Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование приемов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Хмелевская Светлана Сергеевна. Работа №346227

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена использованию приёмов мнемотехники в обучении и развитии связной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные подходы к применению мнемотехнических средств для улучшения речевых навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Особое внимание уделяется роли воспитателя в процессе интеграции данных методик в образовательную деятельность и формированию индивидуальных маршрутов развития речи детей с ОВЗ.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, дети с ОВЗ, дошкольное образование, коррекционная работа, речевое развитие.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Хмелевская Светлана Сергеевна, воспитатель

МОУ СОШ им. Героя РФ летчика-испытателя Н.Д. Куимова г. Подольск

 

Аннотация. Статья посвящена использованию приёмов мнемотехники в обучении и развитии связной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные подходы к применению мнемотехнических средств для улучшения речевых навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Особое внимание уделяется роли воспитателя в процессе интеграции данных методик в образовательную деятельность и формированию индивидуальных маршрутов развития речи детей с ОВЗ.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, дети с ОВЗ, дошкольное образование, коррекционная работа, речевое развитие.

 

Одной из важнейших задач в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие их речевых навыков. Способность ребёнка выражать свои мысли и чувства посредством речи оказывает существенное влияние на его социализацию и развитие когнитивных процессов. У многих детей с ОВЗ наблюдаются трудности в развитии связной речи, что требует особого подхода со стороны специалистов дошкольных учреждений. В этом контексте мнемотехника является эффективным средством, способствующим не только развитию памяти, но и стимулированию речевой активности у дошкольников.

Мнемотехника представляет собой систему приёмов, направленных на улучшение запоминания и воспроизведения информации через использование визуальных, аудиальных и кинестетических стимулов. В процессе обучения детей с ОВЗ методы мнемотехники могут стать важным инструментом для активизации их познавательной деятельности и речевого развития. Правильное внедрение этих приёмов позволяет улучшить память, внимание, когнитивные и речевые навыки, способствуя успешной коррекционной работе.

В основе использования мнемотехники в дошкольном обучении лежит принцип создания ярких и запоминающихся ассоциаций, что помогает ребёнку легче усваивать новый материал. Особенно это актуально для детей с ОВЗ, у которых могут быть затруднения в восприятии и воспроизведении информации традиционными способами. В контексте развития связной речи мнемотехнические приёмы помогают детям структурировать и организовывать свои мысли, облегчая процесс формирования осмысленных высказываний.

Одним из главных направлений использования мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ является работа с визуальными образами. Например, для запоминания и последующего пересказа текстов можно использовать схемы, таблицы, рисунки или символы, которые помогают ребёнку построить связное повествование. Визуальные стимулы облегчают запоминание последовательности событий и улучшают воспроизведение изученного материала. Важную роль в этом процессе играет воспитатель, который адаптирует визуальные материалы под уровень развития и особенности ребёнка, подбирая наиболее эффективные методы воздействия.

Кроме того, мнемотехнические методы способствуют развитию не только памяти, но и коммуникативных навыков. Важно, чтобы ребёнок не только мог воспроизводить заученный материал, но и умел применять его в новых ситуациях. Этому способствует активная работа над речевой продуктивностью и расширение словарного запаса через игровые и творческие задания. Ребёнок с ОВЗ учится выражать свои мысли более чётко и последовательно, что способствует его общему речевому развитию.

Роль воспитателя в применении приёмов мнемотехники в обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Именно воспитатель координирует процесс обучения и адаптирует методы мнемотехники под индивидуальные потребности каждого ребёнка. Важно, чтобы специалист, работающий с детьми, понимал особенности их восприятия и речевого развития, а также умел применять мнемотехнические приёмы с учётом их когнитивных возможностей.

При работе с детьми с ОВЗ воспитатель должен использовать разнообразные техники для создания ассоциаций: рисование, использование карточек, символов, схем, ритмические и песенные упражнения. Это помогает детям воспринимать информацию многоканально, что повышает эффективность запоминания. Мнемотехника может использоваться в различных формах: от групповых занятий до индивидуальных встреч, на которых внимание уделяется конкретным проблемам речевого развития ребёнка.

Кроме того, воспитатель активно взаимодействует с родителями, консультируя их по вопросам использования мнемотехники дома. Семейная поддержка играет значительную роль в коррекционной работе, и родители могут помочь ребёнку закрепить навыки, полученные в ДОУ. Совместная работа с семьёй обеспечивает комплексный подход к развитию речи детей с ОВЗ, что позволяет достигать более значимых результатов в их речевом развитии.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ требует тщательного психолого-педагогического сопровождения. Важно не только оценивать прогресс ребёнка в речевом развитии, но и учитывать его эмоциональное состояние, уровень мотивации и психологическую готовность к обучению. Воспитатель, взаимодействуя с психологом и другими специалистами, должен создавать комфортную образовательную среду, где ребёнок будет чувствовать себя уверенно и защищённо.

В ходе занятий с применением мнемотехники воспитатель оценивает уровень речевого развития ребёнка, анализирует его успехи и корректирует программу обучения. Для эффективной работы с детьми с ОВЗ важно создавать ситуацию успеха, мотивируя их к дальнейшему развитию. Мнемотехника, будучи инструментом не только для запоминания, но и для развития когнитивных навыков, помогает детям достигать высоких результатов в обучении, что повышает их уверенность в собственных силах и готовность к активному участию в образовательном процессе.

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является важным инструментом для развития их связной речи. Мнемотехника помогает детям структурировать информацию, улучшать память и коммуникативные навыки, что способствует их успешной адаптации к образовательному процессу. Важную роль в этом процессе играет воспитатель, который адаптирует методы мнемотехники под индивидуальные потребности каждого ребёнка, создавая условия для его успешного речевого и когнитивного развития.

 

Список литературы

1. Звягинцева С. С. Применение мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста / С. С. Звягинцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 23-26.

2. Татаринцева Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 337-339.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×