Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование пальчиковой гимнастики в детском саду: не только развитие речи и мелкой моторики | Мокеева Ирина Геннадьевна. Работа №357454

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей.  Однако её значение выходит далеко за рамки простого развития ловкости пальцев.  В детском саду пальчиковая гимнастика играет важную роль в комплексном развитии ребенка,  влияя на его речь,  мышление,  внимание,  память и эмоциональное состояние.

Мокеева Ирина Геннадьевна,

воспитатель высшей категории, МБДОУ ДС № 452 г. Челябинска

Использование пальчиковой гимнастики в детском саду:

не только развитие речи и мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей. Однако её значение выходит далеко за рамки простого развития ловкости пальцев. В детском саду пальчиковая гимнастика играет важную роль в комплексном развитии ребенка, влияя на его речь, мышление, внимание, память и эмоциональное состояние.

Значение пальчиковой гимнастики

Связь между развитием мелкой моторики и речью хорошо известна. В коре головного мозга зоны, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены рядом и тесно взаимодействуют. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем речевые центры мозга, способствуя развитию артикуляции, улучшению произношения звуков, обогащению словарного запаса и развитию связной речи.

Кроме того, пальчиковая гимнастика:

Развивает мелкую моторику: улучшает координацию движений пальцев, укрепляет мышцы кистей рук, повышает точность и ловкость движений.

Развивает тактильную чувствительность: разнообразные текстуры материалов (пластилин, бумага, ткань) стимулируют рецепторы кожи, обогащая сенсорный опыт ребенка.

Развивает пространственное мышление: многие упражнения требуют выполнения определенных пространственных отношений (направление движения, последовательность действий), способствуя развитию пространственного мышления.

Развивает внимание и память: запоминание последовательности движений, выполнение упражнений по образцу требуют сосредоточенности и развития памяти.

Развивает координацию движений: согласованность движений рук и глаз является важным аспектом всестороннего развития.

Снимает эмоциональное напряжение: ритмичные движения, сочетающиеся с положительными эмоциями, помогают расслабиться и снять стресс.

Способствует развитию творческих способностей: пальчиковая гимнастика может быть интегрирована с другими видами деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Методика проведения пальчиковой гимнастики в детском саду

В детском саду пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить регулярно, несколько раз в неделю, включая её в различные виды деятельности:

Утренняя гимнастика: короткие упражнения, подготавливающие руки к работе.

Занятия по развитию речи: пальчиковая гимнастика, сопровождающаяся стихами или песенками, способствует запоминанию слов и совершенствованию артикуляции.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации: упражнения, подготавливающие руки к тонкой работе.

Свободное время: дети могут самостоятельно выполнять знакомые упражнения.

Выбор упражнений

При подборе упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Младшая группа (3-4 года): простые упражнения, повторяющие движения животных или предметов.

Средняя группа (4-5 лет): более сложные упражнения, требующие координации движений нескольких пальцев.

Старшая группа (5-6 лет): упражнения, развивающие точность и ловкость движений.

Подготовительная группа (6-7 лет): упражнения, подготавливающие руку к письму.

Примеры упражнений

"Ладушки":классическое упражнение, известное всем.

"Сорока-ворона":ритмичное постукивание пальцами.

"Замок":сцепление пальцев в "замок".

"Коза":выставление указательного пальца и мизинца.

"Пальчики здороваются": поочередное прикосновение пальцев друг к другу.

Упражнения с использованием различных предметов: бусины, пуговицы, прищепки.

Интеграция с другими видами деятельности

Пальчиковую гимнастику можно эффективно интегрировать с другими видами деятельности в детском саду.

Тематические занятия: упражнения, связанные с темой занятия.

Чтение художественной литературы: сопровождение чтения стихов или сказок соответствующими упражнениями.

Музыкальные занятия: пальчиковая гимнастика под музыку.

Изобразительная деятельность: использование пальчиковых красок для рисования.

Организация работы с детьми

Создать положительную эмоциональную атмосферу.

Пояснять каждое упражнение наглядно и доступно.

Постепенно усложнять упражнения.

Хвалить детей

за правильное выполнение упражнений.

Индивидуальный подход

к детям

с особенностями развития.

В заключение скажем, что пальчиковая гимнастика – это не просто игра, а важный инструмент в руках воспитателей детского сада, способствующий гармоничному развитию детей. Её регулярное использование положительно влияет на развитие речи, мелкой моторики, мышления, внимания, памяти и эмоционального состояния ребенка, подготавливая его к школе и будущей жизни. Важно помнить, что эффективность пальчиковой гимнастики зависят от системности, интереса и индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×