Название статьи:
Использование нейропсихологических методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста | Скворцова Наталья Сергеевна. Работа №342141
Дата публикации:
04.09.2024
Автор:
Скворцова Наталья Сергеевна
Описание:
Аннотация. В статье рассматриваются нейропсихологические методы, используемые в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Описываются основные подходы и приемы, направленные на развитие когнитивных функций, коррекцию речевых и моторных нарушений, а также улучшение эмоционально-волевой сферы. Подчеркивается значимость интеграции нейропсихологических методов в коррекционную работу для эффективного и всестороннего развития детей с различными нарушениями.
Ключевые слова: нейропсихология, коррекционная работа, дошкольный возраст, когнитивные функции, речевые нарушения, моторные нарушения, эмоционально-волевая сфера.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скворцова Наталья Сергеевна, педагог-психолог
ГБДОУ Детский сад № 145 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются нейропсихологические методы, используемые в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Описываются основные подходы и приемы, направленные на развитие когнитивных функций, коррекцию речевых и моторных нарушений, а также улучшение эмоционально-волевой сферы. Подчеркивается значимость интеграции нейропсихологических методов в коррекционную работу для эффективного и всестороннего развития детей с различными нарушениями.
Ключевые слова: нейропсихология, коррекционная работа, дошкольный возраст, когнитивные функции, речевые нарушения, моторные нарушения, эмоционально-волевая сфера.
Дошкольный возраст является критическим периодом для формирования основных когнитивных и моторных функций, а также для становления эмоционально-волевой сферы. В это время проявляются многие нарушения, такие как речевые и моторные расстройства, которые могут повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Нейропсихологические методы являются эффективным инструментом для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, позволяя целенаправленно развивать необходимые функции и корректировать возникающие нарушения.
Нейропсихологические методы направлены на развитие основных когнитивных функций, таких как внимание, память, восприятие и мышление. Специальные упражнения и игры, основанные на нейропсихологических принципах, помогают детям улучшать концентрацию внимания, развивать зрительно-пространственное восприятие и укреплять рабочую память. Например, игры на запоминание последовательностей, задания на нахождение различий или упорядочивание предметов способствуют развитию этих функций.
Работа с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста занимает важное место в нейропсихологической коррекции. Используются методы, направленные на улучшение фонематического восприятия, развитие артикуляции и укрепление речевой моторики. Например, упражнения на развитие моторики речевого аппарата, такие как артикуляционная гимнастика или логопедические игры, помогают детям с трудностями в произношении звуков. Также важным является работа над развитием словарного запаса и построением связной речи.
Нейропсихологическая коррекция часто включает работу над развитием общей и мелкой моторики, так как эти функции связаны с общим психомоторным развитием ребенка. Упражнения, направленные на координацию движений, развитие ловкости и точности, способствуют улучшению моторных навыков. Например, задания на вырезание, лепку, конструирование из мелких деталей и выполнение различных ритмических движений помогают развивать моторные способности ребенка.
Нейропсихологические методы также направлены на коррекцию эмоционально-волевых нарушений, которые часто встречаются у детей дошкольного возраста. Различные игры и упражнения помогают детям лучше понимать свои эмоции, учат контролировать поведение, развивают способность к саморегуляции и волевому усилию. Например, упражнения на расслабление и дыхательные техники способствуют развитию эмоциональной устойчивости и самоконтроля.
Работа с детьми дошкольного возраста требует индивидуального подхода, учитывающего особенности каждого ребенка. Нейропсихологические методы позволяют гибко адаптировать программу коррекции под конкретные потребности ребенка, учитывая его когнитивные, речевые, моторные и эмоциональные особенности. Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить слабые и сильные стороны развития ребенка, и на основе этого разрабатывается программа коррекции. Индивидуальные занятия могут включать в себя упражнения на развитие памяти и внимания, игры для улучшения речевой моторики, задания на координацию движений и упражнения на развитие эмоционального контроля.
Групповые занятия также могут быть полезными, особенно для развития социальных навыков и эмоционального интеллекта. В группе дети учатся взаимодействовать, работать в команде, выражать и регулировать свои эмоции. В таких занятиях активно используются игровые и ролевые методы, что делает процесс обучения интересным и эффективным.
Успешная коррекционная работа невозможна без участия родителей. Важно, чтобы родители понимали цели и методы коррекции, могли поддерживать ребенка в домашних условиях и выполняли рекомендации специалистов. Регулярные консультации с родителями и предоставление рекомендаций по домашним упражнениям способствуют более успешной реализации коррекционной программы.
