Использование природных материалов в экологическом воспитании дошкольников | Ковердяева Светлана Владимировна. Работа №346885
Аннотация. Статья посвящена использованию природных материалов в экологическом воспитании дошкольников. Рассматриваются основные цели и задачи экологического воспитания в детском саду, а также примеры практической деятельности с детьми, направленной на формирование у них бережного отношения к природе. Особое внимание уделяется работе с природными материалами, которые позволяют в игровой форме познакомить детей с окружающим миром, развить их творческие способности и чувство ответственности за сохранение природных ресурсов.
Ключевые слова: экологическое воспитание, природные материалы, дошкольники, творческое развитие, окружающая среда, бережное отношение, детский сад.
Использование природных материалов в экологическом воспитании дошкольников
Ковердяева Светлана Владимировна, воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Светлячок» с. Владимиро - Александровское Партизанского муниципального округа
Аннотация. Статья посвящена использованию природных материалов в экологическом воспитании дошкольников. Рассматриваются основные цели и задачи экологического воспитания в детском саду, а также примеры практической деятельности с детьми, направленной на формирование у них бережного отношения к природе. Особое внимание уделяется работе с природными материалами, которые позволяют в игровой форме познакомить детей с окружающим миром, развить их творческие способности и чувство ответственности за сохранение природных ресурсов.
Ключевые слова: экологическое воспитание, природные материалы, дошкольники, творческое развитие, окружающая среда, бережное отношение, детский сад.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании у детей бережного отношения к природе и окружающему миру. На этапе дошкольного детства у ребенка закладываются основные жизненные установки и привычки, в том числе в отношении природы. Важной задачей воспитателя является привить детям понимание того, что природные ресурсы ограничены, а окружающая среда нуждается в защите. Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является использование природных материалов в образовательной деятельности.
Природные материалы — это не только доступный и интересный для детей ресурс, но и средство развития их творческих способностей, а также формирования экологического мышления. Работа с природными объектами позволяет детям лучше понять процессы, происходящие в окружающей среде, узнать больше о природных явлениях и научиться ценить природу. К природным материалам можно отнести листья, шишки, веточки, камни, семена, ракушки и многое другое, что можно найти на прогулке или вблизи детского сада. Использование этих материалов в процессе воспитания помогает детям ощутить свою связь с природой, научиться уважительно относиться к растениям и животным.
Введение природных материалов в занятия способствует активному вовлечению детей в процесс экологического воспитания. Например, одна из форм работы — это создание поделок из природных материалов. Дети могут самостоятельно собирать листья, веточки или камешки во время прогулки, а затем использовать их для создания коллективных или индивидуальных работ. Это могут быть аппликации, коллажи, объемные композиции. Подобные занятия не только развивают мелкую моторику, но и помогают детям научиться видеть красоту природы, ценить ее разнообразие и многообразие.
Кроме того, работа с природными материалами способствует развитию у детей чувства ответственности за окружающую среду. Воспитатель может организовать тематические беседы, где дети будут обсуждать, почему важно бережно относиться к природе, как можно сохранить деревья, цветы и чистоту в парке. Например, можно устроить акцию по сбору семян деревьев и посадить их в саду детского сада или организовать сбор опавших листьев для создания декоративных композиций. Важно, чтобы каждый ребенок понимал, что его действия могут оказать влияние на природу, и у него есть возможность внести свой вклад в ее сохранение.
Одним из примеров интеграции природных материалов в экологическое воспитание является проведение тематических занятий, посвященных временам года. Например, осенью можно проводить занятия, на которых дети изучают изменения в природе — наблюдают за листьями, которые меняют цвет и опадают, собирают природные материалы для поделок, обсуждают, почему деревья «готовятся» к зиме. В процессе таких занятий воспитатель может предложить детям сделать осенний коллаж из листьев и цветов, собрать коллекцию «осенних даров природы» или создать выставку природных материалов, найденных на прогулке.
Природные материалы также могут быть использованы для обучения детей правилам экологического поведения. Например, на занятиях можно проводить игры, в которых дети учатся сортировать мусор, разбираться, какие материалы можно переработать, а какие нет. Важно, чтобы у детей с раннего возраста формировалось осознание того, что отходы нужно утилизировать правильно, и природа нуждается в защите от загрязнений. В таких играх природные материалы могут стать символами различных видов отходов, которые дети будут учиться сортировать. Это помогает детям в игровой форме усваивать важные экологические принципы.
Занятия с природными материалами способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности. Во время прогулок воспитатель может предложить детям исследовать различные объекты природы: разглядывать листья под лупой, изучать форму и структуру шишек, рассматривать текстуру камней и коры деревьев. Такие наблюдения помогают детям развивать внимание к деталям, умение задавать вопросы и искать ответы. Примером может служить задание на прогулке — найти и собрать шишки или листья разной формы и размера, а затем обсудить, почему они такие разные и как они помогают растению адаптироваться к окружающей среде.
Помимо творческих занятий, природные материалы могут быть использованы и в образовательной деятельности. Например, с их помощью можно организовать занятия по математике или развитию речи. Дети могут считать шишки, камешки или листья, группировать их по размеру, форме или цвету, а затем составлять простые математические задачи. В работе над развитием речи можно использовать природные материалы для составления рассказов или историй, где дети описывают свои находки и придумывают истории о них. Это помогает развивать у детей не только логическое мышление, но и творческое воображение.
Таким образом, использование природных материалов в экологическом воспитании дошкольников способствует комплексному развитию детей, помогает формировать у них бережное отношение к природе и развивает их творческие способности. Важно, чтобы воспитатель умело интегрировал природные материалы в образовательный процесс, создавая условия для активного познания окружающего мира детьми. Природные материалы не только делают занятия более интересными и увлекательными, но и помогают детям на практике осознавать важность сохранения природы и экологической ответственности.
Список литературы
Зебзеева
В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2018. № 5, 30 с.
Каданцева
, О. В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. В.
Каданцева
, И. И. Маврина, К. Н.
Быханова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 288-290.
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2019, 232 с.
Смирнова, Е. О. Современные методы экологического образования в дошкольных учреждениях: теория и практика. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 288 с.