Использование проблемного обучения для развития критического мышления на уроках географии | Бурлаченко Наталья Александровна. Работа №345134
Аннотация. Данная статья посвящена использованию проблемного обучения для развития критического мышления у обучающихся на уроках географии. В современных условиях образования необходимо создавать условия для активного мышления, что способствует глубинному освоению материала и развитию аналитических способностей. Проблемное обучение позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы обучающиеся самостоятельно находили решения поставленных задач, развивая критическое и логическое мышление. В статье приводятся конкретные примеры использования проблемных ситуаций в географии, что позволяет развивать способности к анализу, синтезу и оценке информации.
Ключевые слова: проблемное обучение, критическое мышление, география, обучение, проблемные ситуации, анализ, синтез, образовательный процесс.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Бурлаченко Наталья Александровна, учитель географии
МБОУ СОШ № 32 им. Я.Г.Кухаренко МО Абинский район
Аннотация. Данная статья посвящена использованию проблемного обучения для развития критического мышления у обучающихся на уроках географии. В современных условиях образования необходимо создавать условия для активного мышления, что способствует глубинному освоению материала и развитию аналитических способностей. Проблемное обучение позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы обучающиеся самостоятельно находили решения поставленных задач, развивая критическое и логическое мышление. В статье приводятся конкретные примеры использования проблемных ситуаций в географии, что позволяет развивать способности к анализу, синтезу и оценке информации.
Ключевые слова: проблемное обучение, критическое мышление, география, обучение, проблемные ситуации, анализ, синтез, образовательный процесс.
Современное образование требует от учителей не только передачи знаний, но и формирования у обучающихся навыков, необходимых для успешного существования в быстро меняющемся мире. Одним из важнейших таких навыков является критическое мышление – способность анализировать информацию, выявлять взаимосвязи и строить логически обоснованные выводы. География, как предмет, позволяет активно использовать проблемное обучение, чтобы способствовать развитию критического мышления у школьников.
Проблемное обучение – это педагогическая методика, при которой ученики сталкиваются с конкретной проблемой, требующей их самостоятельного анализа и поиска решений. Учитель задаёт направляющие вопросы и поддерживает учебный процесс, но не даёт готовых ответов. Данный подход активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает их творческие способности и аналитическое мышление.
На уроках географии проблемное обучение может использоваться для рассмотрения глобальных вопросов и реальных проблем, которые непосредственно влияют на жизнь людей, окружающую среду и социальные процессы. Например, вопросы изменения климата, урбанизации, распределения природных ресурсов и их использования – все это темы, которые можно подать в форме проблемного обучения, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации и выработке собственных суждений.
Примером такой деятельности может быть обсуждение темы изменения климата. Введение в урок может начинаться с демонстрации реальных данных о повышении температуры на планете и последствиях этого процесса в разных частях света. Затем перед учениками ставится проблема: «Какие меры необходимо предпринять для смягчения последствий изменения климата?» или «Как изменения климата влияют на конкретный регион (например, в России, Африке или Северной Америке)?» Обучающимся предлагается проанализировать существующие научные данные, обсудить различные точки зрения, предложить возможные пути решения проблемы. При этом они работают с картами, статистикой, актуальной информацией о погодных явлениях и экологических катастрофах.
Использование проблемных ситуаций на уроках географии создает условия, при которых ученики не просто запоминают факты, а учатся задавать вопросы, проверять источники, формулировать гипотезы и находить обоснованные ответы. Это способствует не только усвоению материала, но и развитию у детей аналитического мышления, которое становится ключевым навыком в их будущем образовании и жизни.
Еще одним примером проблемного обучения является тема «Урбанизация и её влияние на окружающую среду». Учитель может задать проблемный вопрос: «Как урбанизация влияет на качество жизни людей и экологическую ситуацию в мире?» Обучающимся предлагается изучить разные аспекты урбанизации: рост городов, перенаселение, загрязнение воздуха и воды, уничтожение природных экосистем. Ученики могут разделиться на группы, каждая из которых исследует определенный аспект проблемы и предлагает свои решения для её смягчения, будь то экологические программы по улучшению городских условий, разработка новых технологий для очистки воздуха или воды, или уменьшение плотности населения в крупных мегаполисах.
Работая над этими проблемами, ученики развивают свои способности к поиску и анализу информации, оценивают различные источники данных, а также учатся работать в команде, выстраивая конструктивный диалог и аргументируя свои точки зрения. Такой подход воспитывает у школьников критическое мышление, которое требует не просто восприятия информации, но её тщательной обработки и осмысления.
Важную роль проблемное обучение играет и в обсуждении социально-экономических вопросов на уроках географии. Например, тема «Нерегулируемое использование природных ресурсов» может быть рассмотрена через призму вопросов: «Какие ресурсы используются человеком наибольшим образом?» или «Как их использование влияет на окружающую среду и глобальную экономику?» Здесь школьникам предоставляется возможность самостоятельно рассматривать и оценивать влияние добычи нефти, газа, угля и других ресурсов на мировую политику, экологию и экономическое развитие разных регионов мира. Проблемное обучение в данном контексте помогает обучающимся лучше понять глобальные процессы и их влияние на повседневную жизнь, стимулируя их к более осознанному отношению к природным ресурсам.
Таким образом, проблемное обучение активно способствует формированию у обучающихся умения критически мыслить, анализировать и оценивать различные ситуации. Это позволяет им быть активными участниками образовательного процесса, что значительно повышает мотивацию к обучению и улучшает результаты. Учителя, использующие данный подход, помогают школьникам не только усваивать знания, но и готовят их к решению сложных задач, с которыми они могут столкнуться в жизни.
Список литературы
Омралина
М.А. Развитие критического мышления на уроках географии // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17.
Шибаева Н.Г. Развитие универсальных учебных действий на уроках географии // Инновационная наука. 2021. №12-2.