Использование продуктивных видов деятельности | Юлия Леонидовна Пуйда. Работа №339118
Продуктивная деятельность – одна из самых интересных для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и сложной и требующей помощи педагогов. Надо дать таким школьникам возможность расширить область выражения складывающихся (под руководством педагогов) у них образов. Надо дать им материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки получаемых знаний.
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственной бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Краснотурьинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Использование продуктивных видов деятельности в собственной работе и их влияние на развитие личностных качеств обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель: учитель
Пуйда Юлия Леонидовна
Краснотурьинск, 2024
ВВЕДЕНИЕ
Основное назначение продуктивных видов деятельности – образное отражение действительности. Продуктивная деятельность – одна из самых интересных для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и сложной и требующей помощи педагогов. Надо дать таким школьникам возможность расширить область выражения складывающихся (под руководством педагогов) у них образов. Надо дать им материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки получаемых знаний.
К продуктивным видам деятельности относится деятельность ребенка с целью получения продукта. Конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии школьника с умственной отсталостью. Для личностного развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, что положительно влияет на развитие воображения, образного мышления и творческой активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Развитие личности школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальной психолого-педагогической проблемой. Одним из главных условий развития личности ребенка – является применение различных подходов, в том числе и продуктивной деятельности, которая является одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование личностных качеств. Из чего и складывается актуальность данной темы, выраженная во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Противоречие: противоречие между большой ролью развития личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и недостаточно разработанной методикой их формирования в процессе обучения продуктивным видам деятельности.
Проблема: какова методика формирования личностных качеств младших школьников в процессе обучения продуктивным видам деятельности.
Цель: изучить процесс формирования личностных качеств младших школьников в процессе обучения продуктивным видам деятельности.
Объект: процесс влияния продуктивных видов деятельности на развитие личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет: формы организации продуктивных видов деятельности в учебном процессе и их влияние на развитие личностных качеств ребенка.
Практическая значимость состоит в том, что материалы, полученные в процессе работы над темой можно будет использовать в своей работе учителям индивидуального обучения на дому.
Использование продуктивных видов деятельности в собственной работе и их влияние на развитие личностных качеств обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Понятие, виды и особенности продуктивных видов деятельности
В условиях реформирования образования все активнее педагогов подталкивают к пересмотру существующих позиций и выработке новых подходов к обучению и организации продуктивной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Анализ соответствующей литературы показал: в качестве специфической деятельности, формирующей базовые характеристики личности, не случайно выделяется продуктивная деятельность. Развитию различных видов продуктивной деятельности способствует их доступность и привлекательность. Продуктивная деятельность рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры.
Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уроки с использованием продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать) и реализуют следующие задачи воспитания и обучения детей:
- создание эмоционально-положительного настроения;
- развитие интереса к урокам с использованием продуктивной деятельности;
- формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности;
- знакомство с сенсорными эталонами;
- развитие мелкой моторики;
- активизация словаря.
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
При проведении уроков создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
На уроках с использованием продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Такие уроки позволяют снять перенапряжение, страхи детей. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Основными видами продуктивной деятельности являются:
Рисование одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Обучающиеся рисуют отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д.
Лепка как один из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Обучающиеся лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи (аккуратность, усидчивость, терпение). Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
В процессе занятий аппликацией обучающиеся знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, уроки, на которых используется конструирование влияют на: физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.
Конечно, прежде всего, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности). Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов развития необходимых для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку эта деятельность привлекательна и интересна для детей. Занятия со строительным материалом развивают творческую инициативу и фантазию.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. На уроках, где обучающиеся рисуют, лепят, изготавливают аппликации, конструируют, развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце урока, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Аппликация также является одним из любимых видов продуктивной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
На уроках, где обучающиеся изготавливают аппликацию, особо следует выделить организацию обследования предметов.
Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать. Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.
Для успешного выполнения заданий могут быть применены следующие методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
1) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
2) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
3) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно для данной категории школьников, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
4) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается детьми с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).
Расширение представлений об особенностях процесса социализации обучающихся с умственной отсталостью в продуктивной деятельности откроет новые пути оптимизации проблемы социального развития посредством продуктивной деятельности; определит условия и социально-педагогические возможности продуктивной деятельности.
