Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка для достижения планируемых результатов | Панченко Галина Сергеевна. Работа №269481
Автор: Панченко Галина Сергеевна
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Алгоритм мнемотехники - это Запомнил - Сохранил - Воспроизвёл. А для детей младшего школьного возраста эти приёмы работы очень эффективны и способствуют повышению грамотности учеников, существенному сокращению времени усвоения и точности воспроизведения слов,словосочетаний. предложений.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка для достижения планируемых результатов
Панченко Галина Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Воздвиженская сош №1»
Уссурийского городского округа
«Каждое общение ребёнка со своим педагогом
должно вселять в него радость и оптимизм».
Ш.М. Амонашвили
Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно – логическую и др. В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее — словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память. Ребенок начинает усваивать не только конкретные, но и некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.
Цель работы в этом направлении - развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности; эффективное усвоение и запоминание материала учащимися.
Задачи:
н
аучить детей приёмам зап
оминания и припоминания.
ф
ормировать навык грамотного письма.
р
азвивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.
п
рив
ить
любовь к родному языку.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Алгоритм мнемотехники – это ЗАПОМНИЛ - СОХРАНИЛ – ВОСПРОИЗВЕЛ
1.Простейший пример: цвета радуги – запоминаем порядок первых букв всех цветов через предложение. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.
2.Порядок цветов в российском флаге сверху вниз запоминают через смешное слово «БЕСИК» - БЕлый, СИний, Красный..
3.Негласное народное правило для запоминания того, как правильно пишется: Нет чего? Носков/носок, чулков/чулок.
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание,
воображение,
связную речь.
Большое количество ошибок допускается в словарных словах, которые необходимо выучить наизусть.
В настоящее время в рамках методик изучения русского языка разработано немало мнемонических приемов:
звуковые ассоциации, ассоциативные рисунки (графический способ),
рифмовки,
рассказы-ассоциации,
«буквы-образы»,
схематично-рисуночная мнемоника,
комбинированный метод.
Задача учителя и ученика найти оптимальный для них, удовлетворяющий всем индивидуальным особенностям, приём.
1.Метод зрительных ассоциаций
Метод зрительных ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово сирень, то на картинке должны быть и сама сирень, и буква «И». Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придётся повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свёртывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
Ребята рисуют картинки, которые помогают запомнить правильную букву. Вместо буквы, которую нужно запомнить, можно нарисовать рисунок, который поможет ученику не ошибиться (яблОко, ягОда, кАрАндаш)
2.Метод звуковых ассоциаций.
Придумки со звуками помогают ребятам запомнить правильную букву.
Примеры: * КАП! КАП! КАП! Это КАПли на КАПусте после дождя.
Слово КАП помогает запомнить, что слово «капуста» пишется через «А».
* Муравей кричит «УРА!». Поэтому слово «муравей» пишется через «А».
3.Метод шуточных предложений-рифмовок.
Рифмовки помогают запомнить правильную букву.
Примеры: *БыстрО, веселО, скорО, легкО все ребята надели пальтО.
Слова «легко» и «пальто» помогают запомнить, что в конце слов «быстро», «весело», «скоро» пишется буква «О».
*Петя пЕтух пЕл громко вслух. (Пишется буква «Е»)
*ОбЕ ОбЕзьяны слОпали ОбЕд. «O»
4.Метод шуточных объяснялок.
Шуточные объяснялки рассказывают, почему пишется именно эта буква.
* Почему пишется «бЕреза» через букву «Е»?Потому, что она бЕлая!
* инЕй – потому что это снЕг
* Апрель – потому что рядом мАрт и мАй
* понЕдельник – потому что пЕрвый дЕнь
* лИсица – потому что она хИтрая.
Простой приём для запоминания:
Одевать Надежду – надевать одежду
Надеваю шо'рты, Чтобы кушать то'рты.
Cтихи, рифмизация как приём хорошо использовать при изучении правил и исключений на уроках русского языка. Так что детям достаточно заучить весёлые стишки — и правила сами лягут им на память.
1.Салют, ужин
Знаем, что салют всегда Но запомни, букву «и»
Пишем только с буквой «а»! В слове ужин ты пиши!
2.Карандаш мы подточили,
Букву «а» в нём получили!
Тема : «Парные звонкие и глухие согласные»
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лёд - на льды,
Будешь грамотным и ты.
Тема: «Род имён существительных».
К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.
Творческие дети могут придумать другие фразы.
Вывод:
Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.
Мнемонические приёмы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.
Так, в классе был проведён эксперимент для определения уровня эффективности внедрения приёмов мнемотехники, степени запоминаемости правильного написания слов. Ученики были разделены на 2 группы (примерно равные по силам):
1 группа – запоминали словарные слова обычным способом
2 группа – запоминали с помощью приемов мнемотехники
Время эксперимента – 5 дней. Количество слов – 25 слов
Диктант – 12 – 14 слов
Результат:
В экспериментальной группе: 10 – «5», 2 – «4»
в обычной группе: 6 – «5», 5 – «4», 1 – «3»
Результат на диаграмме: («5» - синий, «4» - красный, «3» - зеленый)
Экспериментальная группа Обычная группа
Выводы эксперимента:
Знание и применение приёмов мнемотехники помогает ученикам лучше запоминать правильное написание словарных слов, с интересом относиться к процессу обучения и запоминания.
Картинки, образы и ассоциации запоминаются очень быстро и, действительно, помогают запомнить верные буквы в словах. Активное применение описанных выше приёмов мнемотехники способствует повышению грамотности учеников, существенному сокращению времени усвоения и точности воспроизведения слов, словосочетаний, предложений.
Библиографический список
Валеева
Н.А.
«Приёмы мнемотехники на уроках русского языка».
Сайт Т.
Ш
ацкой-
Климахович
на портале ПРОШКОЛУ
Успенский, М. Б. Приемы мнемотехники на уроках русского языка/
М.Б.
Успенский // Рус. яз. в шк. - 1996. - N 6. - С.
24-27
.
Фролова, Т. Я. Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии: [Алгоритмизация обучения орфографии: Рус. яз.] / - 1995г.
Шапиро
Н.А.
Полезные мелочи. Методические находки.
«1 сентября» Русский язык 2005, 2006гг.