Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений | Иванова Любовь Анатольевна. Работа №353690
Аннотация. Использование нейропсихологических технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, представляет собой важный и эффективный метод коррекции. Эти технологии помогают лучше понять механизмы функционирования мозга, связанные с речью, и позволяют разрабатывать индивидуализированные подходы для каждого воспитанника. В статье рассматриваются основные нейропсихологические аспекты речевых нарушений, а также практические методы их коррекции с использованием нейропсихологических подходов. Описываются конкретные упражнения и методы, которые можно применять в процессе работы с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств.
Ключевые слова: нейропсихологические технологии, коррекция речевых нарушений, логопедия, речевые расстройства, мозг, методы, индивидуальный подход, развитие речи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Иванова Любовь Анатольевна, учитель-логопед
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики "Ясли-сад №1 "Лютик"
Аннотация. Использование нейропсихологических технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, представляет собой важный и эффективный метод коррекции. Эти технологии помогают лучше понять механизмы функционирования мозга, связанные с речью, и позволяют разрабатывать индивидуализированные подходы для каждого воспитанника. В статье рассматриваются основные нейропсихологические аспекты речевых нарушений, а также практические методы их коррекции с использованием нейропсихологических подходов. Описываются конкретные упражнения и методы, которые можно применять в процессе работы с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств.
Ключевые слова: нейропсихологические технологии, коррекция речевых нарушений, логопедия, речевые расстройства, мозг, методы, индивидуальный подход, развитие речи.
Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений – это один из самых перспективных подходов в современной логопедической практике. Он предоставляет педагогам инструменты для более глубокого понимания причин, механизма и характеристик речевых расстройств, что в свою очередь позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Нейропсихология изучает взаимодействие между функциями мозга и психикой человека. Речь является одним из самых сложных и важных процессов, в которых задействованы различные области мозга. Нарушения в развитии речи могут быть связаны с различными нарушениями нейропсихологических функций, такими как внимание, память, восприятие, мышление и моторика. Знания о том, как работают эти процессы, помогают логопедам подбирать наиболее эффективные методы работы с детьми, имеющими речевые расстройства.
Один из основных аспектов нейропсихологической коррекции – это определение уровня и вида нарушений, что позволяет сделать подход к обучению максимально индивидуализированным. Например, дети с дислексией часто сталкиваются с трудностями в восприятии звукового состава слов, что связано с нарушениями в работе слуховой и зрительной памяти. В таких случаях на помощь приходят нейропсихологические методы, направленные на тренировку памяти и внимания, а также упражнения на развитие фонематического слуха.
Для работы с детьми, имеющими дисфункцию левого полушария мозга, которое отвечает за вербальные функции, логопед может использовать специальные упражнения, направленные на стимуляцию соответствующих областей мозга. Например, можно использовать методику «составления схем» при обучении чтению и письму. Этот метод заключается в том, что ребёнку предлагают «разобрать» слово на части, представив его как схему, состоящую из отдельных букв и их звуковых эквивалентов. Это помогает активировать речевые центры мозга и улучшить восприятие письменных и звуковых сигналов.
Другим важным аспектом нейропсихологической коррекции является развитие внимательности и концентрации у детей. Дети с нарушениями речи часто испытывают сложности с сосредоточением на задаче, что затрудняет восприятие и усвоение речевых навыков. Для того чтобы устранить эти трудности, логопеды используют разнообразные нейропсихологические игры и тренировки. Например, можно предложить ребёнку задачу на выбор правильного изображения среди нескольких вариантов. Это тренирует внимание и помогает ребёнку сосредоточиться на нужной задаче.
Для детей с моторными нарушениями речи нейропсихологическая коррекция может включать в себя специальные упражнения для тренировки мелкой моторики. Невозможно развить речь, если не развита моторика, так как акты произнесения звуков и слов требуют координации движений. Это может быть полезно, например, для детей с дизартрией, когда произношение звуков затрудняется из-за недостаточной моторной координации. В таких случаях можно использовать занятия на развитие мелкой моторики, такие как игры с конструктором, рисование, лепка, складывание пазлов. Такие задания помогают улучшить координацию движений и активировать нейропсихологические механизмы, ответственные за произношение.
Примером такого упражнения может быть игра «Собери картинку». Ребёнок должен сложить из нескольких деталей картинку, внимательно следя за их расположением. В процессе игры логопед может поощрять ребёнка произносить названия частей картинки, стимулируя активность речевых центров и способствуя улучшению речевого потока.
Одной из самых востребованных нейропсихологических технологий является использование психогимнастики и ритмических упражнений. Такие методы хорошо работают для детей с нарушениями темпа речи и флуентности (например, заикание). Для коррекции этих нарушений можно использовать ритмичные упражнения, которые развивают плавность речи и помогают улучшить дыхание. Например, ритмическое проговаривание слов или фраз в такт музыке помогает ребенку научиться правильно распределять дыхание и ускоряет процессы овладения речью.
Для детей с нарушением восприятия речи и понимания информации можно использовать методику "повторяющегося слухового восприятия", где ребенок слушает определенные фразы или слова несколько раз, чтобы закрепить их в памяти. Этот метод эффективен для детей, которые сталкиваются с проблемами в понимании словесных инструкций и не могут правильно воспринимать слуховую информацию.
Не менее важным аспектом нейропсихологической коррекции является работа с эмоциями ребенка. Зачастую дети с речевыми нарушениями испытывают трудности с самовыражением, что приводит к снижению уверенности в своих силах. Это может негативно сказываться на процессе обучения и развитии речи. Важно вовлекать детей в деятельность, которая помогает им развивать эмоциональную сферу. Например, ролевые игры и театральные занятия способствуют развитию уверенности в себе, формированию эмоционального отклика и снижению тревожности, что важно для улучшения речевых навыков.
Таким образом, нейропсихологические технологии в логопедической практике играют ключевую роль в успешной коррекции речевых нарушений у детей. Они позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя комплексный подход, который сочетает различные методики, направленные на развитие речи и когнитивных функций. Коррекция речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов способствует не только улучшению речевых навыков, но и гармоничному развитию личности ребенка.
Список литературы
Забудская
, Е. П. Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Е. П.
Забудская
. —
Текст :
непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 11-13.
Ибрагимова, Г. Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. Р. Ибрагимова, Л. Ж. Мартемьянова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 44-46.
Назарьева Т.П. Нейропсихологический подход в современной логопедии в работе с детьми с речевыми нарушениями // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01
(66).