Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование практических экспериментов для закрепления теоретических знаний по физике | Умарова Хадижат Магомедовна. Работа №346474

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование практических экспериментов как эффективного метода закрепления теоретических знаний по физике. Описаны преимущества проведения экспериментов на уроках, их влияние на понимание физических законов и развитие интереса к предмету.

Ключевые слова: практические эксперименты, физика, теоретические знания, закрепление знаний, обучение, школа.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

 

Умарова Хадижат Магомедовна, учитель физики

МКОУ «Гимназия №3»

 

Аннотация. В статье рассматривается использование практических экспериментов как эффективного метода закрепления теоретических знаний по физике. Описаны преимущества проведения экспериментов на уроках, их влияние на понимание физических законов и развитие интереса к предмету.

Ключевые слова: практические эксперименты, физика, теоретические знания, закрепление знаний, обучение, школа.

 

Практические эксперименты играют ключевую роль в обучении физике, так как они позволяют школьникам наглядно увидеть, как работают законы природы, и применить теоретические знания на практике. Введение экспериментов на уроках физики способствует не только лучшему пониманию материала, но и повышает мотивацию учеников, развивает их исследовательские навыки и критическое мышление.

Одним из основных достоинств проведения экспериментов является наглядность. Теоретические знания по физике могут казаться абстрактными и сложными для восприятия, особенно когда речь идёт о законах механики, электричества или оптики. Однако при проведении экспериментов школьники могут наблюдать реальные процессы и явления, что помогает им лучше понять, как работают физические законы. Например, эксперимент по изучению законов Ньютона с использованием тележек на наклонной плоскости позволяет учащимся наглядно увидеть взаимосвязь между силой, массой и ускорением.

Развитие критического мышления и аналитических навыков также является важным результатом использования экспериментов на уроках физики. В процессе выполнения лабораторных работ школьники учатся анализировать результаты, проводить измерения, сопоставлять их с теоретическими данными и делать выводы. Это помогает им развивать навыки логического мышления, что особенно важно для понимания сложных физических понятий и законов. Например, проведение эксперимента с маятником для измерения периода колебаний может помочь школьникам лучше понять, как длина маятника и гравитация влияют на период его движения.

Закрепление теоретических знаний через практическую деятельность — ещё одно важное преимущество экспериментов. Теория, изучаемая на уроках, может оставаться неполной без применения её на практике. В процессе выполнения экспериментов школьники получают возможность проверить свои знания, увидеть на практике, как работают теоретические законы, и понять, какие факторы влияют на результат. Например, изучение законов электромагнитной индукции через эксперимент с катушкой и магнитом позволяет учащимся закрепить знания о взаимосвязи электрических и магнитных полей.

Практические эксперименты делают процесс обучения более интересным и увлекательным. Школьники, активно участвующие в проведении экспериментов, могут непосредственно наблюдать результаты своих действий, что вызывает у них чувство удовлетворения и стимулирует интерес к изучению предмета. Экспериментальные задачи развивают у учеников любознательность и стремление к самостоятельному исследованию. Например, проведение эксперимента по изучению законов отражения и преломления света с использованием лазеров и зеркал может увлечь школьников, показывая им, как физика применима в реальных устройствах, таких как оптические приборы.

Исследовательская деятельность и проектные задания также могут включать в себя эксперименты как важный элемент обучения. Учителя могут предлагать школьникам самостоятельно разрабатывать экспериментальные задачи или участвовать в проектной работе, где они проводят собственные эксперименты для решения поставленных вопросов. Это развивает у школьников исследовательские навыки, учит их правильно организовывать эксперименты, анализировать полученные данные и представлять результаты в форме отчётов или презентаций. Например, учащиеся могут исследовать зависимость скорости свободного падения от массы тела, применяя различные методы измерения и расчёта.

В школьной практике используются различные виды экспериментов: фронтальные, лабораторные и демонстрационные. Фронтальные эксперименты предполагают участие всех учеников класса, когда каждый из них выполняет одно и то же задание. Лабораторные эксперименты часто выполняются в малых группах или индивидуально и предполагают более глубокое изучение явлений. Демонстрационные эксперименты, которые проводит учитель, помогают наглядно иллюстрировать физические законы для всего класса. Важно, чтобы каждый из этих видов был включён в образовательный процесс, так как они помогают детям закреплять теорию через практику и учиться проводить самостоятельные исследования.

Таким образом, использование практических экспериментов на уроках физики позволяет школьникам закрепить теоретические знания, развить аналитическое мышление и исследовательские навыки, а также повысить интерес к изучению предмета. Эксперименты помогают сделать процесс обучения более увлекательным и практикоориентированным, что способствует успешному освоению школьной программы и формированию у школьников глубокого понимания физических законов.

 

 

Список литературы

1. Кислякова, О.П. Система развивающего лабораторного практикума по физике / О.П. Кислякова // Методические особенности преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в военном вузе. - 2020. - С. 19-25.

2. Осипова, Л. Г. Педагогические технологии на уроках физики / Л. Г. Осипова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 96-98.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×