Использование песен и стихов для улучшения произношения и интонации на уроках английского языка | Бондаренко Антонина Михайловна. Работа №352981
Аннотация. Использование песен и стихов на уроках английского языка является эффективным методом развития произношения и интонации у школьников. Такие творческие формы обучения помогают улучшить артикуляцию, освоить ритмику языка, укрепить словарный запас и снять языковой барьер. В статье представлены практические рекомендации и методические приемы для включения песен и стихов в образовательный процесс, а также анализ их влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Ключевые слова: английский язык, песни, стихи, произношение, интонация, ритм, фонетика, коммуникативная компетенция, урок, школьники.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕН И СТИХОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ИНТОНАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бондаренко Антонина Михайловна, учитель английского языка
МКОУ "Добринская СОШ", Воронежская область, с. Добрино
Аннотация. Использование песен и стихов на уроках английского языка является эффективным методом развития произношения и интонации у школьников. Такие творческие формы обучения помогают улучшить артикуляцию, освоить ритмику языка, укрепить словарный запас и снять языковой барьер. В статье представлены практические рекомендации и методические приемы для включения песен и стихов в образовательный процесс, а также анализ их влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Ключевые слова: английский язык, песни, стихи, произношение, интонация, ритм, фонетика, коммуникативная компетенция, урок, школьники.
Изучение произношения и интонации является важной составляющей процесса освоения английского языка. Однако традиционные методы обучения фонетике нередко вызывают у учащихся скуку и усталость, что снижает мотивацию. Использование песен и стихов помогает сделать процесс изучения увлекательным и эффективным, позволяя интегрировать фонетический материал в более естественную и творческую форму.
Музыкальные и поэтические произведения обладают уникальной способностью передавать ритм, интонацию и характерные звуки языка, способствуя лучшему их усвоению. Они также предоставляют возможность развивать эмоциональную вовлеченность учащихся, что стимулирует их активность и интерес к предмету.
1. Роль песен и стихов в обучении произношению
Песни и стихи предлагают богатый материал для изучения английского языка благодаря их ритмичности, повторяемости и интонационной выразительности. Использование этих форм помогает решить ряд задач:
Развитие артикуляции: Песни и стихи содержат разнообразные звуки и звукосочетания, которые помогают учащимся тренировать правильное произношение.
Формирование ритмики языка: Музыкальные произведения учат учащихся соблюдать акцентные структуры английского языка, а стихи помогают освоить метрическую организацию речи.
Улучшение интонации: Песни позволяют легко воспринимать интонационные модели языка, такие как повышение и понижение тона, вопросы и восклицания.
Снятие языкового барьера: Творческие формы обучения помогают учащимся расслабиться и преодолеть страх ошибок.
2. Методические приемы использования песен
Для эффективного использования песен на уроках английского языка можно применять следующие методические приемы:
Аудирование с акцентом на произношение:
Учащиеся прослушивают песню, обращая внимание на звучание сложных звуков. Например, песни, содержащие звуки /θ/ (think, thought) и /ð/ (this, that), помогают тренировать их произношение.
Караоке-занятия:
Пение под минусовые фонограммы способствует активному включению учащихся в процесс, улучшая интонацию и ритм речи.
Работа с текстом песни:
Выделение рифм: Учащиеся находят рифмующиеся слова, что помогает закрепить звуки.
Разделение на слоги: Анализ слоговой структуры облегчает понимание ритма языка.
Имитационные упражнения:
Учитель предлагает учащимся повторять за исполнителем фразы или строки, имитируя интонацию и ударения.
Интерактивные задания:
Например, разгадывание пропущенных слов в тексте песни развивает навыки слушания и произношения одновременно.
3. Использование стихов для развития произношения
Стихи представляют собой богатый материал для обучения, особенно для отработки ритмики и интонации языка. Важно выбирать тексты, соответствующие уровню учащихся.
Чтение хором:
Учащиеся читают стихотворение вместе, стараясь соблюдать ритм и интонацию. Этот прием помогает снизить страх перед ошибками и концентрироваться на звучании текста.
Тренировка ударений:
Учитель обращает внимание на правильное произношение ударных и безударных слогов, используя метрические схемы. Например, разучивание детских рифмовок типа Humpty Dumpty помогает освоить ритмическую структуру языка.
Декламация наизусть:
Заучивание стихов способствует тренировке памяти и формированию языковой уверенности.
Ролевые чтения:
Ученики разыгрывают стихотворные диалоги, что помогает закрепить интонационные особенности разговорной речи.
4. Преимущества и результаты
Применение песен и стихов на уроках английского языка способствует:
Повышению мотивации: Учащиеся охотно участвуют в творческих заданиях, воспринимая их как игру.
Эффективному освоению фонетики: Ритмическая структура помогает лучше запоминать звуки и их сочетания.
Развитию навыков аудирования и говорения: Музыкальный и поэтический материал стимулирует восприятие и воспроизведение языка.
Снятию эмоционального напряжения: Песни и стихи создают атмосферу доверия, что особенно важно для застенчивых учеников.
Использование песен и стихов на уроках английского языка открывает перед учителем новые возможности для обучения произношению и интонации. Эти методы помогают сделать образовательный процесс живым и увлекательным, повышая эффективность обучения. Развитие творческих подходов к обучению фонетике способствует формированию у школьников уверенности в использовании английского языка в реальной коммуникации.
Интеграция музыки и поэзии в уроки английского языка укрепляет связь между эмоциональной и когнитивной сферами учащихся, что, в свою очередь, делает изучение языка более глубоким и результативным.
Список литературы
Воронин Валерий Александрович СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-obucheniya-angliyskomu-yazyku-vozmozhnosti-ispolzovaniya-pesennogo-materiala-i-osobennosti-organizatsii-i
Кувшинова Г. П. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №5 (195).