Использование проблемно-поискового метода на уроках математики в условиях ФГОС ООО | Денисова Наталья Борисовна. Работа №347730
Аннотация: Статья посвящена использованию проблемно-поискового метода на уроках математики в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Проблемно-поисковый метод позволяет развивать у учащихся критическое мышление, творческую активность и умение решать задачи нестандартного характера. В статье рассматриваются основные преимущества метода и примеры его применения в образовательном процессе, направленного на формирование метапредметных компетенций школьников.
Ключевые слова: проблемно-поисковый метод, математика, ФГОС ООО, критическое мышление, метапредметные компетенции, творческая активность.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО
Денисова Наталья Борисовна, учитель математики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кольского района Мурманской области
"Лодейнинская средняя общеобразовательная школа"
Аннотация: Статья посвящена использованию проблемно-поискового метода на уроках математики в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Проблемно-поисковый метод позволяет развивать у учащихся критическое мышление, творческую активность и умение решать задачи нестандартного характера. В статье рассматриваются основные преимущества метода и примеры его применения в образовательном процессе, направленного на формирование метапредметных компетенций школьников.
Ключевые слова: проблемно-поисковый метод, математика, ФГОС ООО, критическое мышление, метапредметные компетенции, творческая активность.
Современные образовательные стандарты требуют пересмотра традиционных подходов к обучению, акцентируя внимание на активной роли ученика в образовательном процессе. Одним из наиболее эффективных способов развития критического мышления, самостоятельности и творческого подхода к решению задач является использование проблемно-поискового метода на уроках математики. В условиях внедрения ФГОС ООО этот метод становится особенно актуальным, так как он способствует формированию метапредметных компетенций, которые важны не только в учебной деятельности, но и в жизни.
Проблемно-поисковый метод заключается в том, что учащиеся ставятся перед задачей или проблемной ситуацией, которая требует нестандартного подхода для её решения. Учитель в данном случае выступает не только как источник знаний, но и как наставник, направляющий учеников в их поисках решения. Этот подход активно вовлекает учеников в процесс обучения, делает их активными участниками, а не пассивными потребителями информации.
Применение проблемно-поискового метода на уроках математики имеет множество преимуществ. Во-первых, этот метод развивает у школьников способность самостоятельно мыслить, анализировать информацию и находить решения в нестандартных ситуациях. В отличие от традиционного обучения, где ученик просто повторяет изученные алгоритмы, проблемно-поисковый подход требует от него самостоятельного поиска способов решения, что способствует формированию глубокого понимания материала.
Во-вторых, метод развивает у учащихся навыки работы в команде и сотрудничества. Часто задачи, поставленные перед учениками в рамках проблемно-поискового метода, требуют коллективного обсуждения, обмена мнениями и совместного поиска решений. Это помогает ученикам не только усваивать математические знания, но и развивать коммуникативные навыки, учиться аргументировать свою точку зрения и слушать других. Например, на уроке по геометрии при изучении многоугольников можно предложить группе учащихся совместно разработать способ деления сложной фигуры на треугольники для последующего нахождения её площади.
Третье преимущество проблемно-поискового метода заключается в том, что он стимулирует развитие творческих способностей учащихся. При решении задач проблемного характера ученикам часто приходится использовать нестандартные методы и подходы, искать новые решения, что способствует развитию их креативности. Например, задачи, связанные с оптимизацией или минимизацией затрат, могут быть предложены в реальных жизненных ситуациях, что позволяет учащимся проявить творческий подход к решению поставленной проблемы.
Для успешного применения проблемно-поискового метода на уроках математики важно правильно организовать образовательный процесс. Учитель должен не только давать ученикам необходимый теоретический материал, но и создавать условия для его осмысления и самостоятельного применения. Одним из ключевых элементов является постановка проблемного вопроса, который вызывает у учеников интерес и побуждает их искать ответ. Проблемный вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы он был доступен ученикам, но при этом требовал от них усилий для нахождения решения.
Кроме того, важно, чтобы учитель организовывал обратную связь с учениками на каждом этапе работы над задачей. Поддержка и направление со стороны учителя помогают ученикам не только избежать ошибок, но и лучше понять процесс поиска решения. Важно, чтобы в процессе обсуждения и решения задачи ученики могли рефлексировать над своей деятельностью, осознавать свои достижения и допущенные ошибки.
Примеры задач проблемно-поискового характера могут включать задания, требующие от учащихся нахождения различных путей решения одной и той же проблемы. Например, задача на нахождение наибольшего или наименьшего значения функции может быть предложена ученикам как исследование зависимости одного параметра от другого, что требует не просто выполнения вычислений, но и анализа графиков, построения таблиц и других методов. В ходе такой работы учащиеся учатся комбинировать разные способы решения и выбирать наиболее эффективные.
Использование информационных технологий также может стать важным элементом проблемно-поискового метода. В современных условиях доступ к различным математическим программам, симуляторам и интерактивным платформам позволяет ученикам экспериментировать с данными, исследовать зависимости и проверять свои гипотезы на практике. Это делает обучение более интересным и наглядным, повышает мотивацию к изучению математики.
Таким образом, применение проблемно-поискового метода на уроках математики в условиях внедрения ФГОС ООО позволяет не только повысить уровень математической подготовки учащихся, но и развить у них важные метапредметные навыки. Этот метод учит школьников мыслить самостоятельно, находить решения в нестандартных ситуациях, работать в команде и проявлять творческую активность. Важно, чтобы учителя активно внедряли проблемно-поисковый метод в образовательный процесс, создавая условия для всестороннего развития учеников и их успешной социализации в современном мире.
Список литературы
Конакпаева
, С. А. Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся / С. А.
Конакпаева
. —
Текст :
непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X
Междунар
. науч.
конф
. (г. Чита, апрель 2018 г.). —
Чита :
Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14046/ (дата обращения: 18.10.2024).
Маеренкова
, В. В. Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС / В. В.
Маеренкова
. —
Текст :
непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/573/ (дата обращения: 18.10.2024).
Сыдыкова
Ж. Н. Развитие навыков поисковой деятельности учащихся через проблемно-поисковый метод обучения //
International
scientific
review
. 2020. №LXX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
navykov-poiskovoy-deyatelnosti-uchaschihsya-cherez-problemno-poiskovyy-metod-obucheniya (дата обращения: 18.10.2024).