Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование проблемного обучения для развития критического мышления на уроках географии | Бурлаченко Наталья Александровна. Работа №345134

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Данная статья посвящена использованию проблемного обучения для развития критического мышления у обучающихся на уроках географии. В современных условиях образования необходимо создавать условия для активного мышления, что способствует глубинному освоению материала и развитию аналитических способностей. Проблемное обучение позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы обучающиеся самостоятельно находили решения поставленных задач, развивая критическое и логическое мышление. В статье приводятся конкретные примеры использования проблемных ситуаций в географии, что позволяет развивать способности к анализу, синтезу и оценке информации.

Ключевые слова: проблемное обучение, критическое мышление, география, обучение, проблемные ситуации, анализ, синтез, образовательный процесс.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Бурлаченко Наталья Александровна, учитель географии

МБОУ СОШ32 им. Я.Г.Кухаренко МО Абинский район

 

Аннотация. Данная статья посвящена использованию проблемного обучения для развития критического мышления у обучающихся на уроках географии. В современных условиях образования необходимо создавать условия для активного мышления, что способствует глубинному освоению материала и развитию аналитических способностей. Проблемное обучение позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы обучающиеся самостоятельно находили решения поставленных задач, развивая критическое и логическое мышление. В статье приводятся конкретные примеры использования проблемных ситуаций в географии, что позволяет развивать способности к анализу, синтезу и оценке информации.

Ключевые слова: проблемное обучение, критическое мышление, география, обучение, проблемные ситуации, анализ, синтез, образовательный процесс.

 

Современное образование требует от учителей не только передачи знаний, но и формирования у обучающихся навыков, необходимых для успешного существования в быстро меняющемся мире. Одним из важнейших таких навыков является критическое мышление – способность анализировать информацию, выявлять взаимосвязи и строить логически обоснованные выводы. География, как предмет, позволяет активно использовать проблемное обучение, чтобы способствовать развитию критического мышления у школьников.

Проблемное обучение – это педагогическая методика, при которой ученики сталкиваются с конкретной проблемой, требующей их самостоятельного анализа и поиска решений. Учитель задаёт направляющие вопросы и поддерживает учебный процесс, но не даёт готовых ответов. Данный подход активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает их творческие способности и аналитическое мышление.

На уроках географии проблемное обучение может использоваться для рассмотрения глобальных вопросов и реальных проблем, которые непосредственно влияют на жизнь людей, окружающую среду и социальные процессы. Например, вопросы изменения климата, урбанизации, распределения природных ресурсов и их использования – все это темы, которые можно подать в форме проблемного обучения, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации и выработке собственных суждений.

Примером такой деятельности может быть обсуждение темы изменения климата. Введение в урок может начинаться с демонстрации реальных данных о повышении температуры на планете и последствиях этого процесса в разных частях света. Затем перед учениками ставится проблема: «Какие меры необходимо предпринять для смягчения последствий изменения климата?» или «Как изменения климата влияют на конкретный регион (например, в России, Африке или Северной Америке)?» Обучающимся предлагается проанализировать существующие научные данные, обсудить различные точки зрения, предложить возможные пути решения проблемы. При этом они работают с картами, статистикой, актуальной информацией о погодных явлениях и экологических катастрофах.

Использование проблемных ситуаций на уроках географии создает условия, при которых ученики не просто запоминают факты, а учатся задавать вопросы, проверять источники, формулировать гипотезы и находить обоснованные ответы. Это способствует не только усвоению материала, но и развитию у детей аналитического мышления, которое становится ключевым навыком в их будущем образовании и жизни.

Еще одним примером проблемного обучения является тема «Урбанизация и её влияние на окружающую среду». Учитель может задать проблемный вопрос: «Как урбанизация влияет на качество жизни людей и экологическую ситуацию в мире?» Обучающимся предлагается изучить разные аспекты урбанизации: рост городов, перенаселение, загрязнение воздуха и воды, уничтожение природных экосистем. Ученики могут разделиться на группы, каждая из которых исследует определенный аспект проблемы и предлагает свои решения для её смягчения, будь то экологические программы по улучшению городских условий, разработка новых технологий для очистки воздуха или воды, или уменьшение плотности населения в крупных мегаполисах.

Работая над этими проблемами, ученики развивают свои способности к поиску и анализу информации, оценивают различные источники данных, а также учатся работать в команде, выстраивая конструктивный диалог и аргументируя свои точки зрения. Такой подход воспитывает у школьников критическое мышление, которое требует не просто восприятия информации, но её тщательной обработки и осмысления.

Важную роль проблемное обучение играет и в обсуждении социально-экономических вопросов на уроках географии. Например, тема «Нерегулируемое использование природных ресурсов» может быть рассмотрена через призму вопросов: «Какие ресурсы используются человеком наибольшим образом?» или «Как их использование влияет на окружающую среду и глобальную экономику?» Здесь школьникам предоставляется возможность самостоятельно рассматривать и оценивать влияние добычи нефти, газа, угля и других ресурсов на мировую политику, экологию и экономическое развитие разных регионов мира. Проблемное обучение в данном контексте помогает обучающимся лучше понять глобальные процессы и их влияние на повседневную жизнь, стимулируя их к более осознанному отношению к природным ресурсам.

Таким образом, проблемное обучение активно способствует формированию у обучающихся умения критически мыслить, анализировать и оценивать различные ситуации. Это позволяет им быть активными участниками образовательного процесса, что значительно повышает мотивацию к обучению и улучшает результаты. Учителя, использующие данный подход, помогают школьникам не только усваивать знания, но и готовят их к решению сложных задач, с которыми они могут столкнуться в жизни.

 

Список литературы

Омралина

М.А. Развитие критического мышления на уроках географии // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17.

Шибаева Н.Г. Развитие универсальных учебных действий на уроках географии // Инновационная наука. 2021. №12-2.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×