Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников. | Величко Екатерина Викторовна. Работа №354935
Чтобы заинтересовать детей, учитель должен не просто передавать новые знания, но и внести творчество, креатив. Поэтому учителя стремятся овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.
Тема: «Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс формирования познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников» Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, способность принимать нестандартные решения, умения творчески мыслить. Поэтому самая важная и главная цель любого педагога — вооружить умением учиться, а не дать ему как можно больший багаж знаний.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Чтобы заинтересовать детей, учитель должен не просто передавать новые знания, но и внести творчество, креатив. Поэтому учителя стремятся овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.
Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Много лет работая с детьми младшего школьного возраста, пришла к выводу, что ребенок воспринимает предмет «русский язык», как что – то новое, ранее незнакомое, очень трудное в изучении, хотя и владеет в языке очень многим. Проведя анкетирование учащихся в классе, я подтвердила предположение о том, что предмет «русский язык» является одним из сложных предметов для младших школьников. Как изменить отношение младшего школьника к предмету, как сделать изучение родного языка более приятным занятием, а сам язык более близким? Вывод напрашивается сам: необходимо помочь ребенку понять, что со многим в языке он хорошо знаком, только не догадывается об этом. Если мы поможем ему это осознать, то, может быть, положим начало изменению его отношения не только к языку, но и к самому себе как личности.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении русскому языку считаю принцип развития ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Свойства психики, основы интеллекта и всей духовной сферы формируются главным образом в младшем школьном возрасте. В этот же период нежелание заниматься изучением русского языка, незаинтересованность порождают безграмотность. На мой взгляд данная проблема является актуальной на сегодняшний день.
Хочу поделиться опытом плодотворной работы над формированием интеллектуальной компетенции в процессе преподавания русского языка через развитие мышления, результатом которого является повышение качества учебно-воспитательного процесса.
При организации учебного процесса большая часть заданий формулируется учащимися самостоятельно. Ориентиром в этой работе им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала.
В плане развития и активизации интеллектуальной деятельности остановлюсь более подробно на «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»
Что такое эйдетика? (от греч. eidos образ, вид) Эйдетика — это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать. Эйдетическая память - фотографическая память в психологии.
Методы: Мнемотехника (вербально – логическое мышление)
Эйдотехника (конкретно – образное мышление)
Суть метода в том, чтобы с помощью рисунка - ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
Принципы работы по системе эйдетики:
• радостная, весёлая атмосфера;
• мобильность и доступность игрового материала;
• разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребёнка.
Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:
1. Ассоциации по схожести звучания (фонетические). Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза. Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!” Герой – Гена – герой.
Деревня – дед в деревне. Железо – железо режу еле-еле. Запад – на западе солнце падает.
Инженер – Женя – инженер. Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап.
Комната – комната у Наты. Лопата – лопата лопнул. Мебель – мебель белая.
Пассажир – пассажир берет билет в кассе. Паук – у паука папа. Пенал – пенал моют пеной
Ребята – ребята решают ребус. Сапоги – Саша в сапогах. Тарелка – тарелка-это тара. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Чувство – уважай чужие чувства
2 Весёлые занимательные стишки. Суть – в подборе слов-помощников, но для
облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший
ГАля гАзету домой принесла, и телепрограмму в гАзете нашла.
Что там, в гАзете? А ГАля не знает, только лишь телепрограмму читает.
ГОрка гОроха, Лук и морковь. Мама! Гороховый суп нам готовь!
Жила-была собака, она любила спать, Ее прозвали Соня, Люблю я с ней играть.
ИдИте, ДИРЕКТОР, На помощь идите!Порядок, дИректор, Везде наведИте!
А ДЕдушке Морозу все дЕти в дЕкабре готовят дружно встречу у елки во дворе.
«КвА КВАРТИРУ не хочу», – квАкает лягушка. «Мне болото – лучший дом! Где моя подушка?»
Что дЕлали дЕжурные? Водой залили пол! Ведром в футбол играли, зато забили гол!
3. В этом слове есть другие слова. В слове спряталось другое слово.
Валенки – валенки у Ленки. Горизонт – гори, зонт!. Облако –облако плачет. Ракета – в ракете рак. Соловей - соловей поет соло. Ужин – ужи на ужин?
4. Графические ассоциации (по схожести изображения). Суть – увидеть сходство формы
буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке
или в индивидуальных словариках.
5. Изографы. Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
6. Смысловые ассоциации. Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. Погода – погоду наблюдают по годам. Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия. Сегодня – сего дня (при Петре I). Урожай – земля рожает урожай.
7. Нахождение проверочного слова. Берег – брег /у Пушкина/. Лисица – лис. Ботинки – боты
Воскресенье – воскрес. Впереди – перед, передний. Пшеница – пшёнка.
8. «Подкрепление слов», которые трудно проверить. Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда!
• Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек или как две снежинки.
9. Произношение слова на другом языке. Арбуз – арбуз /укр./ Морковь – морква /укр./ Вчера – вчёра /укр./ Металл – металл /англ./ Москва – Москоу /англ./
10. Составим ребус.
Алгоритм по составлению ассоциограммы:
1. Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко
слышимой) позиции и сочинить минисказку к придуманному образу.
2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму.
Слово трудное запомнить нам эйдетика поможет!
В слове кофта ф – опасное место, подбирается созвучное словосочетание: кофта – цвета кофе или буква ф сама похожа на кофту.
(Примеры из опыта работы на каждый приём и метод запоминания (Слайды)
Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребёнка.
Вопрос для присутствующих – Какие приёмы и методы вы используете для работы со словами из орфографического словаря?
В заключение хочу сказать, что систематическая работа в данном направлении гарантирует достижение стандартов обучения русскому языку и способствует формированию активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.