Использование нейрокоррекционных технологий в работе с детьми с ОВЗ | Мой кабинет. Работа №354260
Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Использование нейрокоррекционных технологий
в работе с детьми с ОВЗ
Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка.
В основе концепции коррекционной работы нашего СП лежит положение о том, что сенсомоторный уровень является базисным для дальнейшего развития высших психических функций. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от сформированности тонкой моторики рук. Воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию всех психических функций. Таким образом, в начале коррекционного процесса логично отдать предпочтение двигательным методам. Движения тела и пальцев развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкенезии (непроизвольные движения) и мышечные зажимы. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные связи. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария мозга, что способствует развитию психических функций.
Сложность, частота нарушений высших психических функций у детей ОВЗ предполагает участие разных специалистов в их формировании и коррекции. Применение в работе кинезиологических мячей позволяет использовать потенциал каждого специалиста (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателя), объединить усилия всех субъектов педагогического процесса и организовать комплексный подход.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны детям со следующими проблемами:
гиперактивен
или слишком медлителен;
импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;
быстро утомляется, с трудом засыпает;
не сразу откликается и понимает обращённую к нему речь;
плохо запоминает, сравнивает, обобщает;
имеет задержку формирования мелкой моторики рук;
не может описать картинку, скопировать рисунок;
двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца;
неуклюж, часто спотыкается;
с трудом высиживает 15 минут на одном месте.
Нами используется комплекс упражнений с мячами. В основе лежит методика, предложенная Семенович А.В.
1. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками мяч.
2. Ребенок вращает мяч пальцами одной рукой, затем другой, затем пальцами обеих рук вместе (используется два мяча). Для усложнения можно упражнение делать с закрытыми глазами.
3. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку мяч. Затем наоборот.
4. Кладем мяч на тыльную часть кисти руки и удерживаем его. Для усложнения можно стоять при этом на одной ноге.
5. Используем два мяча. Одной рукой подбрасываем мяч и ловим его, а другой рукой вращаем мяч.
6. Направляя кисть вниз, отпускаем мяч и тут же ловим его, не давая упасть. Делаем поочередно левой и правой рукой.
7. Ребенок бросает о стену мяч и ловит его сначала двумя, а потом одной рукой.
8. Ребенок бросает о стену мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
9. Ребенок ловит мяч, чеканя его об пол, сначала правой, потом левой рукой.
10. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.
11. Ребенок кидает в вертикальную цель мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
12. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
13. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
14. Ребенок чеканит мяч об пол и одновременно читает стихотворение или отвечает на вопросы.
15. Сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект.
Результаты от использования нейрокоррекции:
У всех детей: развиваются когнитивные функции;
У детей с трудностями обучения: улучшаются навыки чтения и письма, развиваются математические способности, а также речевые навыки;
У детей с дефицитом внимания: повышается концентрация и устойчивость внимания, его объем и переключение;
У детей с
гиперактивностью
: снижается импульсивность, поведение налаживается, дети становятся более собранными;
У людей различных возрастов: отмечается повышение работоспособности и улучшение физической координации.
Литература
Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 ч.- М.: АЙРИС-пресс, 2016.-416 с.: ил.
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474