ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ | Елена Геннадиевна Надольная. Работа №338183
Аннотация: В статье рассматривается применение приемов мнемотехники в дошкольной педагогике. Рассмотрена история мнемотехники, основные приемы мнемотехники при составлении рассказов, загадок, повествовательных текстов, пересказу текста. Даны правила и рекомендации по использованию мнемотехники в дошкольном возрасте.
Annotation: The article discusses the use of mnemonics techniques in preschool pedagogy. The history of mnemonics, the main techniques of mnemonics in the compilation of stories, riddles, narrative texts, retelling of the text are considered. Rules and recommendations on the use of mnemonics in preschool age are given.
Ключевые слова: дошкольник, мнемотехника, речь, развитие, дефекты речи, коррекция.
Keywords: preschooler, mnemonics, speech, development, speech defects, correction.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
THE USE OF MNEMONICS TECHNIQUES IN PRESCHOOL PEDAGOGY
Надольная Елена Геннадиевна
Студентка 3 курса, Кафедра специального дефектологического образования,
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» ДНР . г. Донецк
balinez61@mail.ru
Nadolnaya Elena Gennadievna
3rd year student, Department of Special Defectological Education,
State Educational Institution of Higher Education "Donetsk National University" of the DNR. Donetsk city
balinez61@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается применение приемов мнемотехники в дошкольной педагогике. Рассмотрена история мнемотехники, основные приемы мнемотехники при составлении рассказов, загадок, повествовательных текстов, пересказу текста. Даны правила и рекомендации по использованию мнемотехники в дошкольном возрасте.
Annotation: The article discusses the use of mnemonics techniques in preschool pedagogy. The history of mnemonics, the main techniques of mnemonics in the compilation of stories, riddles, narrative texts, retelling of the text are considered. Rules and recommendations on the use of mnemonics in preschool age are given.
Ключевые слова: дошкольник, мнемотехника, речь, развитие, дефекты речи, коррекция.
Keywords: preschooler, mnemonics, speech, development, speech defects, correction.
Проблема организации речевого развития дошкольников в настоящее время является крайне актуальной. Несмотря на то, что существует большое количество исследований, посвященных изучению связной речи детей, аспектов её развития, тема актуальна и сегодня.
Многие исследователи: С. Л. Рубинштейн [7], А. М. Леушина [2], Д. Б. Эльконин [5] придавали большое значение наглядности. Например, К. Д. Ушинский отмечал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» [6, с. 164].
При обучении детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития вполне обосновано использование метода наглядного моделирования ‒ мнемотехники.
Мнемотехника ‒ это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [3]. Слово «мнемотехника» ‒ в переводе с греческого – это «искусство запоминания». Мнемонические упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции, Риме и дошли до нас во многих видах. Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов [4]. Симонид Кеосский утверждал, что для ясности памяти важнее всего распорядок, a тем, кто хочет развить свои способности в этом направлении, надо «держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать образы запоминаемых предметов. Память тесно связана с чувствами человека. Лучше всего запоминается то, что передается и внушается чувством, а самое острое из наших чувств ‒ чувство зрения. Для лучшего запоминания воспринятое слухом или мыслью должно передаваться уму еще и посредством глаз». «И тогда предметам невидимым, недоступным взгляду, мы придаем какое-то очертание, образ и облик, то это выделяет их так, что понятия, едва уловимые мыслью, мы удерживаем в памяти как бы простым созерцанием. Но эти облики и тела, как и все, что доступно глазу, должны иметь свое место, поскольку тело не мыслимо без места» [4]. Можно верить тому, что Симонид действительно придал значительный импульс мнемонике, обучая или распространяя правила, которые, хотя и были, возможно, позаимствованы из более ранней устной традиции, производили впечатление нового понимания. Достигнуть же хорошей работы памяти «помогут упражнения, переходящие в навык». Еще один интересный пример мнемотехники дан в Комении. В 1658 году было издано первое детское пособие, которое состояло из набора картинок для обучения языкам. В то время это была необычная педагогическая методика, которая привлекала внимание обучающихся к изучению языков. Детям было интересно изучать иностранные языки после постоянного заучивания, которое было характерно для традиционного образования. Лейбниц, определяет мнемотехнику как связь образа воспринимаемого объекта или информации с тем, что необходимо запомнить. Образ он называет чувственно воспринимаемым знаком. Этот знак должен быть обязательно связан с тем, что нужно удержать в памяти, по каким-либо ассоциациям (по сходным признакам или различиям, взаимосвязи объектов или информации).
Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В рамках этой техники информация, сложная для запоминания, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются, благодаря чему создаётся ассоциативная связь и в таком виде нужная информация запоминается ребенком на долгое время [3].
