"использование народного фольклора в развитии речи" | Наталья Валерьевна Чебану. Работа №310494
В раннем возрасте речь детей чаще невнятная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Задача педагога помочь ребёнку в освоении разговорной речи. Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего дошкольного возраста создаёт условия для развития речи, мышления. Фольклор это одно из действенных и ярких средств педагогики. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Яркие художественные образы привлекают внимание детей. Малые формы народного поэтического творчества таят в себе такие богатства как речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов, вызывают желание повторить, запомнить.
Проект
«Использование народного фольклора
в развитии речи детей раннего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель:
Чебану Наталья Валерьевна
«Не только условным звукам учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родного слова. Слово, объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; слово знакомит его с характером окружающих его людей; с обществом, среди которого он живет; с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; слово вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; слово, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский.
Тип проекта: творческий, игровой.
По времени реализации: долгосрочный (6 месяцев)
По характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Участники: дети группы раннего дошкольного возраста, с 2 до 3 лет, «Апельсин»;
воспитатель группы: Чебану Наталья Валерьевна;
учитель музыки: Найманов Узаир Замирович;
учитель физкультуры: Мирхаджаева Кристина Игоревна;
родители.
Цель: создание условий для активного использования фольклора в речевой деятельности детей; развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей на основе устного народного творчества; повышение интереса детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
о
богащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас; обогащать предметно - развивающую среду в группе по устному народному творчеству (в игровой деятельности, книжном уголке, уголке по позн
авательно - речевому развитию);
учить детей правильной разговорной речи; учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, общении со взрослыми и детьми);
в
оспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжела
тельное отношение к окружающим;
п
риобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества.
Актуальность:
В раннем дошкольном возрасте, с 2 до 3 лет, речь детей чаще невнятная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Почему наши дети плохо говорят? Возможно, детям не хватает живого общения. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми гаджетами: телефоном или планшетом, которые дают готовые слуховые и зрительные образы. В то время как устное народное творчество обладает способностью пробуждать в них доброе начало. Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего дошкольного возраста, создает условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного опыта в межличностных отношениях. В последние годы, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, возрастает интерес к народному фольклору. Мы знаем, как сложно подобрать слова, чтобы объяснить маленькому ребёнку многообразный окружающий мир. На протяжении многих веков люди создавали и собирали замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир предметов представлен художественно и ярко.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий огромные возможности. Ценность фольклора, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию, простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе такие богатства как речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов, то есть привлекают внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность привлекает внимание детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи. Дети учатся чувствовать мелодичность и ритм родного языка.
Новизна:
Интеграции разнообразных видов детской деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми,
самостоятельная
игровая
деятельность);
Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
;
Основывается на комплексно - тематическом принципе постр
оения образовательного процесса;
Создание условий педагогической деятельности всех участников проекта
, активной эмоциональной
включён
ости
педаг
огов, детей, родителей, поиск
методов и средств освоения задач проекта.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
Результативность
Выбор темы проекта.
Разучивание песен, потешек, хороводных игр. Проведение небольших бесед об устном народном творчестве.
Постановка целей и задач проекта
Цель: повышение интереса детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
Учить детей правильной разговорной речи;
Учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности;
Обогащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим;
Обогащать предметно - развивающую среду в группе по устному народному творчеству;
Приобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества.
Ожидаемые результаты
Повышается уровень развития речи детей.
Дети узнают песенки, потешки, русские народные сказки, загадки, игры, в соответствии с их возрастом, увеличивается словарный запас, дети отражают полученные знания в изобразительной и игровой деятельности.
2.Организационный
Результативность
Изучение литературы по теме.
Подобрана и изучена специальная литература: Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
Загоруля Г.А., Мазурик А.М. «Путешествие в мир фольклора»,
Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе»,
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
Подбор книг, иллюстрированного и текстового материала по проблеме.
Согласно теме проекта и возраста детей, собраны детские книги: русские народные сказки;
картотеки: потешки, скороговорки, загадки, песенки, колыбельные песни;
дидактические игры, хороводные игры, подвижные игры, настольно - печатные игры.
Привлечение родителей к участию в проекте.
Для родителей было проведено собрание, один из вопросов был вопрос о роли родителей в речи детей. Также для родителей запланированы консультации: «Сказка в жизни ребёнка», «Роль фольклора в развитии речи детей». Предложено поучаствовать в совместных досугах.
3.Практический
Результативность
Обогащение предметно–развивающей среды
Была собрана картотека русских народных подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр. Собраны настольные театры: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят»;
Собраны картотеки: русских народных сказок, потешек, песенок. Изготовлены новые маски животных, элементы костюмов для театральной деятельности.
Выполнение задач проекта.
Малые формы фольклора вызывают интерес у детей сразу в начале проекта. Прослушивание потешек, песен, помогает в прохождении адаптационного периода в новой группе. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с детьми в режимные моменты: колыбельные, когда их укладывают спать; во время умывания (поговорки); во время еды (прибаутки, потешки); одевания после сна, на прогулку. Фольклорные произведения используем во всех сферах деятельности детей. Ведётся работа над проговариванием, выделением голосом отдельных слов, эмоциональностью воспроизведения. Расширяются знания детей об окружающем мире: живой, неживой природе, людях. Сказки нам дают понять, что существует добро и зло, учат нравственным ориентирам в обществе.
4.Обобщающий
Результативность
Перспектива проекта.
Речь детей становится более внятной, понятной. Повышается интерес к народному творчеству. Обогащается словарь детей. Они узнают потешки, песенки, игры, сказки.
Оформление проекта. Презентация проекта на педагогическом совете.
Для оформления проекта собираем картотеки, подготовили презентацию проекта и для педагогов МБДОУ №4 №Умка».
Формы и методы работы
Работа с детьми:
Обогащение предметно- развивающей среды:
Работа с родителями:
Беседы
НОД
Рисование
Дидактические игры
Хороводные игры
Подвижные игры
Разучивание песенок, потешек, скороговорок и сказок.
Аудио-прослушивание песенок, потешек, сказок.
Наблюдения
Конструирование
Развлечение
Подбор книг, иллюстраций;
Подбор игрушек по теме;
Изготовление элементов костюмов;
Подбор атрибутов для игр;
Изготовление картотеки подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр.
Пополнение количества настольно- печатных игр.
Анкетирование
Консультации
Выставки книг
Мини - выставка декоративно- прикладного искусства
Изготовление элементов костюмов
Привлечение к оформлению детских коллективных работ.
Список литературы:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.
3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.
4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5.Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.
6.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М.: "Карапуз - дидактика", 2007.
8.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.
9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
10.Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно- патриотическое воспитание. - М.: Прометей; Книголюб, 2003.
11.Шорохова О.А. Речевое развитие ребёнка. - М.: ТЦ Сфера,2009.