Использование приемов технологии ТРИЗ для формирования образности речи обучающихся | Соловьева Алевтина Васильевна. Работа №342464
Под образной речью мы понимаем умение ребенка правильно испольтзовать такие выразительные средства , как метафора, сравнение, эпитеты,многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. К сожалению, чем старше ребенок , тем большей сдержанностью отличается его речь, поэтому на своих уроках я стараюсь обьучать приемам составления изобразительно- выразительных средств с 5 класса.
Использование приемов технологии ТРИЗ для формирования образности речи обучающихся.
Владение образной речью подразумевает умение свободно обращаться с лексическим богатством языка, строить свои предложения, умение «рисовать словом».
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
Под образной речью мы понимаем умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
К сожалению, чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь, поэтому на своих уроках я стараюсь обучать приемам составления изобразительно-выразительных средств с 5 класса.
В этом помогает ТРИЗ — теория решения изобретательских задач
Ранее применявшаяся только инженерами, теперь помогает детям развивать творческие способности. ТРИЗ учит творческому, нестандартному мышлению.
Приёмы составления метафоры
Метафора ( от греч. metaphora – перенос) – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафору называют скрытым сравнением. Например, «Багровый костер заката»
(Опыт показывает, что нахождение метафор учащимся даётся труднее, чем выявление других тропов, так как образность метафоры распознать сложнее).
Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, надо понять алгоритм их составления.
Изобретению метафор предшествует ассоциативная работа (подбор ассоциаций по подобию).
Ассоциативная разминка
1. Продолжите ассоциативный ряд:
- Что бывает
круглым (шар, луна…),
холодным (снег, мороженое…),
лёгким (пух, снежинка…),
колючим (ёж, шипы…),
острым (боль, нож…),
2. Создайте ассоциативную цепочку. Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причём, чем больше, тем лучше.
Дружба и цветок
Гора и человек
1)Дружба расцветает и увядает, как цветок.
2)Гора и человек обладают силой и твёрдостью.
3. «Третий – лишний». Чтобы найти третье лишнее в следующих группах слов, надо знать пословицы, при этом активизируется ассоциативное мышление.
Кататься, возить, бегать. (Любишь кататься- люби и саночки возить)
Семь, три, один. (Семь раз отмерь- один раз отрежь)
Пожарный, дым, огонь. (Дыма без огня не бывает)
Лес, дрова, топор. (Без топора в лес не ходят)
Приём I
Алгоритм составления метафор
Выбрать объект.
Действие объекта. Что делает?
На что похож? С чем можно сравнить? Сравниваем по характерному признаку.
Где находится объект? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие.
Метафора: пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3 (существительное).
Употребить метафору в предложении.
Примеры
1.
дождь
Лужа
Закат
2.
льёт
отражает
пылает
3.
слёзы
зеркало
костёр
4.
небо
тротуар
вечернее небо
5.
Небесные слёзы
Тротуарное зеркало
Вечерний небесный костёр
6.
Небесные слёзы льются весь день.
Тротуарное зеркало отражает дома, деревья, прохожих.
Костёр небесный запылает,
И озарится ночи свод.
Здесь россыпь золота сверкает
И острый жёлтый серп плывёт.
Задание на уроке:
(индивидуально, в парах, в группах – по выбору):
составьте метафоры, используя объекты (снежинка, газета, люстра, туман, роса, облака, снег, луг, луна, звёзды, месяц, туча, кленовый лист, сосульки).
Приём II
Алгоритм составления метафор
Основан на
I
приёме. Метафора: пункт 5 (
I
приём).
Преобразовать словосочетание, построенное на основе согласования, в синонимичное словосочетание со способом связи
управление.
/
ГИА – 9 /
Употребить метафору в предложении.
Примеры метафоры
1.
Небесные слёзы
Слёзы неба
Слёзы неба солнце вытирает.
2.
Тротуарное зеркало
Зеркало тротуара
В зеркале тротуара видны облака.
3.
Небесный костёр
Костёр на небе
Костёр на небе не затушить.
Приём III
Алгоритм составления метафор
Выбрать объект.
Действие объекта. Что делает? С чем можно сравнить?
Употребить в переносном значении.
Метафора: пункт 2 (глагол) + пункт 1 (имя существительное).
Употребить метафору в предложении.
Примеры
1.
Печаль
сердце
2.
Перен.: льётся
Перен.: горит, пылает
3.
Льётся печаль
Сердце горит
4.
И льётся печаль из моей души.
Сердце горит для людей и для жизни.
Приём IV
Алгоритм составления метафор
Выбрать объект.
На что похоже действие объекта или сам объект? С каким объектом можно сравнить? (Имя существительное).
Метафора: пункт 2 (существительное) + пункт 1 (существительное).
Употребить метафору в предложении.
Примеры
1.
Ум
любовь
2.
лабиринт
пожар
3.
Лабиринты ума
Пожар любви
4.
В лабиринтах ума сложно разобраться.
Пожар любви сжигает без остатка
Задание (индивидуально, в парах, в группах – по выбору): составьте метафору, используя объект по своему усмотрению.
Приём V
Алгоритм составления метафор
Выбрать объект.
Основное качество, свойство (имя прилагательное)
Имя прилагательное преобразовать в имя существительное.
Сравнение с другим объектом, где свойство ярко выражено.
Метафора: пункт 3 (существительное) + пункт 4 (существительное).
Употребить метафору в предложении.
Теперь объектом будет кофе. Выделим его основное свойство (тёмный, чёрный, крепкий, густой). Переведём прилагательное в существительное – чернота. Сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено – чернота, как ночью, темнота, как во сне.
Получаем: КОФЕ – чернота ночи. А если метафору вставить в текст, получится: «Пью по утрам остаток чёрной ночи/ черноту ночи»
1.
