Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда ДОУ | Осипова Марина Васильевна. Работа №346468. Номер работы: №346468

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении. Мнемотехника помогает детям с речевыми нарушениями запоминать и воспроизводить информацию, развивает их память и мышление. Приведены примеры игр и упражнений, основанных на мнемотехнике, которые могут применяться в логопедической практике для улучшения речевых и когнитивных способностей детей.

Ключевые слова: мнемотехника, дошкольный возраст, логопедическая работа, память, упражнения, развитие речи, речевые нарушения.

Аннотация. В статье рассматривается использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении. Мнемотехника помогает детям с речевыми нарушениями запоминать и воспроизводить информацию, развивает их память и мышление. Приведены примеры игр и упражнений, основанных на мнемотехнике, которые могут применяться в логопедической практике для улучшения речевых и когнитивных способностей детей.

Ключевые слова: мнемотехника, дошкольный возраст, логопедическая работа, память, упражнения, развитие речи, речевые нарушения.

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда ДОУ

 

Осипова Марина Васильевна, учитель-логопед

ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс»

 

Аннотация. В статье рассматривается использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении. Мнемотехника помогает детям с речевыми нарушениями запоминать и воспроизводить информацию, развивает их память и мышление. Приведены примеры игр и упражнений, основанных на мнемотехнике, которые могут применяться в логопедической практике для улучшения речевых и когнитивных способностей детей.

Ключевые слова: мнемотехника, дошкольный возраст, логопедическая работа, память, упражнения, развитие речи, речевые нарушения.

 

Работа логопеда с детьми дошкольного возраста требует применения разнообразных методов и приёмов для развития речи и когнитивных способностей. Одним из эффективных инструментов в работе с детьми является мнемотехника — система приёмов и методов, направленных на улучшение процессов запоминания и воспроизведения информации. В основе мнемотехники лежат образы, ассоциации, рифмы и визуальные схемы, которые помогают детям проще и быстрее запоминать сложные языковые конструкции, улучшать речь и когнитивные процессы. Для детей с речевыми нарушениями эти приёмы оказываются особенно полезными, так как способствуют развитию памяти, мышления и внимания.

Мнемотехника эффективна при решении задач логопедической коррекции, особенно у дошкольников, которые часто сталкиваются с трудностями при запоминании новых слов, грамматических конструкций, последовательности действий или рассказов. Применение мнемотехнических приёмов в игровой форме помогает детям воспринимать информацию более легко и доступно, что делает занятия увлекательными и результативными.

Одним из основных приёмов мнемотехники является создание и использование наглядных образов, помогающих ребёнку запомнить и воспроизвести информацию. Например, для запоминания последовательности действий при описании предметов можно использовать мнемотаблицы. Это таблицы, на которых изображены основные характеристики предмета: цвет, форма, размер, материал. Ребёнку предлагается, глядя на такие картинки, составить связный рассказ. Например, если на мнемотаблице изображена машина, ребёнок может сказать: «Машина — большая, синяя, металлическая». Это помогает детям выстраивать фразы в логической последовательности и учит их правильной структуре описания.

Для детей с нарушениями речи часто бывает сложно запомнить последовательность событий или выстроить связный рассказ. В этом случае на помощь приходит приём мнемосхем. Мнемосхемы — это простые изображения или символы, которые помогают ребёнку вспомнить содержание рассказа или последовательность действий. Например, для пересказа сказки «Колобок» можно использовать картинки с изображением колобка, леса, животных. Ребёнок, глядя на эти картинки, восстанавливает в памяти сюжет и пересказывает сказку по этапам. Этот метод также может быть использован для изучения и запоминания стихов или последовательности слов в сложных предложениях.

Для запоминания грамматических конструкций и формирования правильных предложений можно использовать мнемоквадраты. Каждый квадрат соответствует определённой части предложения, например, подлежащее, сказуемое, дополнение. Логопед предлагает ребёнку составить предложение, используя картинки в каждом квадрате. Это упражнение помогает детям не только улучшить память, но и развить навыки грамматического оформления речи. Например, в одном квадрате изображён мальчик, в другом — мяч, в третьем — действие (бежит). Ребёнок составляет предложение: «Мальчик бежит за мячом».

Ещё одним примером мнемотехнического приёма является использование рифм и ассоциаций для запоминания трудных слов или грамматических конструкций. Рифмы помогают детям легко и весело запоминать информацию, а также стимулируют развитие фонематического восприятия. Например, чтобы запомнить, что слово «молоко» пишется с буквой «о», можно использовать рифмованную фразу: «Молоко — пьём его!». Такие приёмы помогают детям легче воспринимать информацию и закреплять её в памяти.

Также в работе логопеда полезны игры на развитие ассоциативного мышления. Одна из таких игр — «Назови предмет по ассоциации». Логопед называет одно слово, например, «яблоко», а ребёнок должен назвать слово, которое ассоциируется с яблоком, например, «сад». Эта игра помогает развивать как память, так и навыки языкового анализа, учит детей находить связи между словами, что особенно полезно при нарушениях речи.

Помимо этого, мнемотехника может использоваться для обучения детей запоминанию сложных слов или их последовательности. Например, чтобы помочь ребёнку запомнить порядок действий в игре или занятии, логопед может предложить ему использовать мнемокарточки. Каждая карточка содержит рисунок, соответствующий конкретному этапу задания. Это позволяет ребёнку лучше структурировать и удерживать в памяти последовательность действий.

Систематическое использование мнемотехнических приёмов в логопедической работе способствует улучшению как речевых, так и общекогнитивных способностей детей. Мнемотехника развивает у дошкольников память, внимание, мышление и умение анализировать информацию, что в свою очередь помогает им лучше усваивать новые знания и справляться с трудностями в речевом развитии. Кроме того, игры и упражнения, основанные на мнемотехнике, делают процесс обучения более увлекательным и мотивирующим для детей.

Таким образом, мнемотехника является важным и эффективным инструментом в арсенале учителя-логопеда. Применение этих методов в дошкольных образовательных учреждениях помогает детям не только преодолевать речевые трудности, но и развивать свои когнитивные способности, что создаёт прочную основу для дальнейшего успешного обучения в школе. Игровая форма упражнений и наглядные приёмы мнемотехники позволяют сделать процесс коррекционной работы более интересным и результативным, что особенно важно в работе с дошкольниками.

 

 

Список литературы

Буйлина

Е.Е.

, Рудакова

Д.Т.

П

рименение интерактивных мнемотехник для развития коммуникативных навыков дошкольников

// Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2020.

№4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-mnemotehnik-dlya-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-doshkolnikov

Васильева

О.С.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. 2015. №10 (12).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-mnemotehnika-v-obrazovatelnom-protsesse-dou

Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. —

Текст :

непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX

Междунар

. науч.

конф

. (г. Москва, июнь 2018 г.). —

Москва :

Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/

Рубцова Е.Ю.

М

немотехника как инструмент развития связной речи детей дошкольного возраста

// Вестник науки. 2024. №7 (76).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/mnemotehnika-kak-instrument-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta

Татаринцева, Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 337-339. — URL:

https://moluch.ru/archive/295/66710/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×