В дошкольной педагогике мнемотехника может быть представлена в виде:
1. Сенсорно-графических схем. Такие схемы используются для ознакомления:
– с определением основного смысла предложения (о чем/о ком говорится и что о нем говорится;
– с логической связью предложений (закрепление знаний о том, что текст состоит из нескольких предложений, в каждом предложении должна отслеживаться основная мысль всего текста);
– с правилами построения рассказа .
Самым распространенным является повествовательный тип текста. При планировании схемы такого рассказа дети должны запомнить его структуру. В сознании детей должно остаться представление о логической последовательности предложений, то есть передачи мысли от предложения к предложению, последовательно. Схема составляется из изображений, максимально-приближенных к натуральному предмету. Это способствует развитию наглядно-образного мышления. Сенсорно-графические схемы используют для рассказа-описания. Части этих схем яркие, привлекающие детское внимание к признакам предметов, демонстрируют, что при их перестановке, меняется порядок признаков, но последовательность изложения не нарушается. В описательном рассказе не возникают смысловые пробелы, которые возникают при перестановке частей повествовательного рассказа [4].
2. Предметно-схематических моделей. Исходя из названия, становится понятным, что все картинки выполнены схематично, передают только главные признаки предметов и связи между ними. Являясь зрительным планом, они координируют связное высказывание, не давая отвлечься ребенку на второстепенные признаки.
3. Блоков-квадратов, используемых при условно-наглядном моделировании сюжета произведения. Каждый квадрат обозначает отдельный фрагмент рассказа: персонажа, предмет или действие с ним. Составление серии таких квадратов, следующих друг за другом, позволяет детям устанавливать последовательность и взаимосвязь между основными смысловыми звеньями рассказа.
4. Коллажа. Ровная чистая белая поверхность (лист плотной бумаги, картон или магнитная доска), на которую крепятся на скотч, клей или с помощью магнитов различные изображения предметов, цифры, геометрические фигуры. Задачей коллажа выступает связывание всех этих букв, цифр, фигур и предметных картинок между собой. В итоге происходит отработка сюжетного метода запоминания [4].
5. Схемы составления рассказов – это, опорные предметные картинки, располагающиеся в последовательности рассказа.
Принцип мнемотехники заключается в использовании различных символов, таблиц, и специальных карточек. У детей дошкольного возраста без нарушений очень хорошо развита зрительная память. Мышление базируется на зрительной основе, дети без затруднений запоминают различные изображения и выстраивают ассоциативные ряды.
Для развития памяти используются специальные таблицы со стихами, одна строчка = одно изображение. Предложив ребенку разобрать карточки по стопкам (одежда, обувь), педагог тренирует логическое мышление воспитанника [4].
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по обучению детей составлению описательных загадок. Принцип заключается в следующем: составляется описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу, но не называется сам предмет. При этом закладываются первоначальные навыки самостоятельного словесного творчества. Далее работа продолжается, усложняясь от простого к сложному. Изначально детей учат составлять загадки – складки, затем ‒ загадки-сравнения, и загадки - отрицания, а в последнюю очередь ‒ загадки с метафорическим содержанием. Для понимания принципа составления загадки на помощь детям приходят мнемоквадраты, обозначающие признаки предмета или его действие.
1. Загадки-складки могут быть двух видов: одни основаны на признаках объекта, другие ‒ на его действиях. Обязательным условием при разгадывании загадки является опорное обобщающее слово, которое дается в помощь детям.
Например, загадка-складка по признакам объекта:
Это животное. Бурое, косолапое, неуклюжее. (Медведь).
По действию объекта: Это животное. Скачет, перевозит, катает, в цирке выступает. (Лошадь).
2. Загадки-сравнения. Здесь задуманный предмет сравнивается с другим объектом по цвету, действию, а также дополнительно по форме, размеру или фактуре. Здесь вводится новый мнемоквадрат ‒ знак вопроса, обозначающий «как что» или «как кто». Например: Это игрушка. Он разноцветный, как радуга Скачет, как лягушка, Круглый, как апельсин. (Мяч).
3. Загадки-отрицания. К данному виду загадок переходим в том случае, когда дети хорошо освоили принцип построения загадок - сравнений. Составление загадок-отрицаний происходит по такому же принципу, как и предыдущее, но вводится знак отрицания. Например: Это животное. Она серая, но не волк. Прячется, но не змейка, Маленькая, но не горошина. (Мышь)
4. Загадки, содержащие метафорическое сравнение ‒ это самый сложный вид загадок. Как известно, метафора ‒ это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой, на основании общего для обоих сопоставляемых объектов признака. В дошкольном возрасте мы используем наиболее простой алгоритм составления метафоры, где опять же на помощь приходит прием мнемотехники. Чтобы было более понятно, приведем пример обучения детей составлению метафор. Данная работа происходит с использованием сюжетного изображения в виде беседы-рассуждения по ряду правил:
1. Выбор объекта для составления метафоры.
