Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми с ОВЗ | Паршина Ольга Михайловна. Работа №343397
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования методов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается роль сенсорной интеграции в развитии речевых и когнитивных функций у детей, страдающих различными видами речевых нарушений, а также обсуждается значимость применения сенсорных методик для коррекции этих нарушений. Особое внимание уделяется интеграции данных методов в логопедическую практику с целью повышения эффективности работы.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, логопедическая работа, дети с ОВЗ, речевые нарушения, методы сенсорной интеграции, коррекционная педагогика.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Паршина Ольга Михайловна, учитель-логопед
ГБОУ СО «Школа АОП №14 г. Вольска»
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования методов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается роль сенсорной интеграции в развитии речевых и когнитивных функций у детей, страдающих различными видами речевых нарушений, а также обсуждается значимость применения сенсорных методик для коррекции этих нарушений. Особое внимание уделяется интеграции данных методов в логопедическую практику с целью повышения эффективности работы.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, логопедическая работа, дети с ОВЗ, речевые нарушения, методы сенсорной интеграции, коррекционная педагогика.
В последние годы интерес к сенсорной интеграции как методу коррекционной работы с детьми с ОВЗ значительно возрос. Сенсорная интеграция представляет собой процесс обработки и организации сенсорных сигналов от различных систем организма, который является необходимым для адекватного восприятия окружающей среды и последующего формирования поведения, навыков и речи. Нарушение сенсорной интеграции может приводить к разнообразным трудностям, включая речевые нарушения, проблемы в моторике и когнитивном развитии. В условиях логопедической работы методы сенсорной интеграции применяются для коррекции речевых расстройств через воздействие на сенсорные каналы, что помогает улучшить восприятие, внимание и общую координацию.
Логопедам, работающим с детьми с ОВЗ, приходится сталкиваться с множеством проблем, связанных с нарушениями речи, в том числе с ограниченной подвижностью артикуляционного аппарата, сниженной фонематической восприимчивостью и дефицитами в области внимания и восприятия. Методы сенсорной интеграции направлены на улучшение этих функций путем работы с различными сенсорными стимулами, такими как зрительные, слуховые, тактильные и вестибулярные сигналы. Коррекция этих дефицитов помогает детям лучше воспринимать информацию и улучшает их коммуникативные способности.
Теория сенсорной интеграции была разработана американским психологом и эрготерапевтом Айрой Жан Айрес в середине XX века. Согласно её подходу, успешное развитие ребенка зависит от способности организма адекватно обрабатывать и интегрировать информацию, поступающую через сенсорные системы, такие как зрение, слух, осязание и вестибулярная система. Если сенсорные системы функционируют неправильно, это может привести к трудностям в координации движений, восприятии и когнитивной деятельности, что, в свою очередь, отражается на развитии речи.
Применение сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми основывается на принципах коррекции этих нарушений через целенаправленное воздействие на сенсорные системы, что способствует нормализации нейронных связей в мозге. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в обработке сенсорной информации, что отрицательно сказывается на их речевом развитии. Например, недостаточная восприимчивость к слуховым или тактильным стимулам может затруднять артикуляцию звуков и правильное произношение. В таких случаях методы сенсорной интеграции помогают стимулировать соответствующие сенсорные системы, что способствует улучшению речи.
Использование методов сенсорной интеграции в логопедической работе позволяет решать задачи, связанные с коррекцией речевых нарушений, через комплексный подход, который включает как работу с речевым аппаратом, так и стимуляцию сенсорных систем. Сенсорная интеграция помогает детям с ОВЗ лучше воспринимать и анализировать информацию, что играет ключевую роль в формировании и развитии речи.
Например, работа с тактильными стимулами позволяет детям развивать ощущение своего тела и улучшать артикуляцию. При воздействии на тактильную систему ребенка происходит стимуляция участков мозга, отвечающих за обработку сенсорной информации и контроль движений. Это, в свою очередь, способствует улучшению работы артикуляционного аппарата и помогает в правильном произношении звуков и слов.
Важным аспектом использования сенсорной интеграции является работа с вестибулярной системой, которая отвечает за чувство равновесия и координацию движений. Дети с нарушениями в этой системе могут испытывать трудности не только в координации движений, но и в восприятии речевых сигналов. При работе над коррекцией речевых нарушений логопед может использовать техники сенсорной интеграции, направленные на активацию вестибулярной системы, что помогает улучшить общую координацию и способность контролировать движения артикуляционного аппарата.
Кроме того, методы сенсорной интеграции включают работу со зрительной и слуховой информацией. Например, упражнения, направленные на стимуляцию зрительных и слуховых каналов, помогают детям с ОВЗ лучше воспринимать звуки и слова, а также развивать навыки звукового анализа и синтеза. Это особенно актуально для детей с нарушениями слухового восприятия, у которых часто наблюдаются трудности в понимании речи и ее воспроизведении.
На практике методы сенсорной интеграции доказали свою эффективность в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Сенсорная интеграция способствует улучшению как общей моторики, так и артикуляционных навыков, что особенно важно для детей с комплексными речевыми расстройствами. Работа с сенсорными стимулами помогает детям лучше осознавать собственные движения, управлять артикуляцией и контролировать речевое поведение.
Одним из важных аспектов использования методов сенсорной интеграции является их способность улучшать когнитивные функции, такие как внимание, память и восприятие. Это положительно сказывается на обучаемости детей с ОВЗ, помогая им быстрее осваивать новые речевые навыки. Повышение сенсорной восприимчивости позволяет ребенку лучше воспринимать и анализировать речевую информацию, что способствует более эффективной коррекции речевых нарушений.
Кроме того, сенсорная интеграция помогает снизить уровень тревожности у детей с ОВЗ, которые могут испытывать страх или дискомфорт в процессе обучения. С помощью сенсорных методов дети учатся лучше понимать свое тело и окружающую среду, что помогает им чувствовать себя более уверенно на занятиях и активнее участвовать в процессе коррекции речи. Повышенная сенсорная активность способствует снижению гиперактивности и улучшению концентрации внимания, что является важным фактором для успешного обучения.
Использование методов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми с ОВЗ является эффективным средством для коррекции речевых нарушений и улучшения когнитивных функций. Эти методы позволяют развивать артикуляционные навыки, улучшать восприятие сенсорной информации и способствуют общему развитию ребенка. Сенсорная интеграция способствует не только коррекции речи, но и улучшению общего самочувствия и психологического состояния детей, что делает ее важным инструментом в работе логопедов. Интеграция сенсорных методов в логопедическую практику открывает новые возможности для коррекции речевых расстройств у детей с ОВЗ и способствует успешной социализации этих детей в обществе.
Список литературы
1. Лучинкина И. С. Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / И. С. Лучинкина, А. А. Кононова // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 237-240.
2. Марченко Н. В. Методы сенсорного развития младших школьников с ОВЗ / Н. В. Марченко // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 12-14.