Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста | Ахадова Елена Геннадьевна. Работа №346495. Номер работы: №346495

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования приемов мнемотехники для развития связной речи у детей раннего возраста (2-3 года). Рассматривается значение речи на данном этапе развития ребенка, особенности применения мнемотехник в педагогической практике, и предлагаются конкретные методы и упражнения для педагогов и воспитателей. В статье обсуждаются такие вопросы, как стимулирование речевой активности, развитие словарного запаса, а также использование визуальных опор для улучшения запоминания и воспроизведения информации. Приводятся практические примеры занятий с применением мнемоквадратов, мнемотаблиц и других средств мнемотехники.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, ранний возраст, речевое развитие, мнемоквадраты, визуальные опоры, словарный запас, когнитивное развитие.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2-3 ГОДА

 

Ахадова Елена Геннадьевна, воспитатель

МАДОУ "ЦРР- детский сад N 2"Дельфин", Новосибирская область,

г.Бердск

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования приемов мнемотехники для развития связной речи у детей раннего возраста (2-3 года). Рассматривается значение речи на данном этапе развития ребенка, особенности применения мнемотехник в педагогической практике, и предлагаются конкретные методы и упражнения для педагогов и воспитателей. В статье обсуждаются такие вопросы, как стимулирование речевой активности, развитие словарного запаса, а также использование визуальных опор для улучшения запоминания и воспроизведения информации. Приводятся практические примеры занятий с применением мнемоквадратов, мнемотаблиц и других средств мнемотехники.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, ранний возраст, речевое развитие, мнемоквадраты, визуальные опоры, словарный запас, когнитивное развитие.

 

Речь является важным элементом развития детей раннего возраста. В период с 2 до 3 лет ребенок активно осваивает речевые навыки, которые необходимы для общения и познания окружающего мира. В этот период необходимо уделять особое внимание развитию связной речи, так как от этого зависит успешное овладение другими формами деятельности, в том числе социальной и когнитивной. Одним из эффективных методов стимулирования речевой активности и развития связной речи у детей являются приемы мнемотехники, которые основаны на использовании визуальных и ассоциативных связей для лучшего запоминания информации.

Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на улучшение запоминания, хранения и воспроизведения информации. В работе с детьми дошкольного возраста мнемотехника позволяет создавать условия для легкого и увлекательного усвоения новых слов и понятий. Этот метод особенно эффективен для детей раннего возраста, так как в этом периоде мышление детей еще носит наглядно-образный характер, и они легче воспринимают информацию через визуальные образы и простые ассоциации.

Значение развития связной речи в раннем возрасте

Развитие речи у детей 2-3 лет связано с формированием их способности выражать свои мысли, желания и потребности, а также понимать речь взрослых. На этом этапе дети начинают формировать первые предложения, активно расширяют свой словарный запас и учатся строить простые диалоги. Однако многие дети испытывают трудности в формировании связной речи. Причины могут быть различными: недостаточная речевая среда, индивидуальные особенности развития, замедленное формирование речевого аппарата.

В процессе формирования связной речи важно развивать такие аспекты, как:

Формирование словарного запаса. Дети учатся называть предметы, действия, свойства, и им важно постоянно пополнять словарный запас.

Освоение грамматической структуры языка. Ребенок начинает связывать слова в предложения, постепенно осваивая грамматические нормы.

Развитие способности к связному выражению мыслей. Это включает формирование способности составлять связные фразы, короткие рассказы или последовательности действий.

Для успешного развития этих аспектов необходимы специальные приемы, которые бы не только стимулировали речь, но и делали процесс обучения интересным и доступным. Одним из таких приемов является использование мнемотехники.

Особенности использования мнемотехники для детей 2-3 лет

Дети раннего возраста обладают высокой сенситивностью к визуальным стимулам, что делает мнемотехнику особенно эффективной. В основе мнемотехники для детей этого возраста лежат наглядно-образные методы обучения, такие как использование картинок, мнемоквадратов и простых схем, которые помогают детям легче усваивать информацию и строить простые фразы.

Визуальные опоры как основа мнемотехники

Основным приемом в работе с детьми является использование визуальных опор. Это могут быть:

Картинки с изображением предметов, действий и явлений. Например, мнемокарты, где изображены животные, предметы мебели, действия (пить, есть, спать и т.д.). Такие изображения помогают ребенку запомнить и произнести новые слова, связывая их с визуальными образами.

