Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование приемов самоконтроля на занятиях математики с целью повышения качества знаний обучающихся | Васильева Татьяна Александровна. Работа №344334

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование приемов самоконтроля на занятиях математики как одного из эффективных способов повышения качества знаний обучающихся. Описываются методы самоконтроля, которые помогают учащимся самостоятельно отслеживать и корректировать свои ошибки, развивать ответственность за результаты обучения. Приводятся примеры заданий и упражнений, способствующих развитию навыков самоконтроля, а также роль учителя в организации этого процесса.

Ключевые слова: самоконтроль, математика, качество знаний, контроль ошибок, самостоятельность, ответственность, рефлексия.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОКОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Васильева Татьяна Александровна, учитель математики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Первомайская основная общеобразовательная школа»

 

Аннотация. В статье рассматривается использование приемов самоконтроля на занятиях математики как одного из эффективных способов повышения качества знаний обучающихся. Описываются методы самоконтроля, которые помогают учащимся самостоятельно отслеживать и корректировать свои ошибки, развивать ответственность за результаты обучения. Приводятся примеры заданий и упражнений, способствующих развитию навыков самоконтроля, а также роль учителя в организации этого процесса.

Ключевые слова: самоконтроль, математика, качество знаний, контроль ошибок, самостоятельность, ответственность, рефлексия.

 

Самоконтроль — важнейший навык, который помогает учащимся успешно осваивать учебный материал и достигать высоких результатов в изучении математики. Использование приемов самоконтроля на занятиях способствует не только улучшению качества знаний, но и развитию у школьников самостоятельности, ответственности и способности к самооценке своих достижений. В процессе обучения математике самоконтроль играет ключевую роль в осознании ошибок, их коррекции и предотвращении повторений в будущем.

Методы самоконтроля в математике направлены на то, чтобы учащиеся могли самостоятельно проверять правильность своих решений и анализировать процесс выполнения задач. Одним из таких методов является использование контрольных листов или карточек самопроверки, где учащиеся могут сверять свои результаты с правильными ответами или пошаговыми решениями. Этот метод помогает школьникам лучше понимать свои ошибки и тренировать навыки самостоятельной проверки.

Контрольные листы могут включать ключевые шаги решения задач или алгоритмы, которые помогут учащимся правильно организовать свои действия. Например, при решении уравнений можно предложить контрольные пункты: проверка правильности преобразований, выполнение операций и подстановка результатов. Такой подход помогает учащимся дисциплинированно подходить к выполнению заданий и учит их планировать свои действия на каждом этапе решения.

Работа в парах является еще одним эффективным приемом самоконтроля. Учащиеся могут проверять друг друга, обсуждать решения и корректировать ошибки вместе. При этом каждый ученик получает возможность не только проверить свои знания, но и объяснить ход решения своему партнеру, что способствует лучшему пониманию и закреплению материала. Например, один ученик решает задачу, а другой проверяет его действия по контрольному листу или эталону решения.

Самопроверка с использованием ИКТ стала популярным методом в условиях современного образования. Онлайн-платформы и программы, такие как "ЯКласс" или "Учи.ру", предоставляют возможность учащимся проходить тесты и сразу получать результаты, что позволяет им самостоятельно анализировать свои ошибки и повторять задания до полного усвоения материала. Программное обеспечение также предоставляет учащимся шаги решения, что помогает лучше понять свои ошибки и скорректировать процесс выполнения задачи.

Чек-листы для самоконтроля — это ещё один полезный инструмент для организации самостоятельной проверки знаний. Например, при решении задачи на вычисление производных ученик может использовать чек-лист, где будут перечислены ключевые моменты: проверка правильности использования формул, проверка результатов дифференцирования, оценка конечного ответа. Это помогает избежать механических ошибок и научиться самостоятельно оценивать точность своих вычислений.

Регулярное использование самоконтроля позволяет учащимся не только лучше усваивать математические концепции, но и развивать навыки рефлексии, что является важным элементом успешного обучения. Учащиеся, которые привыкли к самопроверке, начинают более осознанно подходить к выполнению заданий, понимая, что результат их работы напрямую зависит от внимательности и дисциплины.

Роль учителя в организации процесса самоконтроля заключается в том, чтобы научить учащихся правильно использовать различные приемы самопроверки и создавать условия, при которых каждый ученик сможет самостоятельно работать над своими ошибками. Важно объяснить школьникам, что самоконтроль — это не просто проверка правильности ответа, а глубокий анализ своих действий на каждом этапе решения задачи.

Интерактивные упражнения на самопроверку, такие как математические викторины, задачи с выбором ответов или задания с автопроверкой, помогают учащимся тренировать навыки самоконтроля в более увлекательной форме. Например, на интерактивной платформе можно предложить ученикам тест с несколькими вариантами решений задач, где они сразу увидят свои ошибки и смогут повторить тест, исправляя неточности.

Примерные задания для развития самоконтроля: учащиеся решают задачу по алгебре, используя контрольный лист для проверки правильности выполнения действий (например, проверка правильности преобразований, подстановка решения в исходное уравнение); в парах учащиеся проверяют решения друг друга по предложенному эталону, обсуждают ошибки и предлагают варианты их исправления; самостоятельное решение задач с использованием интерактивных платформ, где ученики получают мгновенную обратную связь и возможность повторного выполнения заданий для закрепления материала; использование чек-листов при решении сложных задач по геометрии или алгебре для контроля ключевых этапов решения.

Преимущества использования приемов самоконтроля: учащиеся учатся самостоятельно работать над своими ошибками и лучше понимать процесс решения задач; самоконтроль учит школьников осознавать важность внимательной работы и приводит к более тщательному выполнению заданий; регулярная самопроверка способствует лучшему усвоению материала и предотвращает повторение ошибок.

В заключение следует отметить, что использование приемов самоконтроля на занятиях математики является важным инструментом для повышения качества знаний обучающихся. Эти методы помогают школьникам развивать навыки самостоятельной работы, осознанно подходить к выполнению заданий и более глубоко осваивать учебный материал. Применение различных форм самоконтроля, таких как контрольные листы, работа в парах и использование цифровых технологий, способствует формированию уверенности в своих знаниях и повышению успеваемости.

 

Список литературы

Паршина, Т. Ю. Самоконтроль и его место в обучении алгебре в 9 классе / Т. Ю. Паршина, Н. И. Расторгуева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 754-758.

Петров

А. В.,

Стародубцева

В. С.

Сущность самоконтроля в психолого-педагогической теории и практике обучения школьников и студентов вуза

//

Мир Науки, Культуры, Образования

. № 3 (64) 2017

. – С. 78-83.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×