Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование практико-ориентированного обучения | Буценко Елена Васильевна. Работа №278470

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Буценко Елена Васильевна
В статье рассмотрены основные особенности практико-ориентированного обучения при изучении учебной дисциплины в СПО.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, формировать профессиональные компетенций за счет выполнения реальных практических задач, проведение  практической деятельности по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности. Содержание практико-ориентированного обучения при изучении дисциплины «Основы проектирования баз данных» включает в себя: практические занятия, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами,  предметная олимпиада,  выполнение дипломных работ, участие студентов в движении WorldSkills, которое способствует собственной самореализации студентов в жизни.

 

 

Использование практико-ориентированного обучения в рамках изучения дисциплины «Основы проектирования баз данных» с учетом профессиональной направленности

 

Буценко Е.В.,

Преподаватель ГБПОУ СКС, г. Ставрополь

bev_stavscc@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности практико-ориентированного обучения при изучении учебной дисциплины в СПО.

 

Приоритет развития страны на ближайшее время определен созданием инновационной экономики, экономики знаний и технологий. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, инициативные, эрудированные, мотивированные на достижение высоких результатов.

Поэтому резко возрастает потребность в практикоориентированных работниках, сочетающих достаточно фундаментальную теоретическую подготовку с умениями и навыками, направленных на сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных; проектирование баз данных на основе анализа предметной области, разработку объектов базы данных в соответствии с результатами анализа, реализацию базы данных в конкретной системе управления базами данных, администрирование и защиту базы данных.

Необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, преподнести. Его можно получить («взять») организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между обучающимися и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств конкурентоспособности у будущих специалистов. В процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, формировать профессиональные компетенций за счет выполнения реальных практических задач, проведение практической деятельности по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.

Содержание практико-ориентированного обучения при изучении дисциплины «Основы проектирования баз данных» включает в себя: практические занятия, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами, предметная олимпиада, выполнение дипломных работ, участие студентов в движении WorldSkills, которое способствует собственной самореализации студентов в жизни.

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование произошли изменения роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, который должен владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Педагог выступает в роли консультанта и контактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов и его основная задача - структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. В процессе обучения используются реальные производственные задания в направлении проектирования баз данных для различных предметных областей.

На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Проблемы реализации программы - это отсутствие современного оборудования, отсутствие производственной базы и современного программного обеспечения, трудности с производственной практикой при распределении студентов. Перечисленные трудности преодолимы, если смогут подключиться работодатели. Роль преподавателя как контактного лица для личных вопросов и проведение анализа учебного процесса не совсем ясна.

Следовательно, основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

При разработке примерной программы по дисциплине «Основы проектирования баз данных» были выбраны ориентиры и направления развития отраслей, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена.

Практико-ориентированное обучение позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, внедрение деятельностных форм и методов, помогающих студентам оценивать профессиональную значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практикоориентированном учебном процессе не только используется имеющийся у студентов жизненный опыт, но и формируется новый на основе вновь приобретаемых знаний. В современных условиях необходимо воспитание личности, способной не только использовать информационные технологии в будущей профессиональной деятельности, но и самостоятельно добывать новые знания, оперативно корректировать полученные знания в соответствии с требованиями времени. В связи с этим возникает необходимость разработать эффективные приемы и способы преподавания дисциплины на базе применения новых образовательных технологий в рамках практико-ориентированного обучения. Одна из особенностей дисциплины «Основы проектирования баз данных» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. При этом в обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у студентов умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни.

Практикоориентированный урок по дисциплине дает хорошую возможность для оптимального сочетания практического материала с демонстрацией возможностей решения задач в повседневной и профессиональной деятельности. Для формирования практико-ориентированных знаний студентов на уроках используется метод ситуационных задач. Ситуационная задача актуализирует для студентов теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается обучающимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими студентами. На практических занятиях по дисциплине «Основы проектирования баз данных» задания подбираются с учетом междисциплинарных связей и способностей каждого студента. Это позволяет развивать активную познавательную и творческую деятельность студентов. При выполнении заданий студенты используют знания, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Таким образом, целью комплексного обеспечения практикоориентированного обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств личности, знаний, умений и навыков, а также целенаправленное развитие их в дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

Дороничева

Р. М., Иващенко Г. А.

Практикоориентированный

подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I

Междунар

.

науч

.

конф

. (г.

СанктПетербург

,

декабрь 2016 г.).

-

С

Пб.: С

вое издательство, 2016. - 16

с.

Канаева

Т. А., Профессиональные составления студентов СПО в контексте практико-ориентировочных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12(20), 2012,

www.sisp.nkras.ru

Хромова

И. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII

Междунар

.

науч

.

конф

. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.).

-

СПб

.:

Свое издательство, 2015

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×