Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания | Шляхова Наталья Александровна. Работа №347354. Номер работы: №347354

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается применение технологии развития критического мышления на уроках обществознания. Раскрываются основные приемы и методы, которые помогают развивать у школьников навыки анализа, синтеза и оценки информации. Приводятся примеры заданий и методических приемов, которые способствуют формированию умений критически осмысливать общественные процессы и принимать аргументированные решения.

Ключевые слова: критическое мышление, обществознание, технологии обучения, анализ информации, дискуссия, проблемные вопросы, рефлексия.

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания

 

Шляхова Наталья Александровна, учитель истории и обществознания

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 7, ст. Шапсугская

 

Аннотация. В статье рассматривается применение технологии развития критического мышления на уроках обществознания. Раскрываются основные приемы и методы, которые помогают развивать у школьников навыки анализа, синтеза и оценки информации. Приводятся примеры заданий и методических приемов, которые способствуют формированию умений критически осмысливать общественные процессы и принимать аргументированные решения.

Ключевые слова: критическое мышление, обществознание, технологии обучения, анализ информации, дискуссия, проблемные вопросы, рефлексия.

 

Развитие критического мышления становится одной из ключевых задач современного образования, в том числе на уроках обществознания. В условиях большого объема информации, доступного ученикам через медиа и интернет, важно научить их не только запоминать факты, но и осознанно подходить к анализу полученных данных. Обществознание, как предмет, направленный на изучение общественных процессов и взаимодействий в обществе, предоставляет идеальные возможности для развития у школьников навыков критического мышления.

Критическое мышление включает в себя целый ряд навыков, таких как умение анализировать информацию, задавать правильные вопросы, выявлять логические связи и делать обоснованные выводы. Технология развития критического мышления на уроках обществознания предполагает активное использование методик, которые позволяют учащимся не просто усваивать материал, а глубже осмысливать его и применять на практике. Среди основных приемов можно выделить: постановку проблемных вопросов, организацию дискуссий, анализ ситуаций, использование различных источников информации и развитие рефлексии.

Одним из ключевых приемов технологии развития критического мышления является постановка проблемных вопросов. Учитель на уроках обществознания может предлагать такие вопросы, на которые нет однозначных ответов, что побуждает учеников задуматься и искать разные точки зрения. Например, при изучении темы «Социальное неравенство» можно задать ученикам вопрос: «Что важнее для успешной жизни – врожденные способности или социальное окружение?». Это стимулирует учеников к обсуждению и анализу различных факторов, влияющих на успех человека в обществе. Важно, чтобы учащиеся сами находили аргументы и контраргументы, что способствует развитию критического осмысления материала.

Дискуссии и дебаты – еще один эффективный метод развития критического мышления. На уроках обществознания дискуссии могут быть организованы по широкому кругу вопросов, таких как права человека, свобода слова, роль государства в жизни общества и др. Например, можно организовать дебаты на тему «Является ли демократия наилучшей формой государственного правления?». Учащиеся должны изучить материалы, проанализировать разные точки зрения, подготовить аргументы в защиту своих позиций. Такой формат помогает не только углубленно изучить тему, но и научить школьников четко формулировать свои мысли, слушать оппонентов и анализировать контраргументы.

Анализ конкретных ситуаций также способствует развитию критического мышления. Учитель может предложить учащимся рассмотреть реальные или гипотетические общественные ситуации, требующие принятия решений. Например, при изучении темы «Право и правопорядок» можно предложить ученикам проанализировать конкретное судебное дело, выделить правовые аспекты, определить, какие права были нарушены, и предложить варианты их защиты. Анализ подобных ситуаций позволяет школьникам применять теоретические знания на практике и учит их критически оценивать происходящее в обществе.

Важным элементом технологии критического мышления является работа с различными источниками информации. В условиях информационного общества ученики должны уметь анализировать и оценивать качество и достоверность полученных данных. Учитель обществознания может предложить школьникам сопоставить информацию из разных источников, например, новостей, научных статей и социальных сетей, на одну и ту же тему. Это учит их различать факты и мнения, а также критически оценивать источник информации, что является важным навыком в современном мире.

Примером такого задания может быть анализ новостных сообщений о социальном конфликте в конкретной стране. Ученикам предлагается сопоставить материалы официальных СМИ и независимых источников, а затем обсудить, как различия в подаче информации могут влиять на восприятие событий. Этот метод не только развивает навыки работы с информацией, но и формирует у школьников способность критически подходить к медиаматериалам.

Рефлексия – еще один важный элемент технологии развития критического мышления. После выполнения задания или обсуждения проблемы полезно предложить учащимся подумать над своими выводами: что они узнали нового, какие аргументы оказались наиболее убедительными, что вызвало затруднения. Это помогает ученикам осознанно подходить к процессу обучения и учит их оценивать собственное мышление. Например, после дискуссии по теме «Социальная справедливость» учитель может предложить каждому ученику записать свои выводы: как изменилась его точка зрения после обсуждения, что было наиболее сложным в аргументации. Это стимулирует школьников к глубокому осмыслению изучаемого материала и развивает способность к самооценке.

Таким образом, использование приемов технологии критического мышления на уроках обществознания не только способствует более глубокому усвоению учебного материала, но и формирует у школьников навыки, которые необходимы им в повседневной жизни. Умение критически анализировать информацию, формулировать собственные мысли, принимать аргументированные решения – это те компетенции, которые становятся особенно актуальными в условиях современной информационной среды. Применение проблемных вопросов, дискуссий, анализа ситуаций и работы с источниками помогает сделать уроки обществознания более интересными и практико-ориентированными, что, в свою очередь, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета и развивает их мышление.

 

 

Список литературы

Балунова

С.А., Пичужкина Д.Ю., Тимофеева К.О. Использование цифровых технологий в развитии критического мышления // Проблемы современного педагогического образования.

2024. №84-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-v-razvitii-kriticheskogo-myshleniya

Белоусова Е.Г., Белоусова М.В. Применение приёмов технологии развития критического мышления в школе // Инновационная наука.

2021. №11-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-priyomov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-shkole

Михайлова А.С. Развитие критического мышления при изучении обществознания в школе // Скиф. 2023.

№4 (80). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-pri-izuchenii-obschestvoznaniya-v-shkole

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×