Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания | Круглов Григорий Леонидович. Работа №350910. Номер работы: №350910

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Критическое мышление играет ключевую роль в обучении школьников, особенно в контексте дисциплин, таких как обществознание. Данная статья рассматривает использование различных приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках обществознания в школе. В статье освещены основные методы, направленные на развитие у учащихся умения анализировать информацию, ставить вопросы, делать выводы и принимать обоснованные решения. Описание этих методов связано с теоретическими подходами, а также с конкретными примерами их применения на уроках обществознания. Автор утверждает, что внедрение этих технологий способствует формированию у школьников навыков самостоятельной работы с информацией, развитию их познавательной активности и социальной ответственности.

Ключевые слова: критическое мышление, технологии развития критического мышления, обществознание, образовательный процесс, учащиеся, методы обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Круглов Григорий Леонидович, учитель обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа поселка Горин Солнечного Муниципального района Хабаровского края
Аннотация: Критическое мышление играет ключевую роль в обучении школьников, особенно в контексте дисциплин, таких как обществознание. Данная статья рассматривает использование различных приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках обществознания в школе. В статье освещены основные методы, направленные на развитие у учащихся умения анализировать информацию, ставить вопросы, делать выводы и принимать обоснованные решения. Описание этих методов связано с теоретическими подходами, а также с конкретными примерами их применения на уроках обществознания. Автор утверждает, что внедрение этих технологий способствует формированию у школьников навыков самостоятельной работы с информацией, развитию их познавательной активности и социальной ответственности.
Ключевые слова: критическое мышление, технологии развития критического мышления, обществознание, образовательный процесс, учащиеся, методы обучения.
В последние десятилетия все более актуальной становится задача формирования у школьников критического мышления. Этот процесс включает в себя развитие способности к анализу, аргументации, оценке информации и принятию самостоятельных решений. Обществознание, как дисциплина, тесно связана с развитием этих навыков, поскольку оно направлено на изучение процессов, происходящих в обществе, с оценкой различных социальных явлений, норм и ценностей. В рамках уроков обществознания у учащихся возникает потребность в анализе данных, обсуждении актуальных вопросов и выработке собственных суждений. Именно на этих аспектах и сосредоточены технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Технология развития критического мышления представляет собой систему методов и приемов, которые направлены на формирование у учащихся навыков глубокого осмысления, анализа и оценки информации. Она включает в себя использование разнообразных педагогических инструментов, которые активизируют мыслительную деятельность школьников и способствуют развитию их способности к аргументированному рассуждению. Важнейшим аспектом ТДКМ является то, что учащиеся не только усваивают готовые знания, но и учатся искать информацию, задавать вопросы, ставить гипотезы, проверять их и делать выводы.
Применение технологий развития критического мышления на уроках обществознания помогает решать несколько образовательных задач. Во-первых, эти методы способствуют более глубокому освоению учебного материала, поскольку учащиеся активно взаимодействуют с текстами, анализируют их и делают собственные выводы. Во-вторых, технологии критического мышления развивают у школьников навыки работы в группах, что способствует развитию их коммуникативных навыков. В-третьих, использование ТДКМ на уроках обществознания помогает формировать у школьников навыки критической оценки социальной действительности, понимания того, как различные процессы влияют на общество.
Одним из самых распространенных приемов, используемых в технологии развития критического мышления, является метод мозгового штурма. Этот прием позволяет активировать познавательную деятельность учащихся, стимулирует их к выдвижению собственных идей и оценке различных точек зрения. На уроках обществознания метод мозгового штурма может быть использован, например, для обсуждения различных социальных проблем. Учащиеся могут предложить несколько вариантов решения проблемы, проанализировать плюсы и минусы каждого из них, а затем выбрать наиболее рациональное решение.
Другим важным приемом является интерпретация текста. В рамках этого метода учащиеся получают текст, который требует глубокого анализа и осмысления. Этот текст может быть как историческим документом, так и современным источником информации, например, статьей из газет или журналов, законами или декларациями. Учащиеся должны выделить ключевые идеи, понять намерения автора и оценить достоверность представленных данных. Важной частью работы является обсуждение различных точек зрения и поиск аргументов в поддержку своих выводов.
