Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности | Шац Инна Анатольевна . Работа №339496
Аннотация. В статье обсуждаются нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры практического применения этих техник в образовательной практике и рассматриваются их преимущества для развития творческих способностей, моторики и воображения у детей.
Ключевые слова: нетрадиционные техники, изобразительная деятельность, творчество, дошкольный возраст, развитие, мелкая моторика, воображение, дети.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шац Инна Анатольевна, воспитатель
ГБУ ДОО ЗО «Детский сад № 43 «Солнышко» г. Мелитополь
Аннотация. В статье обсуждаются нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры практического применения этих техник в образовательной практике и рассматриваются их преимущества для развития творческих способностей, моторики и воображения у детей.
Ключевые слова: нетрадиционные техники, изобразительная деятельность, творчество, дошкольный возраст, развитие, мелкая моторика, воображение, дети.
Развитие творчества у детей дошкольного возраста является важной задачей для и воспитателей. Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности – это эффективный способ стимулирования творческого мышления и развития художественных навыков у детей. Творческая деятельность способствует формированию у детей воображения, способности к самовыражению, критического и креативного мышления. Такие техники включают в себя использование различных материалов и методов, которые отличаются от традиционных способов рисования и лепки.
Одной из таких техник является рисование солью и акварелью. Для этого на влажную бумагу наносится акварельная краска, а затем посыпается солью. Соль впитывает краску, создавая необычные узоры и текстуры. Этот метод не только привлекает детей своей новизной, но и развивает их сенсорные навыки и мелкую моторику.
Еще одной интересной техникой является рисование пеной для бритья. На поднос выдавливается пена, сверху капают краску, и затем дети могут пальцами создавать узоры. Эта техника помогает детям развивать тактильные ощущения и стимулирует воображение, поскольку полученные изображения всегда уникальны и непредсказуемы.
Еще одной эффективной техникой является использование штампов и печатей. Для создания штампов можно использовать различные материалы, такие как картошка, губки, листья, ткань и другие подручные средства. Дети могут создавать узоры и композиции, печатая штампы на бумаге или ткани. Например, создание "волшебного сада" с помощью штампов из картошки и губок помогает детям развивать творческое мышление и экспериментировать с различными текстурами и формами.
Техника "монотипия" также является эффективным средством развития творчества. Монотипия предполагает создание уникальных отпечатков, которые получаются путем нанесения краски на одну поверхность и переноса её на другую. Дети могут экспериментировать с различными цветами и текстурами, создавая неповторимые композиции. Например, можно предложить детям создать "волшебные пейзажи" с помощью монотипии, используя яркие краски и различные текстуры. Это способствует развитию у детей способности к экспериментированию и поиску новых решений.
Аппликация и коллаж из нетрадиционных материалов, таких как ткань, нитки, природные материалы, бумага различной фактуры, также являются важными техниками. Дети могут создавать композиции, сочетая различные материалы и текстуры, что способствует развитию у них чувства формы и цвета. Например, можно предложить детям создать "волшебный лес" из кусочков ткани, ниток и природных материалов, таких как листья и веточки. Это помогает развивать у детей способности к комбинированию различных материалов и созданию уникальных композиций.
Техника "эбру" (рисование на воде) также является интересным и увлекательным методом развития творчества. Эбру предполагает нанесение краски на поверхность воды и создание узоров с помощью специальных инструментов, а затем перенос этих узоров на бумагу. Дети могут экспериментировать с различными цветами и формами, создавая уникальные произведения искусства. Например, можно предложить детям создать "волшебные морские пейзажи" с помощью техники эбру. Это способствует развитию у детей воображения и способности к экспериментированию.
Использование природных материалов, таких как листья, веточки, камни, песок, также является важной техникой для развития творчества. Дети могут создавать композиции из природных материалов, что способствует развитию у них чувства формы, цвета и текстуры. Например, создание "волшебного сада" из камней, листьев и веточек помогает детям развивать творческое мышление и экспериментировать с различными материалами.
Для успешного внедрения нетрадиционных техник изобразительной деятельности в образовательный процесс важно учитывать несколько ключевых аспектов. Во-первых, необходимо создавать условия для свободного творчества детей, предоставляя им возможность самостоятельно выбирать материалы и технику. Во-вторых, важно поддерживать инициативу детей, поощрять их экспериментирование и поиск новых решений. В-третьих, необходимо обеспечивать безопасность при использовании различных материалов и инструментов.
Приведённый в статье материал позволяет понять, что, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности является эффективным средством развития творчества у детей дошкольного возраста. Рисование пальцами, штампы и печати, монотипия, аппликация и коллаж, техника эбру и использование природных материалов помогают детям раскрыть свой творческий потенциал, развивать воображение, критическое и креативное мышление. Воспитатели, активно применяющие эти методы, создают условия для всестороннего развития детей и формирования у них устойчивого интереса к творческой деятельности.
Список литературы
Ларина, О. В. Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников / О. В. Ла
рина, Г. Л.
Стешенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 50-53.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И. А. Лыкова. - Москва: Карапуз-Дидактика, 2007. - 143 с
.
Межиева
, М
. В
. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В.
Межиева
. - Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2002. - 127 с
.