Кроме того, продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, воспитывает самостоятельность, формирует умение предвидеть будущий результат, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, а также повышает учебную и познавательную мотивацию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Таким образом, продуктивные виды деятельности, используемые на уроках с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют развитию личности, познавательных процессов (мышления, памяти, воображения и восприятия), раскрывают социальные и коммуникативные способности, творческий и образовательный потенциал.
Характеристика личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность формируется путем усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта. Опыт – это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека, его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т. п. Согласно Л.С. Выготскому развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Соответственно личностное развитие ребенка с умственной отсталостью должно быть насыщено общением с окружающими его людьми, разными видами активности, средствами освоения культурного опыта.
Были выделены особенности личностного развития школьников с умственной отсталостью. Формирование личности представляет собой сложный процесс, который происходит на протяжении всей жизни. Но основные черты личности закладываются в детском возрасте.
Особенность формирования личности умственно отсталых школьников состоит в недостаточной сформированности и понимании представлений о социально приемлемом поведении. Личностными особенностями умственно отсталых детей являются отсутствие инициативы, самостоятельности, склонность к подражанию другим, косность психики, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.
В различных жизненных ситуациях, связанных с творческой и учебной деятельностью, могут формироваться различные качества личности: амбициозность, аккуратность, выдержка и воля, дисциплинированность, доброжелательность, искренность, оптимизм, ответственность, самообладание, снисходительность, справедливость, трудолюбие, честность и т.д. Эти качества формируют устойчивые индивидуальные комплексы, выступающие в отношениях, деятельности и общении как характер личности. Развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в интонации, в мимике ребенка.
Первоначально учебная деятельность ребенка выступает важнейшим фактором формирования личностных качеств. Успех в деятельности, рост мастерства, признание в семье, обеспечивают устойчивый эмоционально положительный фон развития личности, формируют чувство уверенности в своих силах, решительность и настойчивость, чувство личной значимости, навыки корпоративной деятельности, развивают способности ребенка, активизируют ее творческий потенциал.
Затем учебная деятельность тесно переплетается с продуктивными видами деятельности, которые раскрывают творческий потенциал и возможности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рассмотрим это на отдельных видах деятельности. Так на уроках рисования, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности школьников развитие воображения, мышления, фантазии. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности и соответствуют целевым ориентирам образования. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца.
В процессе групповой деятельности воспитывается у детей чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над продуктом, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.
Важно у детей с умственной отсталостью воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств у обучающихся данной категории.
Эти виды деятельности показывают человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияют на поведение.
Каждый вид деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка влияет на развитие чувства формы. Ребенок реально ощущает ком глины или пластилина, может изменить его, самостоятельно придавая ему желаемую форму. Аппликация подводит ребенка к обобщению формы и выражению её при помощи силуэта.
Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке, и т.п. Все уроки по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют также на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение.
Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Таким образом, уроки с использованием продуктивных видов деятельности – это важное средство развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Влияние продуктивных видов деятельности на отдельные качества личности и формирование личности в целом
Одним из важнейших путей организации продуктивной деятельности является развитие творчества в учебном и внеучебном процессе.
Исследования проблем развития личности в творчестве, которые разрабатывались выдающимися педагогами Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервегом, Ф. Фребелем, М. Монтессори, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и др., самым тесным образом связаны с проблемами развития продуктивной деятельности.
В современных исследованиях личности развитие способности к творчеству признается многомерным явлением, включающим интеллектуальные, личностные и социальные факторы. Эти исследования имеют свою специфику и рассматривают проблемы развития творчества с разных сторон.
Б.Г. Ананьев писал, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.
С.Л. Рубинштейн отмечала другой важный аспект творческой деятельности: производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам, человек изменяет себя.
Поэтому проблема развития творчества тесным образом связана с продуктивным образованием, так как важнейшим путем реализации продуктивности является организация творческой деятельности ученика в школе.
В исследовании проблемы развитии творчества можно выделить различные аспекты: развитие творческих способностей, творческой активности, творческого потенциала, становление личностной свободы, мотивации личности в творческой деятельности.
