Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование проблемного обучения на уроках биологии | Посунько Галина Николаевна. Работа №344698

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает использование проблемного обучения на уроках биологии как эффективного метода, способствующего активному усвоению материала и развитию критического мышления у учащихся. Описываются основные принципы и этапы проблемного обучения, а также приводятся примеры его реализации в образовательном процессе. Внедрение данного подхода в уроки биологии позволяет не только углубить понимание предмета, но и формирует у школьников навыки самостоятельной работы и сотрудничества.

Ключевые слова: проблемное обучение, уроки биологии, критическое мышление, активные методы обучения, исследовательская деятельность.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Посунько Галина Николаевна, учитель
ГБОУ СОШ 31 с. Экономическое Крымского района Краснодарского края
Аннотация: Статья рассматривает использование проблемного обучения на уроках биологии как эффективного метода, способствующего активному усвоению материала и развитию критического мышления у учащихся. Описываются основные принципы и этапы проблемного обучения, а также приводятся примеры его реализации в образовательном процессе. Внедрение данного подхода в уроки биологии позволяет не только углубить понимание предмета, но и формирует у школьников навыки самостоятельной работы и сотрудничества.
Ключевые слова: проблемное обучение, уроки биологии, критическое мышление, активные методы обучения, исследовательская деятельность.
Проблемное обучение – это метод, который акцентирует внимание на активной роли учащихся в процессе усвоения знаний. В отличие от традиционного подхода, где учитель является единственным источником информации, проблемное обучение предполагает, что ученики сами исследуют, анализируют и ищут решения поставленных задач. На уроках биологии этот метод может быть особенно полезен, поскольку данный предмет часто затрагивает сложные, многоуровневые системы и явления, требующие глубокого понимания.
Первым шагом в организации урока с использованием проблемного обучения является определение проблемы, которая станет отправной точкой для исследования. Проблема должна быть актуальной и связанной с реальной жизнью. Например, можно задать вопрос: "Как изменение климата влияет на биоразнообразие в нашем регионе?" Это вопрос, который непосредственно касается учащихся и стимулирует их к поиску информации.
После того как проблема сформулирована, учитель должен организовать учащихся в группы для обсуждения и исследования. Групповая работа способствует обмену идеями и мнениями, а также развивает навыки сотрудничества. В ходе работы группы могут использовать различные источники информации: учебники, научные статьи, интернет-ресурсы. Учитель в это время выступает в роли фасилитатора, направляя обсуждение и помогая учащимся сосредоточиться на поставленных вопросах.
Следующий этап – анализ собранных данных и выработка гипотез. Учащиеся могут обсуждать, какие факторы влияют на биоразнообразие и как можно измерить изменения, происходящие в экосистемах. На этом этапе важно, чтобы учащиеся учились критически осмыслять информацию и делать обоснованные выводы. Например, они могут рассмотреть влияние антропогенной деятельности на численность видов и обсудить, как это связано с изменением климата.
Далее, когда группы выработали гипотезы, следующий шаг заключается в планировании экспериментов или исследований, которые позволят проверить выдвинутые предположения. Это может включать в себя как полевые исследования, так и лабораторные работы. Например, учащиеся могут провести исследование в школьном дворе, изучая разнообразие растений и животных, и анализируя, как различные условия среды влияют на их распределение. Такой практический подход помогает углубить понимание теоретических концепций и делает процесс обучения более интерактивным.
По завершении исследований группы представляют свои результаты классу. Это может быть сделано в форме презентаций, постеров или докладов. Важно, чтобы учащиеся учились не только презентовать свои результаты, но и уметь отвечать на вопросы и обсуждать их выводы. Такой обмен мнениями способствует развитию навыков публичных выступлений и критического мышления.
Проблемное обучение также помогает формировать у школьников ценности и ответственность за экологическую ситуацию. В ходе обсуждения проблемы изменения климата учащиеся могут не только осознать значимость сохранения биоразнообразия, но и разработать собственные инициативы по улучшению экологической ситуации в своем сообществе. Например, они могут предложить проекты по посадке деревьев или организации акций по очистке водоемов.
Внедрение проблемного обучения в уроки биологии не только способствует более глубокому пониманию предмета, но и помогает развивать навыки, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Учащиеся учатся работать в команде, анализировать информацию, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Эти навыки являются основополагающими для их дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Также важно учитывать, что проблемное обучение требует от учителя не только знаний предмета, но и умения организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли активно участвовать в нем. Учителю необходимо уметь задавать правильные вопросы, которые будут побуждать учащихся к исследованию, а также поддерживать мотивацию и интерес к изучаемым темам.
В заключение, можно отметить, что использование проблемного обучения на уроках биологии представляет собой эффективный способ активизации учебного процесса. Этот метод помогает развивать критическое мышление, сотрудничество и исследовательские навыки у учащихся, что соответствует современным требованиям к образованию. Применение проблемного подхода делает уроки более увлекательными и значимыми, способствуя глубокому усвоению материала и формированию у школьников активной жизненной позиции.
Список литературы
Быстрова Н.В., Зиновьева С.А. Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii-1
Ковалёва И.В. Технологии проблемного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №6-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-problemnogo-obucheniya
Лукьянова Е.А. , Майорова В.К. Современные педагогические технологии при обучении биологии как средство реализации фгос // Наука и образование. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-pri-obuchenii-biologii-kak-sredstvo-realizatsii-fgos
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×