Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления обучающихся | Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна. Работа №351559
Аннотация. В статье рассматривается использование проблемных ситуаций на уроках математики как эффективного средства развития творческого мышления учащихся. Освещены основные аспекты организации проблемного обучения, приведены примеры создания проблемных ситуаций и их влияния на учебную мотивацию, познавательную активность и умение решать нестандартные задачи. Уделено внимание педагогическим приёмам, которые способствуют вовлечению обучающихся в процесс поиска решений.
Ключевые слова: проблемная ситуация, творческое мышление, математика, начальная школа, нестандартные задачи, познавательная активность, проблемное обучение.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна, учитель
ГБУОО Запорожской области "Средняя общеобразовательная школа"
пгт. Куйбышево
Аннотация. В статье рассматривается использование проблемных ситуаций на уроках математики как эффективного средства развития творческого мышления учащихся. Освещены основные аспекты организации проблемного обучения, приведены примеры создания проблемных ситуаций и их влияния на учебную мотивацию, познавательную активность и умение решать нестандартные задачи. Уделено внимание педагогическим приёмам, которые способствуют вовлечению обучающихся в процесс поиска решений.
Ключевые слова: проблемная ситуация, творческое мышление, математика, начальная школа, нестандартные задачи, познавательная активность, проблемное обучение.
Современная образовательная парадигма направлена на формирование у обучающихся не только прочных знаний, но и способности применять их в новых и нестандартных ситуациях. Математика как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для развития творческого мышления.
Использование проблемных ситуаций на уроках математики позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать у них исследовательские навыки и побуждать их к самостоятельному поиску решений. Это соответствует задачам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который акцентирует внимание на развитии универсальных учебных действий, включая навыки анализа, синтеза и критического мышления.
Проблемная ситуация — это ситуация, в которой учащиеся сталкиваются с задачей, для решения которой недостаточно стандартных алгоритмов. Она требует активизации мыслительных процессов, творческого подхода и самостоятельного поиска новых способов решения.
Значение проблемных ситуаций в обучении математике включает в себя:
1. Развитие творческого мышления. Ученики учатся искать нестандартные подходы, формулировать гипотезы и проверять их.
2. Повышение учебной мотивации. Интересные и необычные задачи вовлекают детей в процесс обучения, делая математику более увлекательной.
3. Формирование навыков самостоятельного мышления. Проблемные ситуации побуждают учащихся самостоятельно принимать решения и обосновывать свои выводы.
4. Развитие исследовательских навыков. Учащиеся учатся ставить вопросы, выдвигать гипотезы и проверять их на практике.
Рассмотрим этапы создания и решения проблемных ситуаций.
1. Постановка проблемы. Учитель формулирует задачу или ситуацию, которая вызывает у учащихся познавательный интерес и побуждает их искать пути её решения.
Пример: "Маша и Петя пошли в магазин и купили одинаковое количество конфет. У Маши осталось 10 рублей, а у Пети — 5. Как получилось, что у них осталось разное количество денег, если у обоих была одинаковая сумма перед покупкой?"
2. Анализ задачи. Учащиеся осмысливают условия задачи, выделяют известные и неизвестные данные, задают уточняющие вопросы.
3. Поиск решений. Учитель направляет детей к самостоятельному поиску решений через обсуждение, предположения и эксперимент.
Приём: "мозговой штурм", в ходе которого дети выдвигают различные гипотезы.
4. Обсуждение решений. После нахождения решения задача обсуждается коллективно. Дети делятся своими способами и обосновывают их. Учитель поддерживает рефлексию: "Почему этот способ работает?", "Можно ли решить задачу иначе?"
5. Формулировка вывода. Учащиеся делают общий вывод, который помогает обобщить полученные знания и применить их в дальнейшем.
Выделим приёмы создания проблемных ситуаций. Учитель задаёт вопросы, на которые нет однозначного ответа, побуждая детей к размышлению. Пример: "Как вы думаете, почему квадрат всегда обладает четырьмя равными углами?". Учащимся предлагается ситуация, которая кажется логически противоречивой, но имеет решение. Пример: "Два поезда отправились из одной точки в одном направлении, но встретились через 2 часа. Как такое возможно?". Нестандартные задачи требуют творческого подхода. Пример: "На столе лежат три яблока. Как разделить их на троих, чтобы один человек остался без яблока?". Игровые задачи особенно эффективны в начальной школе. Пример: "Помогите Зайцу добраться до морковки, используя только чётные числа для прыжков".
Примеры использования проблемных ситуаций на уроках математики:
1. Проблемная задача с реальной жизненной ситуацией. "Вы хотите купить шоколадку за 50 рублей, но у вас есть только монеты номиналом 10 рублей и 5 рублей. Сколько монет вам нужно взять, чтобы набрать нужную сумму?". Учащиеся ищут разные способы и обсуждают их.
2. Игра "Математический детектив". Учитель предлагает найти ошибку в цепочке вычислений. Это требует от детей анализа и проверки.
3. Исследовательская задача. "Если на улице одновременно выпадет снег и начнётся дождь, какая температура воздуха может быть?".
Дети привлекают знания из математики и окружающего мира.
Для успешного использования проблемных ситуаций учитель должен:
1. Создавать атмосферу доверия, в которой ученики не боятся высказывать идеи.
2. Стимулировать познавательный интерес, используя задачи, близкие к опыту детей.
3. Направлять процесс решения, задавая вопросы, но не предоставляя готовых ответов.
4. Формировать у детей рефлексивные навыки, побуждая их анализировать свои действия.
В заключение отметим, что использование проблемных ситуаций на уроках математики является эффективным инструментом для развития творческого мышления учащихся.
Проблемные ситуации помогают детям осваивать умение анализировать, рассуждать и находить нестандартные решения. Они способствуют повышению учебной мотивации, делают процесс обучения интересным и осмысленным.
Задача учителя — грамотно организовать работу с такими задачами, создавая условия для самостоятельной и творческой деятельности учеников. Развивая творческое мышление с помощью проблемных ситуаций, мы не только готовим детей к решению учебных задач, но и формируем у них способность находить решения в реальной жизни. Таким образом, уроки математики становятся шагом к успешному и осознанному будущему каждого ученика.
Список литературы
1. Безусова Т. А, Шестакова Л. Г. Приемы исследовательской деятельности на уроках математики // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №1-2.
2. Красноперов, В. И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики / В. И. Красноперов, Л. А. Красноперова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, 2024 г.). — Казань : Бук, 2024. — С. 180-183.
3. Нахман, А. Д. Практико-ориентированные математические задачи / А. Д. Нахман // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11-1. – С. 178-181.