"Использование приемов функционального чтения на уроках литературы в 9 классе | Яровая Ирина Александровна. Работа №306699
В статье рассмотрена технология читательской грамотности- функциональное чтение. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: поиск информации, понимание прочитанного, работа с полученной информацией, применение информации для решения своих задач. Рассмотрены приемы и методы этой технологии на примере работы с текстом рассказа В.Шукшина "Крепкий мужик", который изучается на уроках родной литературы (русской). Целенаправленная работа по развитию функционального чтения с применением технологии смыслового чтения дает положительные результаты.
В наше время стало достаточно ясное осознание того факта, что существенно падает интерес к чтению, изменился сам характер чтения: мы стали на порядок больше читать с экрана гаджета, и, как следствие, механизм экранного чтения существенно повлиял на чтение «бумажной» книги. а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры.
Современная школа диктует новые требования к образованию. Задача учителя – найти возможность коррекции учебного плана и сочетания возможностей на уроке, чтобы учить детей разного уровня. Это, как вам известно, очень трудно, особенно в старших классах, тем более ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял. Есть множество замечательных методов, которые применяю в процессе обучения, они помогают мне добиваться положительных результатов.
Обратимся к понятиям читательская грамотность и функциональное чтение
Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
1.Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
2.Интерпретация текста.
3.Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка
Какие же методы и приемы помогают добиться положительных результатов? В своей практике я применяю одну из технологий читательской грамотности – функциональное чтение
Что такое функциональное чтение?
Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Покажу на примере одного произведения, как на уроках родной литературы реализую методы и приёмы этой технологии.
Хочу остановиться на работе с текстом рассказа В. Шукшина «Крепкий мужик», который изучается в 9 классе на уроках родной литературы (русской)
1.Какую информацию вы можете получить из текста? В каждой строке данной ниже таблицы поставьте знак (+)
Информация
Есть
Нет
О колхозе, в котором происходит события рассказа
О деятельности одного из главных героев – Шурыгине Н.С.
О церкви из-за которой началось действие рассказа
О председателе колхоза
О людях, которые встали на защиту церкви
Исключение неправильных утверждений.
2.Опираясь на текст, укажите, что хотел сделать с церковью Шурыгин? Обведите наиболее точные ответы, в соответствии с содержанием рассказа.
А. Хотел построить свинарник из ее кирпичей
Б. Сгрести бульдозером в кучу, чтобы заросло крапивой
В. Сделать в ней клуб
Г. Отремонтировать
Выбор правильного ответа
3.Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении, и установите соответствие с их социальным статусом.
А .Михаил Бирюков
1.тракторист
Б. Васька Духанин
2.молодой еще человек, уважаемый в деревне.
В. Учитель
3.«большой человек..»
Г. Николай Шурыгин
4. важный деятель с неограниченными полномочиями
А.
Б.
В.
Г.
Нахождение, извлечение и сопоставление информации.
4. Укажите, какие утверждения согласно тексту верны. В каждой строке данной ниже таблицы обведите ответ «Верно» или «Неверно».
Утверждения
Верно
Не верно
Снос церкви проходил в субботу
Верно
Неверно
Церковь в рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла...". Она – хранительница прошлого, традиций, через нее проходили все этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали
Верно
Неверно
Дома Шурыгина ждали жена и хворая мать, приготовив ужин
Верно
Неверно
Исключение неправильных утверждений.
5.Прочитайте отрывок. Хрустнуло одно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной. Странно, что все это было хорошо слышно - ревели же три трактора, напрягая свои железные силы. Дрогнул верх церкви... Стена, противоположная той, на какую сваливали, вдруг разодралась по всей ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз... Церковь лежала бесформенной грудой, прахом.
Какие ассоциации возникают у вас при чтении отрывка?Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей?
(Ответы учащихся) Возникают ассоциации с рваной раной на теле человека. Это гибель живого существа. Шукшин, используя прием олицетворения, "оживляет", "одушевляет" старое здание и передает ощущение невыразимой боли, жалости к церкви).(Образы, созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей, жизнью и смертью.)
Вывод, который делают учащиеся-так часто бывает и в нашей жизни: отходим в сторону, когда нужно объединиться, когда необходимо доказывать. Вот она, правда шукшинская.
Умение осмыслять и оценивать содержание текста.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию функционального чтения с применением технологии смыслового чтения даёт положительные результаты: способствует не только совершенствованию навыков вдумчивого чтения учащихся, она учит думать, познавать окружающий мир, приобретать социально – нравственный опыт и, конечно, любить книгу.