Кофе
Серьги
2.
чёрный
блестящие
3.
чернота
блеск
4.
как ночью
словно звёзды
5.
Чернота ночи
Блеск звёзд
6.
Чернота ночи расплескалась по краям моей любимой чашки.
В ушах у юной красавицы сияние звёзд.
Эпитет
(от греч.
epitheton
–приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Например, поэт Сергей Александрович Есенин так описал осень: «Отговорила роща
золотая/ Березовым веселым
языком».
Эпитеты дают оценочную характеристику определяемого предмета или явления.
Задание1
В приведенных словосочетаниях укажите простые определения и эпитеты.
Например: седые волосы – это определение, волосы поседели; седая ива – это эпитет, цвет листьев ивы похож на седину человека.
Весенний день, весеннее настроение, золотой характер, золотая цепочка, бархатное платье, бархатные лапки, гневный старец, гневное море, стеклянный взгляд, стеклянная дверь, каменное сердце, каменная плита, воробьиное перышко, воробьиная душа, пустая бочка, пустая голова, угрюмый мальчик, угрюмый лес.
Творческое задание2
А теперь попробуем свои силы. Подберите эпитеты к словам. Кто больше? (Ученики работают парами с карточками. Отвечает та пара, которая подберет больше эпитетов. Остальные подчеркивают те слова, которые называют отвечающие, и добавляют новые, если слово не было озвучено.)
Вечер - алый, багровый, багряный, безветренный, безоблачный, ветреный, влажный, голубой, горячий, грозовой, дождливый, душистый, душный, жаркий, звездный, золотой, красный (нар.-поэт.), ледяной, лунный, лучезарный , мокрый, морозный, ненастный, непогожий (разг.), непроглядный, облачный, оранжевый, пасмурно-багровый, пасмурный, пахучий, погожий (разг.), прозрачный, прохладный, розовый, росистый, румяный, свежий, светлый, синий, слякотный (разг.), снежно-голубой, студеный, сухой, сырой, темный, теплый, тихий, туманный, хмурый, холодный, хрустальный, чистый, янтарный т.д.
Утро
Зима
Море
Клен
Творческое задание 3 ( Кто быстрей!)
Вставьте пропущенные эпитеты в стихотворения русских поэтов.
К.К. Случевский
В одежде выцветшей и бурой,
В каемках яркой желтизны,
Объят ты, лес, погодой _________________,
И блекнут все твои сыны.
На их _____________ обличья,
Пятном блестящим с высоты,
Льет солнце ______________ блеск величья
И греет __________________ листы.
Константин Случевский
В одежде выцветшей и бурой,
В каёмках яркой желтизны,
Объят ты, лес, погодой хмурой,
И блекнут все твои сыны.
На их печальные обличья,
Пятном блестящим с высоты,
Льёт солнце острый блеск величья
И греет мёртвые листы.
Сравнения
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Например, «девушка, черноволосая и нежная, как ночь» (М.Горький).
Познакомьтесь со схемой строения сравнений:
«предмет»
«образ»
«признак»
то, что сравнивается
то, с чем сравнивается
то, на основании чего сравнивается
Найдите эти элементы в отрывке из произведения М.Ю. Лермонтова, назовите его.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
(Это поэма «Мцыри»; «предмет» – реки Арагва и Кура, «образ» – сестры, «признак» – родство).
Дополнительный вопрос: Почему так важно это сравнение в художественной ткани поэмы? (Мцыри ищет родственную душу. Сравнение с миром природы усиливает мотив одиночества главного героя.
Творческое задание. Кто быстрей!
Попробуем свои силы. Подберите сравнения к словам.
Лето как…
Дуб будто…
Небо словно…
Лес шумит, как будто…
Снег скрипит, словно…
Ручей журчит, будто…
Машина затормозила, как будто…
Интересны сравнения новые, неожиданные, когда учащийся замечает что-то, чего никто не замечал
– Запишите предложения и продолжите их.
Листья налипли на стекла окна... (как мокрые бабочки).
Ярко-оранжевый апельсин… (как полуденное солнце).
Редкий дождь… (как длинные стеклянные нити).
Вывод: заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию.
Иногда авторы сравнивают, казалось бы, совсем несравнимые предметы.
Например:
Подхалим подобен альпинисту
… (идет в гору).
Чувствительный человек подобен сосульке… (пригрей его он и растает).
Мудрость, подобно черепаховому супу… (не всякому доступна).
– Попробуйте продолжить предложения. Здесь надо проявить остроумие.
Теперь сравните авторский вариант
Укажите в предложении сравнение.
Ни одной птицы не было слышно: все притаились и замолкли, лишь изредка звенел стальным колокольчиком
насмешливый голос синицы.
(И. Тургенев)
Голос синицы сравнивается со стальным колокольчиком (способ
выражения сравнения -
сущ.в тв.пад.
Исправить предложения, сделав их более благозвучными. Заменить сравнительный оборот творительным сравнения.
а) Полая вода уже сошла, и речка струилась, словно узенький ручеек.
б) Как белая колонна, выстроились вековые березы.
При изучении темы “Описание предмета” в 5 классе можно провести урок развития речи “Описание кленового листа”. Дети должны будут написать сочинение, в котором опишут кленовый лист, используя необычные, яркие сравнения. Для наглядности нужно, чтобы у каждого ребенка на парте обязательно были опавшие кленовые листья разной цветовой гаммы и размера.
Я зачитываю наиболее интересные из них, обращая внимание ребят на удачные и не совсем удачные сравнения.
Эпитеты, метафоры, сравнения делают нашу речь красочной, образной, выразительной. Они развивают образное мышление, творческое воображение, помогают в привычных предметах, явлениях увидеть что-то необычное.