2. Выделение его яркого специфического свойства.
3. Сравнение, с похожими объектами или явлениями по свойствам и качествам.
4. Определение места нахождения этого объекта.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Изначально дети составляют рассказы по хорошо знакомым сюжетным картинам. Постепенно требования к детским рассказам повышаются с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие [3].
Для начала мы представляем вам мнемодорожку с последовательностью рассмотрения любой картины.
‒ Что изображено на переднем плане, справа, слева, на заднем плане?
‒ Какое время года изобразил художник?
‒ Какая погода?
‒ Какие деревья и кусты изобразил художник? Что можно рассказать о них?
‒ Расскажите о птицах.
‒ Какие цвета использовал художник для передачи настроения, состояния погоды, времени года, времени суток?
‒ Что вы слышите?
‒ Что вы видите?
В данном возрасте все чаще обращаемся к пересказу рассказов. Передавая реальные события, рассказы обогащают духовный мир детей, готовят их к реальной жизни. Учат соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, усиливают свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей. Кроме того, знакомят со структурой текста, многообразием связи в нем (логикой событий, причинами и следствиями конфликтов, мотивами поведения героев).
Словесное творчество наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элементы творчества есть в любом детском рассказе. Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача - выразительно и занимательно передать свой замысел. Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступной их пониманию и интересам. Этапы овладения разными видами творческого повествования:
1. Рассказы с конкретным содержанием.
2. Рассказы на отвлеченную тему.
3. Придумывание сказок.
И здесь опять на помощь приходит мнемотехника. Рассмотрим карты Проппа. Можно использовать этот прием для обучения детей составлению творческого рассказа. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки. Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними. На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Знакомим с самими картами. На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты [3].
Усвоив основную структуру сочинения сказки, можно перейти к еще одному приему мнемотехники по составлению творческих рассказов ‒ коллажированию. Способ коллажирования интересен старшим дошкольникам, так как они уже имеют определенные навыки продуктивной деятельности: рисуют, умеют делать аппликации из различных материалов. Ребенок сам придумывает сказку или рассказ и делает коллаж вместо иллюстраций. Это позволяет сконцентрировать на одном листе весь сюжет. К концу старшего дошкольного возраста дети уже достаточно хорошо владеют лексикограмматической стороной речи и могут свободно формулировать и выражать свои мысли [57].
Чтобы занятия с использованием мнемотехники не проходили бесплодно, необходимо соблюдать ряд правил и рекомендаций, а именно:
1. Независимо от возраста ребенка, начинать нужно всегда с простого – мнемоквадратов, постепенно усложняя материал. Только после удачного освоения и закрепления более легкого материала можно переходить к мнемодорожкам.
2. Весь стимульный материал для мнемотехники должны быть яркими и красочными. Иначе дошкольник не проявит к ним интереса.
3. Число элементов в одной дорожке или таблице, которую применяют для обучения дошкольника, не должно превышать 9.
4. Также существует ограничение на количество мнемотаблиц в день. Не советуют применять более двух. Возвращение к изученной таблице возможно только по желанию ребенка [4].
Таким образом, использование мнемотехники на занятиях старших дошкольников по развитию связной речи способствуют развитию памяти и внимания, повышения концентрации и усидчивости, а также обогащению воображения. Мнемотаблицы используются при обучении рассказам, пересказам и работе с загадками и стихами. Весь этот процесс проходит в игровой форме, ребенок вовлечен в этот процесс. Дети получают навыки коммуникации и общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выготски
й, Л. С. Мышление и речь
:
учеб
.п
особие
для студ. сред.
пед
. учеб. заведений / Л. С. Выготский. – 5-е изд.,
испр
. – М.
:
Лабиринт, 1999. – 352 с.
Леушина
, А. М. Развитие связной речи у дошкольника
:
Развитие связности детской речи (от речи ситуативной к контекстной) / А. М.
Леушина
// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб
.
п
особие для студентов
дошк
.
отд-ний
и фак.
высш
. и сред.
пед
. учеб. заведений / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 1999, 2000. – С. 358–369.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед 2008, № 4, С. 102 – 115.
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию де
тей дошкольного возраста
: учебно-методическое пособие. / Т. Б. Полянская. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 64 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи / С. Л. Рубинштейн. - М.
:
Просвещение, 2003. ‒ 502 с.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 2010. ‒ 645 с.
Эльконин
, Д. Б. Введен
ие в психологию развития
/ Д. Б.
Эльконин
. – М.
:
Тривола
, 2004. – 324 с.