Использование оборудования "Точки роста" в урочной и внеурочной деятельности для повышения качества образования по химии и биологии | Самуйленко Светлана Анатольевна. Работа №350473
Аннотация. Статья посвящена использованию современного оборудования Центра "Точка роста" в процессе обучения химии и биологии. Описание интеграции технологий в урочную и внеурочную деятельность демонстрирует, как инновационные подходы и технические средства способствуют улучшению качества образования, повышению интереса учащихся к предметам и развитию их практических навыков. Приводятся примеры использования интерактивных досок, лабораторного оборудования и программного обеспечения для моделирования химических и биологических процессов, а также освещаются результаты, полученные в ходе внедрения этих технологий.
Ключевые слова: оборудование, "Точка роста", химия, биология, цифровизация образования, лабораторные исследования, интерактивные технологии, моделирование, проектная деятельность, школьное образование, качество образования.
Использование оборудования "Точки роста" в урочной и внеурочной деятельности для повышения качества образования по химии и биологии
Самуйленко Светлана Анатольевна, учитель химии и биологии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Толмачевская средняя общеобразовательная школа № 61" с.Толмачево
Аннотация. Статья посвящена использованию современного оборудования Центра "Точка роста" в процессе обучения химии и биологии. Описание интеграции технологий в урочную и внеурочную деятельность демонстрирует, как инновационные подходы и технические средства способствуют улучшению качества образования, повышению интереса учащихся к предметам и развитию их практических навыков. Приводятся примеры использования интерактивных досок, лабораторного оборудования и программного обеспечения для моделирования химических и биологических процессов, а также освещаются результаты, полученные в ходе внедрения этих технологий.
Ключевые слова: оборудование, "Точка роста", химия, биология, цифровизация образования, лабораторные исследования, интерактивные технологии, моделирование, проектная деятельность, школьное образование, качество образования.
Центр "Точка роста" стал значимым шагом в модернизации образовательного процесса в школе, в частности в преподавании таких дисциплин, как химия и биология. Современные технологии, которые внедряются в образовательную практику через этот центр, позволяют значительно повысить качество знаний учащихся, развить их навыки исследования и научного подхода. Важнейшим элементом этой модернизации стало использование нового оборудования, которое активно применяется как в урочной, так и в внеурочной деятельности.
Одним из самых заметных изменений является оснащение лабораторий химии и биологии современным оборудованием, которое открывает новые возможности для проведения практических занятий. В традиционных школьных лабораториях учащиеся часто ограничены в своей деятельности использованием базового набора химических реактивов и оборудования. В Центре "Точка роста" ученики имеют доступ к высококачественным микроскопам, электронным весам, химическим реактивам, а также специализированным устройствам для проведения экспериментов, таких как термометры с высокой точностью измерений, спектрофотометры и другие современные инструменты.
В ходе уроков химии учащиеся теперь могут не только изучать теоретические основы, но и непосредственно участвовать в химических реакциях, наблюдая за их ходом в реальном времени с помощью цифровых устройств, которые фиксируют изменения и отображают результаты на экранах интерактивных досок. Например, на уроках химии ученики часто моделируют различные реакции, исследуют процессы окисления и восстановления или изучают кинетику химических реакций с помощью программного обеспечения. Это позволяет не только визуализировать сложные химические процессы, но и лучше понимать закономерности, которые они подчиняются. Использование интерактивных досок и специализированных программ дает возможность представлять молекулярную структуру веществ, моделировать взаимодействие химических элементов и таким образом глубже погружаться в предмет.
Еще одним важным аспектом является использование оборудования для проведения биологических исследований. Биология, как наука, требует особого подхода к изучению живых организмов, их структур и процессов, происходящих в клетках. В Центре "Точка роста" школьники могут работать с современными микроскопами, которые позволяют им исследовать как макроскопические, так и микроскопические объекты. К примеру, на уроках биологии старшеклассники изучают строение клеток, тканей и органоидов, а также проводя эксперименты с различными растениями и микроорганизмами, могут на практике исследовать процессы, такие как фотосинтез или клеточное деление. Применение современных микроскопов с функцией подключения к компьютеру позволяет ученикам делать снимки и даже проводить анализ полученных данных в реальном времени, что значительно повышает познавательную ценность уроков.
Кроме того, большое внимание в Центре уделяется моделированию биологических процессов, таких как круговорот веществ в природе, экологические взаимодействия, генетические изменения. Программное обеспечение, используемое в Центре, позволяет школьникам самостоятельно создавать модели экосистем, исследовать влияние внешних факторов на живые организмы и наблюдать за результатами в интерактивной форме. Моделирование таких процессов позволяет учащимся не только на практике закрепить теоретические знания, но и развить навыки анализа и прогнозирования.
Внеурочная деятельность также значительно выигрывает от использования новых технологий и оборудования. В рамках проектной работы учащиеся могут проводить исследовательские проекты, используя цифровые лаборатории и оборудование для сбора и анализа данных. Например, школьники могут изучать качество воды в местных водоемах, анализируя ее химический состав с помощью современных анализаторов, или проводить экологические исследования, изучая влияние различных факторов на растительность или животный мир. Эти проекты развивают у школьников навыки научной работы: они учатся ставить гипотезы, собирать и обрабатывать данные, делать выводы и представлять результаты своей работы.
Кроме того, Центр "Точка роста" активно способствует развитию научного поиска среди учащихся. Для этого организуются различные научно-исследовательские конкурсы и конференции, где школьники могут представить результаты своих исследований, выполненных как в рамках уроков, так и в ходе внеурочной деятельности. Учащиеся имеют возможность общаться с учеными, специалистами в различных областях науки, что стимулирует их интерес к научной деятельности и способствует развитию их исследовательских способностей.
Использование современного оборудования также способствует повышению мотивации учащихся к обучению. Современные устройства и технологии делают процесс обучения более увлекательным и доступным. Например, использование интерактивных досок позволяет не только показывать сложные химические реакции, но и проводить эксперименты в виртуальной реальности, что дает ученикам возможность увидеть процесс, который не всегда можно продемонстрировать на практике из-за его сложности или опасности. В биологии, благодаря интерактивным моделям и программам, школьники могут наблюдать за процессами клеточного деления или миграции животных в дикой природе в реальном времени, что значительно расширяет их кругозор и способствует лучшему усвоению материала.
Важным аспектом использования оборудования "Точки роста" является возможность индивидуализации обучения. Современные технологии позволяют учителю адаптировать процесс обучения под потребности каждого ученика. Например, с помощью онлайн-платформ и специализированных приложений, учащиеся могут заниматься дополнительным обучением, повторять пройденный материал или углубленно изучать интересующие их темы. Это особенно важно для школьников, которые проявляют склонность к углубленному изучению химии и биологии и хотят развивать свои научные интересы.
Таким образом, использование оборудования Центра "Точка роста" в процессе преподавания химии и биологии значительно повышает качество образования. Современные технологии делают занятия более интересными, доступными и эффективными. Внедрение инновационных методов и оборудования позволяет не только углубленно изучать предметы, но и развивать у школьников навыки исследования, критического мышления и научной работы, что важно для их будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Алексеева Т. В. Цифровые лаборатории на уроках биологии Методическое пособие / Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации», СанктПетербург, 2020.
2. Дьячкова Н.А. «Использование ресурсов школьного центра „Точка роста“ в урочной и внеурочной деятельности по биологии и химии, для повышения качества образования» // Международный школьный научный вестник. — 2024. — №2.
3. Учебное пособие «Использование цифрового и аналогового оборудования центров „Точка роста“ на уроках и во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла», - Курск - 2022.