Мнемоквадраты и мнемотаблицы. Это специальные схемы, где изображения расположены в определенном порядке. Ребенок, смотря на них, может воспроизвести короткий рассказ или последовательность действий. Мнемоквадраты помогают детям научиться строить предложения, связанные с изображениями на карточках.

Ассоциативные связи

Мнемотехника основана на создании ассоциативных связей. Для детей 2-3 лет важно, чтобы эти ассоциации были простыми и понятными. Например, можно использовать сопоставление слов с определенными звуками или движениями. Если ребенку сложно запомнить слово «кошка», воспитатель может показать картинку кошки, имитировать мяуканье и предложить ребенку повторить звук и название животного. Такие простые ассоциации позволяют сделать процесс запоминания увлекательным.

Игра как основной способ реализации мнемотехники

Дети в возрасте 2-3 лет осваивают мир через игру, и обучение через игру является самым эффективным методом. Игровые упражнения с применением мнемотехники помогают закрепить речевые навыки. Например:

Игра «Назови, что видишь». Ребенку показывают мнемокарты, на которых изображены предметы, и просят назвать их или составить с ними простое предложение.

Игра «Кто что делает». Воспитатель показывает ребенку несколько картинок с изображением животных или людей, выполняющих разные действия, и просит описать, что они делают (например, «Мальчик ест», «Кошка спит»).

Примеры применения мнемотехники в развитии речи у детей 2-3 лет

Использование мнемоквадратов для развития связной речи

Мнемоквадраты — это простые таблицы с изображениями, которые помогают детям усваивать новые слова и строить фразы. Например, мнемоквадрат может содержать изображения дерева, птицы, солнца и цветка. Воспитатель сначала рассказывает ребенку о каждом изображении, а затем предлагает составить с помощью них простые предложения: «На дереве сидит птица», «Цветы растут на солнце».

Использование мнемотаблиц для составления коротких рассказов

Для более сложных заданий можно использовать мнемотаблицы, которые включают последовательность действий. Например, таблица с изображением ребенка, который сначала идет в лес, затем собирает ягоды и возвращается домой. Воспитатель помогает ребенку рассказать о том, что он видит, и совместно с ним формулирует простой рассказ: «Мальчик пошел в лес. Он собрал ягоды. Затем он вернулся домой». Такие занятия развивают связную речь и способствуют пониманию временной последовательности действий.

Игра «Что сначала, что потом?»

Эта игра помогает детям научиться строить логические цепочки и понимать последовательность событий. Воспитатель предлагает ребенку несколько картинок, изображающих действия (например, сначала мальчик рисует, потом кладет рисунок на стол, затем показывает его маме). Ребенок должен расставить картинки в правильной последовательности и рассказать, что происходит на каждой из них.

Воспитатель играет ключевую роль в успешном использовании мнемотехники. Для эффективного применения методов мнемотехники воспитателю необходимо:

Создавать интерес к занятиям. Дети должны быть вовлечены в процесс, и воспитатель может использовать игровые формы, чтобы сделать обучение увлекательным.

Поддерживать позитивную атмосферу. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Похвала и поощрение помогут ребенку увереннее использовать новые слова и строить предложения.

Регулярно повторять материал. Повторение — ключ к успешному запоминанию. Воспитатель может возвращаться к ранее изученным мнемокартам или мнемотаблицам, чтобы закрепить знания.

Индивидуальный подход. Каждый ребенок развивается по-разному, и важно учитывать его индивидуальные особенности, подбирая задания, которые будут соответствовать его уровню.

Использование приемов мнемотехники является эффективным методом для развития связной речи у детей раннего возраста. Мнемотехника позволяет создавать условия для естественного и увлекательного усвоения новых слов и грамматических конструкций через визуальные образы и ассоциативные связи. При регулярной работе с мнемокартами, мнемоквадратами и другими элементами мнемотехники, ребенок начинает легче запоминать и воспроизводить речевые конструкции, что способствует общему развитию его речи и мышления.

 

Список литературы

Бурова, Ю. В. Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста / Ю. В. Бурова. —

Текст :

непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4971/

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников / Ю. И.

Голиусова

, Н. А. Новикова, А. А. Сидоренко [и др.]. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 83-86. — URL:

https://moluch.ru/archive/170/45545/

Татаринцева, Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66710/

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×