В заключение следует отметить, что использование нейропсихологических методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста является эффективным инструментом для развития когнитивных, речевых, моторных функций и эмоционально-волевой сферы. Интеграция этих методов в работу с детьми позволяет не только корректировать существующие нарушения, но и создавать условия для всестороннего развития ребенка. Гибкость и адаптивность нейропсихологических методов делают их незаменимым средством в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обеспечивая им возможность успешного и гармоничного развития.
Список литературы
Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46.
Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 421–424.
Скачать работу
Скворцова Наталья Сергеевна, педагог-психолог
ГБДОУ Детский сад № 145 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются нейропсихологические методы, используемые в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Описываются основные подходы и приемы, направленные на развитие когнитивных функций, коррекцию речевых и моторных нарушений, а также улучшение эмоционально-волевой сферы. Подчеркивается значимость интеграции нейропсихологических методов в коррекционную работу для эффективного и всестороннего развития детей с различными нарушениями.
Ключевые слова: нейропсихология, коррекционная работа, дошкольный возраст, когнитивные функции, речевые нарушения, моторные нарушения, эмоционально-волевая сфера.
Дошкольный возраст является критическим периодом для формирования основных когнитивных и моторных функций, а также для становления эмоционально-волевой сферы. В это время проявляются многие нарушения, такие как речевые и моторные расстройства, которые могут повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Нейропсихологические методы являются эффективным инструментом для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, позволяя целенаправленно развивать необходимые функции и корректировать возникающие нарушения.
Нейропсихологические методы направлены на развитие основных когнитивных функций, таких как внимание, память, восприятие и мышление. Специальные упражнения и игры, основанные на нейропсихологических принципах, помогают детям улучшать концентрацию внимания, развивать зрительно-пространственное восприятие и укреплять рабочую память. Например, игры на запоминание последовательностей, задания на нахождение различий или упорядочивание предметов способствуют развитию этих функций.
Работа с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста занимает важное место в нейропсихологической коррекции. Используются методы, направленные на улучшение фонематического восприятия, развитие артикуляции и укрепление речевой моторики. Например, упражнения на развитие моторики речевого аппарата, такие как артикуляционная гимнастика или логопедические игры, помогают детям с трудностями в произношении звуков. Также важным является работа над развитием словарного запаса и построением связной речи.
Нейропсихологическая коррекция часто включает работу над развитием общей и мелкой моторики, так как эти функции связаны с общим психомоторным развитием ребенка. Упражнения, направленные на координацию движений, развитие ловкости и точности, способствуют улучшению моторных навыков. Например, задания на вырезание, лепку, конструирование из мелких деталей и выполнение различных ритмических движений помогают развивать моторные способности ребенка.
Нейропсихологические методы также направлены на коррекцию эмоционально-волевых нарушений, которые часто встречаются у детей дошкольного возраста. Различные игры и упражнения помогают детям лучше понимать свои эмоции, учат контролировать поведение, развивают способность к саморегуляции и волевому усилию. Например, упражнения на расслабление и дыхательные техники способствуют развитию эмоциональной устойчивости и самоконтроля.
Работа с детьми дошкольного возраста требует индивидуального подхода, учитывающего особенности каждого ребенка. Нейропсихологические методы позволяют гибко адаптировать программу коррекции под конкретные потребности ребенка, учитывая его когнитивные, речевые, моторные и эмоциональные особенности. Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить слабые и сильные стороны развития ребенка, и на основе этого разрабатывается программа коррекции. Индивидуальные занятия могут включать в себя упражнения на развитие памяти и внимания, игры для улучшения речевой моторики, задания на координацию движений и упражнения на развитие эмоционального контроля.
Групповые занятия также могут быть полезными, особенно для развития социальных навыков и эмоционального интеллекта. В группе дети учатся взаимодействовать, работать в команде, выражать и регулировать свои эмоции. В таких занятиях активно используются игровые и ролевые методы, что делает процесс обучения интересным и эффективным.
Успешная коррекционная работа невозможна без участия родителей. Важно, чтобы родители понимали цели и методы коррекции, могли поддерживать ребенка в домашних условиях и выполняли рекомендации специалистов. Регулярные консультации с родителями и предоставление рекомендаций по домашним упражнениям способствуют более успешной реализации коррекционной программы.
В заключение следует отметить, что использование нейропсихологических методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста является эффективным инструментом для развития когнитивных, речевых, моторных функций и эмоционально-волевой сферы. Интеграция этих методов в работу с детьми позволяет не только корректировать существующие нарушения, но и создавать условия для всестороннего развития ребенка. Гибкость и адаптивность нейропсихологических методов делают их незаменимым средством в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обеспечивая им возможность успешного и гармоничного развития.
Список литературы
Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46.
Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Электронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — С. 421–424.