Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся | Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна. Работа №351559

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматривается использование проблемных ситуаций на уроках математики как эффективного средства развития творческого мышления учащихся. Освещены основные аспекты организации проблемного обучения, приведены примеры создания проблемных ситуаций и их влияния на учебную мотивацию, познавательную активность и умение решать нестандартные задачи. Уделено внимание педагогическим приёмам, которые способствуют вовлечению обучающихся в процесс поиска решений. 

Ключевые слова: проблемная ситуация, творческое мышление, математика, начальная школа, нестандартные задачи, познавательная активность, проблемное обучение. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна, учитель

ГБУОО Запорожской области "Средняя общеобразовательная школа"

пгт. Куйбышево

 

Аннотация. В статье рассматривается использование проблемных ситуаций на уроках математики как эффективного средства развития творческого мышления учащихся. Освещены основные аспекты организации проблемного обучения, приведены примеры создания проблемных ситуаций и их влияния на учебную мотивацию, познавательную активность и умение решать нестандартные задачи. Уделено внимание педагогическим приёмам, которые способствуют вовлечению обучающихся в процесс поиска решений.

Ключевые слова: проблемная ситуация, творческое мышление, математика, начальная школа, нестандартные задачи, познавательная активность, проблемное обучение.

 

Современная образовательная парадигма направлена на формирование у обучающихся не только прочных знаний, но и способности применять их в новых и нестандартных ситуациях. Математика как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для развития творческого мышления.

Использование проблемных ситуаций на уроках математики позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать у них исследовательские навыки и побуждать их к самостоятельному поиску решений. Это соответствует задачам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который акцентирует внимание на развитии универсальных учебных действий, включая навыки анализа, синтеза и критического мышления.

Проблемная ситуация — это ситуация, в которой учащиеся сталкиваются с задачей, для решения которой недостаточно стандартных алгоритмов. Она требует активизации мыслительных процессов, творческого подхода и самостоятельного поиска новых способов решения.

Значение проблемных ситуаций в обучении математике включает в себя:

1. Развитие творческого мышления. Ученики учатся искать нестандартные подходы, формулировать гипотезы и проверять их.

2. Повышение учебной мотивации. Интересные и необычные задачи вовлекают детей в процесс обучения, делая математику более увлекательной.

3. Формирование навыков самостоятельного мышления. Проблемные ситуации побуждают учащихся самостоятельно принимать решения и обосновывать свои выводы.

4. Развитие исследовательских навыков. Учащиеся учатся ставить вопросы, выдвигать гипотезы и проверять их на практике.

Рассмотрим этапы создания и решения проблемных ситуаций.

1. Постановка проблемы. Учитель формулирует задачу или ситуацию, которая вызывает у учащихся познавательный интерес и побуждает их искать пути её решения.

Пример: "Маша и Петя пошли в магазин и купили одинаковое количество конфет. У Маши осталось 10 рублей, а у Пети — 5. Как получилось, что у них осталось разное количество денег, если у обоих была одинаковая сумма перед покупкой?"

2. Анализ задачи. Учащиеся осмысливают условия задачи, выделяют известные и неизвестные данные, задают уточняющие вопросы.

3. Поиск решений. Учитель направляет детей к самостоятельному поиску решений через обсуждение, предположения и эксперимент.

Приём: "мозговой штурм", в ходе которого дети выдвигают различные гипотезы.

4. Обсуждение решений. После нахождения решения задача обсуждается коллективно. Дети делятся своими способами и обосновывают их. Учитель поддерживает рефлексию: "Почему этот способ работает?", "Можно ли решить задачу иначе?"

5. Формулировка вывода. Учащиеся делают общий вывод, который помогает обобщить полученные знания и применить их в дальнейшем.

Выделим приёмы создания проблемных ситуаций. Учитель задаёт вопросы, на которые нет однозначного ответа, побуждая детей к размышлению. Пример: "Как вы думаете, почему квадрат всегда обладает четырьмя равными углами?". Учащимся предлагается ситуация, которая кажется логически противоречивой, но имеет решение. Пример: "Два поезда отправились из одной точки в одном направлении, но встретились через 2 часа. Как такое возможно?". Нестандартные задачи требуют творческого подхода. Пример: "На столе лежат три яблока. Как разделить их на троих, чтобы один человек остался без яблока?". Игровые задачи особенно эффективны в начальной школе. Пример: "Помогите Зайцу добраться до морковки, используя только чётные числа для прыжков".

Примеры использования проблемных ситуаций на уроках математики:

1. Проблемная задача с реальной жизненной ситуацией. "Вы хотите купить шоколадку за 50 рублей, но у вас есть только монеты номиналом 10 рублей и 5 рублей. Сколько монет вам нужно взять, чтобы набрать нужную сумму?". Учащиеся ищут разные способы и обсуждают их.

2. Игра "Математический детектив". Учитель предлагает найти ошибку в цепочке вычислений. Это требует от детей анализа и проверки.

3. Исследовательская задача. "Если на улице одновременно выпадет снег и начнётся дождь, какая температура воздуха может быть?".

Дети привлекают знания из математики и окружающего мира.

Для успешного использования проблемных ситуаций учитель должен:

1. Создавать атмосферу доверия, в которой ученики не боятся высказывать идеи.

2. Стимулировать познавательный интерес, используя задачи, близкие к опыту детей.

3. Направлять процесс решения, задавая вопросы, но не предоставляя готовых ответов.

4. Формировать у детей рефлексивные навыки, побуждая их анализировать свои действия.

В заключение отметим, что использование проблемных ситуаций на уроках математики является эффективным инструментом для развития творческого мышления учащихся.

Проблемные ситуации помогают детям осваивать умение анализировать, рассуждать и находить нестандартные решения. Они способствуют повышению учебной мотивации, делают процесс обучения интересным и осмысленным.

Задача учителя — грамотно организовать работу с такими задачами, создавая условия для самостоятельной и творческой деятельности учеников. Развивая творческое мышление с помощью проблемных ситуаций, мы не только готовим детей к решению учебных задач, но и формируем у них способность находить решения в реальной жизни. Таким образом, уроки математики становятся шагом к успешному и осознанному будущему каждого ученика.

 

Список литературы

1. Безусова Т. А, Шестакова Л. Г. Приемы исследовательской деятельности на уроках математики // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №1-2.

2. Красноперов, В. И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики / В. И. Красноперов, Л. А. Красноперова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, 2024 г.). — Казань : Бук, 2024. — С. 180-183.

3. Нахман, А. Д. Практико-ориентированные математические задачи / А. Д. Нахман // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11-1. – С. 178-181.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×