«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» | Горюнова Наталья Александровна. Работа №213877
Автор: Горюнова Наталья Александровна
Мы уже знаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом.
У детей с различными нарушениями речи из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования.
Используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста я выяснила, что они, как и классическое рисование оказывают огромное значение для развития речи ребенка, его воображения, самостоятельности, и, конечно же, способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.
Горюнова Наталья Александровна
воспитатель МКДОУ д/с № 381
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
На данный момент работаю в группе комбинированного вида, с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Мы уже знаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом.
У детей с различными нарушениями речи из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования.
Это приводит к :
1. однообразию способов изображения предметов ;
2. отсюда узость тематики рисунков ;
3. неумение создавать сюжетное изображение ( изображение предметов они не связывают в единый сюжет );
4. дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны ;
5. проявляют бездумный стиль рисования, не могут придумать название своему рисунку, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге ;
6. при штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания ;
7. отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и резельтату деятельности;
8. не всегда понимают, что от них требует педагог;
9. при работе акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно;
10. технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного развития;
11. несмотря на то, что рисунки выполнены на низком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.
Совместная деятельность ребенка и педагога, увлеченность общим делом способствует речевому развитию и через межличностные отношения.
Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности у детей, создают эмоционально-положительное отношение к действительности.
Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Свою работу с детьми по данному направлению я выстраиваю в три этапа:
ознакомительный, основной, итоговый.
Первый – ознакомительный.
На данном этапе я использую такие нетрадиционные техники рисования, как:
• Кляксография
• Рисования по мокрому листу
• Ниткография
• Пальцевая живопись
• Техника набрызгивания.
Для того чтобы заинтересовать детей, настроить на предстоящую деятельность я провожу вводную медитацию, читаю им стихи, загадываю загадки, придумываю различные сюрпризные и игровые моменты.
Совместно с учителями –логопедами сделали подборку стихов, загадок, рассказов которые использую во время занятия.
На втором этапе работу усложняю, включая новые нетрадиционные техники рисования.
• Монотипия
• Бумагопластика
• Пластилинография
• Рисования тычком
Дети первое время испытывали определенные трудности.
У некоторых детей был слабый нажим в пластилинографии, в результате прослеживалась быстрая утомляемость детей. Для предупреждения утомления, невнимательности, профилактики нарушения осанки в структуру занятия включаю физминутки, игры на развитие мелкой моторики рук, психогимнастику.
Содержание физминуток также соответствует лексической теме. В работе Использую подборка физминуток инструктора по ФК.
На итоговом этапе я совмещаю несколько нетрадиционных техник в одной работе.
Коллаж
• Выдувания
• Рисования мыльными пузырями.
Изготовление коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию.
Нужно отметить что, создавая изображение с помощью выдувания красок, рисование мыльными пузырями дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу.
Отдельно хочется отметить освоенную детьми технику изображения
«Рисование штрихами»
В процессе которой, дети легко проговаривали чистоговорки, скороговорки. Шаг за шагом обучаясь изображать животных, птиц и т.д., придавая им с помощью штрихов пушистость, объемность. Сначала мы познакомились со штрихами, чуть касаясь бумаги, затем постепенно усиливали нажим.
Шипучие рисунки (опускаем мелок в соленую воду и рисуем);
-Соленые рисунки (разноцветная соль);
- Ледяные рисунки;
Экспериментирование с бумагой, мелом, льдом, солью, закрепление их основных свойств, заметно расширили представления детей об окружающем.
Так же на улице во время прогулок в летний период мы рисуем палочками на земле, мелом на асфальте. В зимний период рисуем на снегу.
В группе на протяжении всего учебного года я провожу различные дополнительные и индивидуальные занятия с детьми. Вовлекая ребенка в общение, подталкиваю его к этому через различные игры. Не просто даю ребенку задание, а тоже участвую.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь мне, как воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.
После окончания работы я совместно с детьми организовываю выставку, где предлагаю каждому ребенку-автору сказать несколько слов о работе, дать ей оригинальное название, придумать не большой рассказ, пофантазировать, высказать собственное мнение. Дети, как правило, с большой охотой рассказывают о том, что изобразили, тем самым раскрывают смысл своего рисунка. В заключение, спрашиваю детей – хотят ли они оставить работу на выставке или забрать с собой, учитываю желание каждого ребенка.
Все это важно для детей с ОВЗ. Создание сюжетной картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца. Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, для оформления группы.
В группе созданы все необходимые условия: в хорошо освещенном месте расположен уголок изодеятельности для самостоятельного проявления творческой инициативы детей, который оборудован материалами и пособиями для рисования.
В своей работе использую интернет ресурсы, показ слайдов, презентации. Тесно сотрудничаю с другими воспитателями занимающимися обучением детей нетрадиционному рисованию, приготовила и провела открытое занятие по нетрадиционным техникам рисования.
Очень помогает в работе взаимодействие с музыкальным руководителем
Татьяна Геннадьевна, большое внимание при прослушивании музыки уделяется анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия - основное выразительное средство, «душа музыки»; а с другой - мелодическая линия близка линии в живописи.
На НОД по изобразительной деятельности использую музыкальные произведения различного характера, настроения, которые дети уже прослушивали на муз. занятиях.
Затем в рисунках дети отражают свои эмоциональные переживания, вызванные музыкой.
В этом году мною была проведена консультация для воспитателей и специалистов нашего дошкольного учреждения: «Чудо нетрадиционной техники рисования».
Проведен мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»
Наша работа интересует и родителей. Мы все участники творческого процесса, здесь нет зрителей.
Красной нитью в моей работе проходит работа с родителями.
Повышение педагогической компетенции родителей, направленное на формирование детского творчества старших дошкольников с ОНР в своей работе по развитию связной речи у дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования происходило через:
-Посещение художественного музея
-консультации: «Развитие творческой активности дошкольников», «Рисование в дошкольном возрасте»;
-Мастер-класс: ««ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!»
Родители с удовольствием участвуют в организации выставок совместного творчества, персональных выставках, конкурсах. Где каждая работа занимает равноправное место в общей композиции, что зачастую вызывает у участников удивление, а то и восхищение.
Происходит комплексное воздействие на ребенка, повышается эффективность всего процесса.
Конкурсы являются эффективной формой, способствующей повышению творческой активности детей и родителей.
Используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста я выяснила, что они, как и классическое рисование оказывают огромное значение для развития речи ребенка, его воображения, самостоятельности, и, конечно же, способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.