повышается уровень развития речи детей.

Дети узнают песенки, потешки, русские народные сказки, загадки, игры, в соответствии с их возрастом, увеличивается словарный запас, дети отражают полученные знания в изобразительной и игровой деятельности.

 

 

2.Организационный

 

Результативность

Изучение литературы по теме.

 

Подобрана и изучена специальная литература: Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

Загоруля Г.А., Мазурик А.М. «Путешествие в мир фольклора»,

Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе»,

Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

 

 

Подбор книг, иллюстрированного и текстового материала по проблеме.

 

Согласно теме проекта и возраста детей, собраны детские книги: русские народные сказки;

картотеки: потешки, скороговорки, загадки, песенки, колыбельные песни;

дидактические игры, хороводные игры, подвижные игры, настольно - печатные игры.

Привлечение родителей к участию в проекте.

 

 

Для родителей было проведено собрание, один из вопросов был вопрос о роли родителей в речи детей. Также для родителей запланированы консультации: «Сказка в жизни ребёнка», «Роль фольклора в развитии речи детей». Предложено поучаствовать в совместных досугах.

 

3.Практический

 

Результативность

Обогащение предметно–развивающей среды

Была собрана картотека русских народных подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр. Собраны настольные театры: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят»;

Собраны картотеки: русских народных сказок, потешек, песенок. Изготовлены новые маски животных, элементы костюмов для театральной деятельности.

Выполнение задач проекта.

 

Малые формы фольклора вызывают интерес у детей сразу в начале проекта. Прослушивание потешек, песен, помогает в прохождении адаптационного периода в новой группе. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с детьми в режимные моменты: колыбельные, когда их укладывают спать; во время умывания (поговорки); во время еды (прибаутки, потешки); одевания после сна, на прогулку. Фольклорные произведения используем во всех сферах деятельности детей. Ведётся работа над проговариванием, выделением голосом отдельных слов, эмоциональностью воспроизведения. Расширяются знания детей об окружающем мире: живой, неживой природе, людях. Сказки нам дают понять, что существует добро и зло, учат нравственным ориентирам в обществе.

 

4.Обобщающий

 

Результативность

Перспектива проекта.

Речь детей становится более внятной, понятной. Повышается интерес к народному творчеству. Обогащается словарь детей. Они узнают потешки, песенки, игры, сказки.

Оформление проекта. Презентация проекта на педагогическом совете.

Для оформления проекта собираем картотеки, подготовили презентацию проекта и для педагогов МБДОУ №4 №Умка».

 

Формы и методы работы

 

Работа с детьми:

 

 

Обогащение предметно- развивающей среды:

Работа с родителями:

 

Беседы

НОД

Рисование

Дидактические игры

Хороводные игры

Подвижные игры

Разучивание песенок, потешек, скороговорок и сказок.

Аудио-прослушивание песенок, потешек, сказок.

Наблюдения

Конструирование

Развлечение

 

Подбор книг, иллюстраций;

Подбор игрушек по теме;

Изготовление элементов костюмов;

Подбор атрибутов для игр;

Изготовление картотеки подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр.

Пополнение количества настольно- печатных игр.

Анкетирование

Консультации

Выставки книг

Мини - выставка декоративно- прикладного искусства

Изготовление элементов костюмов

Привлечение к оформлению детских коллективных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.

3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.

4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5.Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.

6.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М.: "Карапуз - дидактика", 2007.

8.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.

9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

10.Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно- патриотическое воспитание. - М.: Прометей; Книголюб, 2003.

11.Шорохова О.А. Речевое развитие ребёнка. - М.: ТЦ Сфера,2009.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×