Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №354361
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире детей окружают телевизоры, радио и компьютеры которые вещают зачастую бедной и безграмотной речью. В то время когда ребенок впитывает в себя новые знания, формируясь личностно, он в большинстве случаев запоминает именно эту низкопробную речь, а после пытается применить ее в жизни в общении. Поэтому очень важно именно на этапе дошкольного возраста научить детей связанной грамотной речи, расширять их словарный запас, развивать навыки рассуждения и тем самым учить их размышлять.
Доклад
«Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».
(из опыта работы)
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, его возможности становятся намного шире в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире детей окружают телевизоры, радио и компьютеры которые вещают зачастую бедной и безграмотной речью. В то время когда ребенок впитывает в себя новые знания, формируясь личностно, он в большинстве случаев запоминает именно эту низкопробную речь, а после пытается применить ее в жизни в общении. Поэтому очень важно именно на этапе дошкольного возраста научить детей связанной грамотной речи, расширять их словарный запас, развивать навыки рассуждения и тем самым учить их размышлять.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
• Развитие связной и диалогической речи.
• Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Свою работу с детьми начинаю с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемотаблицам.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но все могут понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
В помощь детям использую мнемоквадраты. Детям данные схемы помогают самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой - дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.
Когда дети поняли алгоритм работы с мнемодорожкой, им легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – передать условно-наглядную схему, изобразить это так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотаблицы используются :
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составлению рассказов
• при пересказах художественной литературы
• при заучивании стихов
• при отгадывании и загадывании загадок
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, ведь в памяти у детей остаются отдельные образы: заяц — белый, серый, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также они могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложений выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы детям помогают самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, который у ребенка сохраняется после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания: модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Для развития связной речи дошкольников тесно взаимодействую с родителями.
Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами образовательный процесс поможет значительно увеличить уровень речевого развития детей.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
А сейчас вашему вниманию предоставлен фрагмент занятия «Игры маленьких мышат» с детьми второй младшей группы.