Использование проактивных методов коррекции поведения у учащихся с РАС и ТМНР | Кравец Надежда Яковлевна. Работа №350502
Аннотация. В статье раскрываются подходы к использованию проактивных методов коррекции поведения у учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Рассматриваются особенности поведенческих отклонений у данной категории детей, которые требуют специальных педагогических подходов. Акцент сделан на методах предупреждения и профилактики нежелательного поведения, а также на значении позитивного подхода в коррекционной работе. Статья адресована дефектологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми с РАС и ТМНР, и направлена на повышение эффективности коррекционно-развивающего обучения.
Ключевые слова: проактивные методы, коррекция поведения, РАС, ТМНР, позитивная педагогика, нежелательное поведение, коррекционно-развивающее обучение.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОАКТИВНЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С РАС И ТМНР
Кравец Надежда Яковлевна, учитель-дефектолог
ГБОУ «Школа №1 г.о. Енакиево»
Аннотация. В статье раскрываются подходы к использованию проактивных методов коррекции поведения у учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Рассматриваются особенности поведенческих отклонений у данной категории детей, которые требуют специальных педагогических подходов. Акцент сделан на методах предупреждения и профилактики нежелательного поведения, а также на значении позитивного подхода в коррекционной работе. Статья адресована дефектологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми с РАС и ТМНР, и направлена на повышение эффективности коррекционно-развивающего обучения.
Ключевые слова: проактивные методы, коррекция поведения, РАС, ТМНР, позитивная педагогика, нежелательное поведение, коррекционно-развивающее обучение.
Работа с учащимися, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) и тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР), требует применения специальных методов и подходов, направленных на коррекцию и профилактику нежелательного поведения. Дети с подобными особенностями развития могут демонстрировать различные формы поведенческих реакций, включая агрессию, самоповреждение, отказ от участия в занятиях, избегание контактов. Такие проявления могут существенно затруднять учебный процесс и негативно влиять на эмоциональное состояние как самих детей, так и педагогов. В связи с этим актуальной задачей для педагога-дефектолога становится разработка и применение проактивных методов, направленных на предупреждение и управление поведением учеников.
Проактивные методы коррекции поведения ориентированы на создание условий, в которых учащийся сможет успешно взаимодействовать с окружающими и эффективно включаться в учебную деятельность. Особое значение при этом имеет позитивный подход, основанный на понимании особенностей каждого ребенка и уважении к его индивидуальности. Важно осознавать, что нежелательное поведение у детей с РАС и ТМНР часто является результатом их неспособности адекватно выразить свои потребности, испытываемого стресса или сенсорных перегрузок. Проактивный подход позволяет минимизировать подобные поведенческие реакции, создавая для ребенка комфортные условия, снижающие уровень тревожности и способствующие формированию положительных моделей поведения.
Одним из ключевых аспектов проактивных методов является предварительное определение возможных триггеров нежелательного поведения и разработка стратегии их избегания или устранения. Это требует проведения тщательного анализа поведения ученика и выяснения причин, которые могут провоцировать его негативные реакции. Например, для детей с РАС характерно повышенное сенсорное восприятие, и они могут остро реагировать на громкие звуки, яркий свет или тактильные раздражители. Знание о таких особенностях позволяет педагогу корректировать учебную среду, делая ее более удобной и спокойной для ребенка, что снижает вероятность возникновения нежелательных поведенческих реакций.
Проактивные методы коррекции включают использование поддерживающей и предсказуемой структуры занятий, что помогает ученикам чувствовать себя увереннее и безопаснее. Ребенок с РАС или ТМНР часто испытывает трудности в восприятии перемен и непредсказуемых ситуаций, поэтому важно предоставлять ему четкие указания, использовать визуальные подсказки и придерживаться установленного распорядка дня. Предсказуемость помогает детям ориентироваться в учебной деятельности, контролировать свои эмоции и минимизировать проявление нежелательных реакций. Педагог может использовать визуальные расписания, карточки с указаниями, которые помогают детям осознавать последовательность действий и подготовиться к смене видов деятельности.
Кроме того, для успешной коррекции поведения важно активно поощрять положительное поведение, направленное на взаимодействие с другими, участие в занятиях и соблюдение правил. Метод положительного подкрепления позволяет формировать у детей установки на конструктивное поведение, стимулирует их интерес к учебе и укрепляет чувство удовлетворенности от своего участия. Учитель может применять различные виды подкреплений, включая словесное одобрение, физическую поддержку (например, похлопывания по плечу) или предоставление доступа к любимым предметам и видам деятельности. Подкрепление положительного поведения помогает детям формировать ассоциации между их действиями и положительным результатом, что способствует закреплению желаемых моделей поведения.
Еще одной важной составляющей проактивного подхода является обучение ребенка альтернативным формам коммуникации, которые помогут ему выражать свои потребности и чувства без проявления агрессии или других форм нежелательного поведения. Многие дети с РАС и ТМНР испытывают трудности в вербальном общении, что приводит к фрустрации и отрицательным реакциям. В этих случаях педагог может использовать альтернативные коммуникационные системы, такие как карточки с изображениями, жестовый язык или специальные мобильные приложения. Эти средства помогают детям научиться передавать свои желания и мысли окружающим, что способствует снижению уровня напряжения и улучшению взаимодействия.
Проактивные методы коррекции поведения также включают использование методов сенсорной интеграции, направленных на снижение сенсорных перегрузок, которые часто становятся причиной нежелательных реакций. Сенсорные упражнения помогают учащимся с РАС и ТМНР улучшать восприятие внешних стимулов, учиться контролировать свое поведение в ответ на тактильные, звуковые и визуальные раздражители. Например, занятия с использованием текстурных поверхностей, тактильных игрушек или мягких предметов способствуют успокоению и стабилизации эмоционального состояния. Такие упражнения полезны для формирования у ребенка устойчивого восприятия окружающего мира, улучшения его способности адаптироваться к внешним условиям.
Проактивный подход предполагает также сотрудничество с родителями и другими специалистами, работающими с ребенком. Важно, чтобы коррекционные усилия педагогов-дефектологов поддерживались в семье, а также в рамках занятий с другими педагогами. Совместные консультации, обмен информацией о предпочтениях и триггерах ребенка помогают создать комплексную систему коррекции поведения, направленную на его адаптацию. Родители могут использовать проактивные методы и в домашней обстановке, создавая для ребенка безопасную среду и поддерживая его стремление к позитивным изменениям в поведении.
Таким образом, использование проактивных методов коррекции поведения у учащихся с РАС и ТМНР позволяет эффективно управлять нежелательными поведенческими реакциями и создавать условия для их успешной адаптации в учебной среде. Позитивный подход, направленный на предотвращение проявлений агрессии, избегания контактов и других поведенческих отклонений, способствует формированию положительного отношения детей к образовательному процессу. Учитель-дефектолог, применяя проактивные методы и взаимодействуя с другими педагогами и родителями, создает систему поддержки, в которой ребенок получает возможность раскрыть свои способности, развить навыки взаимодействия и повысить качество своей учебной жизни.
Список литературы
1. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / С. А. Калашникова, Ю. В. Глазкова, А. Е. Персидская, Е. А. Лушина ; под редакцией С. А. Калашниковой. — Чита : ЗабГУ, 2020. — 184 с. — ISBN 978-5-9293-2652-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173644
2. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: науч.-практ. сб. Вып. 12 : сборник научных трудов / составитель И. С. Константинова. — 3-е изд., эл. — Москва : Теревинф, 2024. — 377 с. — ISBN 978-5-4212-0731-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/420455