Метод дебатов или ролевых игр позволяет учащимся в игровой форме разобраться в сложных социальных и политических проблемах. В ходе дебатов учащиеся делятся на группы и представляют противоположные точки зрения по обсуждаемой теме. Каждая группа должна подготовить аргументы в защиту своей позиции, а затем привести их в ходе дебатов. Это способствует развитию умения отстаивать свою точку зрения, а также развивает навыки слушания и уважения к мнению других.
Метод картинка-сообщение помогает учащимся анализировать визуальную информацию и делать выводы на основе изображений. Этот метод может быть использован, например, для анализа социальных рекламных материалов, фотографий, картин, плакатов, которые отражают определенные социальные явления. Ученики могут обсудить, что изображено на картинке, какие идеи она передает, какие социальные и культурные проблемы она затрагивает. Это способствует развитию умения воспринимать и анализировать визуальные тексты, которые все чаще становятся частью информационной среды.
Кроме того, важным элементом технологии развития критического мышления является метод мозаика. В этом методе учащиеся делятся на группы и получают различные части информации, которые затем они должны объединить в единую картину. Этот метод активно применяется для изучения сложных вопросов, которые требуют анализа большого количества источников. Например, на уроках обществознания можно использовать метод мозаики для изучения проблемы социальных неравенств, политических систем или процессов глобализации.
Технология критического мышления не только помогает учащимся овладеть методами анализа и интерпретации информации, но и развивает у них способность к самостоятельному поиску решений, оценке возможных последствий своих действий. На уроках обществознания это становится особенно важным, поскольку предмет связан с реальными проблемами общества и требует от учеников не только теоретических знаний, но и умения применять эти знания в реальной жизни.
Применение ТРКМ на уроках обществознания позволяет школьникам по-новому взглянуть на традиционные темы курса. Например, изучение проблем социальных институтов, прав человека, правового государства может быть подкреплено использованием приемов критического анализа, что поможет учащимся не только усвоить материал, но и понять, как эти вопросы актуальны в современном обществе. Вместо того чтобы просто заучивать определения и факты, школьники учат оценивать информацию с разных сторон, критически относиться к источникам и учиться принимать обоснованные решения.
Кроме того, технологии развития критического мышления помогают учащимся вырабатывать навыки самооценки и рефлексии. В процессе работы с информацией и обсуждения проблем, учащиеся учат себя быть открытыми для новых идей, не бояться сомневаться в общепринятых истинах и принимать нестандартные решения. Это особенно важно в контексте современного образовательного процесса, где учащимся требуется не только накопление знаний, но и умение применять их в различных жизненных ситуациях.
Внедрение ТРКМ на уроках обществознания способствует не только интеллектуальному, но и личностному развитию учащихся. Образование становится более ориентированным на личностные потребности и запросы школьников, что делает процесс обучения более значимым и продуктивным. К тому же такие уроки более интересны и увлекательны для школьников, поскольку они включают в себя активное взаимодействие, обсуждения, выработку собственных выводов и решение реальных проблем. Технология критического мышления, таким образом, является не только инструментом для развития умственных способностей учащихся, но и важным компонентом их гражданского воспитания.
Таким образом, применение технологий развития критического мышления на уроках обществознания помогает школьникам развивать навыки аналитической работы с информацией, учит их вырабатывать собственную точку зрения и принимать обоснованные решения. Внедрение этих методов в образовательный процесс способствует более глубокому осмыслению материала, а также развивает у учащихся важнейшие качества, такие как способность к самоанализу, открытость новым идеям, уважение к мнению других. В конечном итоге это ведет к формированию более активных, самостоятельных и ответственных граждан, способных адекватно воспринимать и оценивать происходящие в обществе процессы.
Список литературы
Бажайкина М. С. Опыт использования приемов технологии критического мышления на уроках обществоведческих дисциплин // Парадигма. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-ispolzovaniya-priemov-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-obschestvovedcheskih-distsiplin
Курочкина И.А. Повысить интерес к обучению. использование элементов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания // ВВО. 2023. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povysit-interes-k-obucheniyu
Овчаренко В. А., Репина И. А. Технология развития критического мышления // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×