Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование нейрокоррекционных технологий в работе с детьми с ОВЗ | Мой кабинет. Работа №354260

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей.

         Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Использование нейрокоррекционных технологий

в работе с детьми с ОВЗ

Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка.

В основе концепции коррекционной работы нашего СП лежит положение о том, что сенсомоторный уровень является базисным для дальнейшего развития высших психических функций. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от сформированности тонкой моторики рук. Воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию всех психических функций. Таким образом, в начале коррекционного процесса логично отдать предпочтение двигательным методам. Движения тела и пальцев развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкенезии (непроизвольные движения) и мышечные зажимы. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные связи. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария мозга, что способствует развитию психических функций.

Сложность, частота нарушений высших психических функций у детей ОВЗ предполагает участие разных специалистов в их формировании и коррекции. Применение в работе кинезиологических мячей позволяет использовать потенциал каждого специалиста (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, воспитателя), объединить усилия всех субъектов педагогического процесса и организовать комплексный подход.

Занятия по нейропсихологической коррекции показаны детям со следующими проблемами:

гиперактивен

или слишком медлителен;

импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;

быстро утомляется, с трудом засыпает;

не сразу откликается и понимает обращённую к нему речь;

плохо запоминает, сравнивает, обобщает;

имеет задержку формирования мелкой моторики рук;

не может описать картинку, скопировать рисунок;

двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца;

неуклюж, часто спотыкается;

с трудом высиживает 15 минут на одном месте.

Нами используется комплекс упражнений с мячами. В основе лежит методика, предложенная Семенович А.В.

1. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками мяч.

2. Ребенок вращает мяч пальцами одной рукой, затем другой, затем пальцами обеих рук вместе (используется два мяча). Для усложнения можно упражнение делать с закрытыми глазами.

3. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку мяч. Затем наоборот.

4. Кладем мяч на тыльную часть кисти руки и удерживаем его. Для усложнения можно стоять при этом на одной ноге.

5. Используем два мяча. Одной рукой подбрасываем мяч и ловим его, а другой рукой вращаем мяч.

6. Направляя кисть вниз, отпускаем мяч и тут же ловим его, не давая упасть. Делаем поочередно левой и правой рукой.

7. Ребенок бросает о стену мяч и ловит его сначала двумя, а потом одной рукой.

8. Ребенок бросает о стену мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.

9. Ребенок ловит мяч, чеканя его об пол, сначала правой, потом левой рукой.

10. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.

11. Ребенок кидает в вертикальную цель мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.

12. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.

13. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).

14. Ребенок чеканит мяч об пол и одновременно читает стихотворение или отвечает на вопросы.

15. Сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект.

Результаты от использования нейрокоррекции:

У всех детей: развиваются когнитивные функции;

У детей с трудностями обучения: улучшаются навыки чтения и письма, развиваются математические способности, а также речевые навыки;

У детей с дефицитом внимания: повышается концентрация и устойчивость внимания, его объем и переключение;

У детей с

гиперактивностью

: снижается импульсивность, поведение налаживается, дети становятся более собранными;

У людей различных возрастов: отмечается повышение работоспособности и улучшение физической координации.

Литература

Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 ч.- М.: АЙРИС-пресс, 2016.-416 с.: ил.

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×