Использование новых форм межпредметной интеграции для достижения требуемого ФГОС уровня изучения обществознания. | Гульнара Ахатовна Юлдашбаева. Работа №234847
Автор: Гульнара Ахатовна Юлдашбаева
Использование новых форм межпредметной интеграции для достижения требуемого ФГОС уровня изучения обществознания.
Использование новых форм межпредметной интеграции для достижения требуемого ФГОС уровня изучения обществознания.
13.01.2020г.
Юлдашбаева Г.А.
В педагогической деятельности учителя одним из главных факторов эффективности работы является поиск и использование таких приёмов, форм и методов обучения, которые позволяют достичь максимально высоких результатов.
Многолетний опыт использования разнообразных педагогических технологий, убедил нас в том, что таких результатов можно добиться лишь путем глубокой предметной интеграции. Принимая во внимание обязательную коммуникативную составляющую предмета «Обществознание» нам удается эффективно мотивировать учащихся старшей ступени к углубленному изучению и других профильных дисциплин.
ФГОС (на фоне слайда с постулатом) требует сегодня от нас решения задач подготовки выпускника к дальнейшей самостоятельной профессиональной самореализации.
И как показывает практика, использования укрупненных учебных единиц, обладающих повышенной научной и языковой информационной емкостью, помогает добиваться хороших показателей при поступлении в ВУЗы.(показать данные класса: из 10 чел. класса-диаграмма поступление по профилю в вузы). Что же мы такого особенного предприняли? Безусловно это был иновационный прием, который помог нам соединить в единое целое обществознание и другие учебные предметы (слайд АЯ ответвления к обществу….и стрелки во что вылилось профоринтационные проекты, фото с уроков профориентации, перечислить)
Идея применения технологии профориентационного ситуационного моделирования с предметами естественнонаучного, социально-экономического, а также гуманитарного циклов возникла в результате поиска технологий, позволяющих расширить рамки профильного обучения, более приблизив его к реальным жизненным ситуациям.
Опыт работы учителей истории и обществознания нашего лицея, диагностика и результаты обучения показывают, что весь арсенал приёмов и методов, которыми пользуются преподаватели, интегрируется в одну педагогическую технологию, в основе которой лежит принцип межпредметных связей.
Обучение обществознания в профильных классах гимназии направлено на углубление внутрипредметных и межпредметных знаний, которые учащиеся приобретают как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Разделы учебника «Право и Гражданин и Государство», связанные с такими темами, как Правонарушения и юридическая ответственность, трудовые и семейные отношения, позволяют учителю связать их с повседневной жизнью учащихся и изучать эти темы с практическим применением.
При работе с проектами других профильных классов наиболее ярким и трудоемким был проект, связанный с судебным процессом. На нем я остановлюсь более подробно. Процесс подготовки к публичной защите проектов способствует развитию творческого потенциала учащихся в соответствии с программой работы лицея с одаренными детьми. Примером может служить работа над Главой № 3 в учебнике «Обществознание 9 класс». По параграфу «Судебная система РФ», мы разработали совместно с обучающимися ролевую игру «Преступление и суд», основной целью которой было продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Работа шла по всем этапам проектной методики и соответствовала изучаемым темам по учебнику УМК разделов.
На первом этапе мы отрабатывали принцип разделения властей, полномочия законодательной власти и принципы осуществления судебной власти.
Затем посредством «мозгового штурма» определялись с видом преступления, искали подходящее видео.
Второй этап – подготовительный был самым кропотливым и трудоемким: учащиеся составляли список юридических терминов, изучали ход судебного заседания, права и обязанности участников процесса, выстраивали линию поведения на суде каждого члена игры. Хочу обратить ваше внимание на то, что за советами и консультацией (а без них невозможно было обойтись) учащиеся обращались к учителю обществознания и к родителям-юристам. Здесь нужно отметить, что каждый ученик был вовлечен в процесс: «лингвисты» занимались языковым материалом, «правоведы» - теорией и практикой проведения судебного процесса.
На следующем этапе шло распределение ролей (судья, адвокат, прокурор, секретарь, потерпевшие, свидетели, обвиняемые, эксперты). Хочется отметить, что для составления экспертного заключения мы привлекли специалистов из «химико-биологической группы», используя их знания профильных предметов. И чтобы быть более реалистичными, ребята предложили добавить еще одну роль – журналиста для освещения судебного процесса. Здесь пришлось поработать уже с лексикой и правилами СМИ. Также мы учились составлять письмо-жалобу, требование компенсации морального и материального ущерба, что тоже входило в программу учебника по этому модулю.
Согласно отзывам, мы успешно достигли поставленной цели.
А для себя как для учителя, я сделала вывод: что ребята, погружаясь в такую образовательную среду не только активно осваивают научную лексику и терминологию, совершенствуют свои коммуникативные навыки, но и значительно больше узнают о своей будущей профессии, лучше ее понимают.