Многие исследователи определяют творчество как потенциал личности, или ступень развития возможностей человека. Творческий потенциал рассматривается как сложное, многомерное психическое образование, которое представляет собой результат активного развития, саморазвития и самореализации личности в социуме, и проявляется через ее творческую активность.
Доказано, что универсальными возможностями для развития творчества ребенка обладает его активная деятельность, имеющая продуктивный характер. Продуктивная деятельность способна интегрировать разнообразные виды деятельности, позволяющие ребенку применять свои теоретические знания и практические умения и навыки, создавая свой личный мир знаний и опыта, свой личностно значимый творческий «продукт». Психологи утверждают, что продуктивная деятельность является необходимым этапом обучения школьника учебной деятельности и подразумевает развитие творческой личности ребенка на основе освоения учениками продуктивных форм и видов деятельности (моделирование, конструирование, проектирование и др.), на основе создания учениками собственной уникальной продукции.
Продуктивная детская деятельность имеет значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. Также формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
аккуратности, умения работать в коллективе, трудолюбия.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях этнографическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
На уроках с использованием продуктивной деятельности дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.
Формы продуктивных видов деятельности в учебном процессе
В настоящее время предпринимаются попытки разработать системы уроков с включением в них элементов самостоятельной продуктивной деятельности, с ориентацией целей и задач учебной деятельности на развитие творческого потенциала ученика, его самостоятельности и самооценки, на повышение мотивации учебного процесса и организации интерактивного взаимодействия обучающихся и педагогов и т.д.
Такие системы уроков, развивающие творческую самостоятельность школьников, в образовательном процессе могут быть представлены следующим образом:
- урок как информационно-развивающий поиск (урок - погружение, урок - самостоятельный поиск, урок - исследование и урок – работа над проектом, урок – работа с информационно-справочными системами, электронными ресурсами);
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- урок решения проблемных задач;
- урок в форме соревнования, дидактической игры: конкурса, турнира, эстафеты, лингвистического боя, деловой или ролевой игры, кроссворда, викторины;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в образовательной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия, заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка;
- уроки с имитацией публичных форм общения: урок-презентация, пресс-конференция, телемост, телепередача, аукцион, панорама, «живая газета», устный журнал;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки». «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «клуб знатоков» и др;
- урок с использованием фантазии на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок мудрости, урок доброты.
В своей работе я использую следующие виды продуктивной деятельности:
- рисование;
- лепка;
- изготовление аппликаций;
- конструирование.
На каких уроках и как я это делаю?
1) На уроках чтения:
- изготовление книжки-малышки после изучения рассказов В.Бианки приметах всех месяцев года;
- изготовление диафильма по русской народной сказке «Гуси-лебеди»;
- рисование героев произведений.
2) На уроках математики:
- изготовление книжки «Сказка о неизвестном колобке»;
- изготовление аппликаций из геометрических фигур.
3) На уроках письма и развития речи:
- рисование правил;
- рисование словарных слов.
4) На уроках изобразительной деятельности:
- рисование в различных техниках.
5) На уроках труда:
- плоские аппликации из бумаги;
- объёмные аппликации из бумаги;
- аппликации с использованием нетрадиционных материалов (крупа, салфетки, бусины, пуговицы и т.п.);
- лепка поделок из пластилина;
- изготовление поделок из пластилина и природного материала;
- изготовление картин с использование пластилина (пластилинография);
- работа с металлическим конструктором;
- работа с лего-конструктором;
- работа с пластиковым конструктором.
Данные формы уроков позволяют создать условия, помогающие школьникам приобрести опыт участия в творческих заданиях. Такие задания изменяют предметно-содержательную и социально-психологическую направленность, и обеспечивают высокую продуктивность развития творческих способностей учеников в процессе знакомства и осваивания новых способов создания продукта, открывающих возможность импровизаций, развивающих фантазию и образный мир обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Было замечено, что на уроках с использованием продуктивной деятельности, обучающаяся более активная, проявляет больший интерес к уроку, у неё наблюдается повышенная работоспособность.
Тематика уроков с использованием продуктивной деятельности отличается большим разнообразием. На таких уроках происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через неоднородные виды деятельности. Например, в рамках одного урока могут решаться задачи речевого, когнитивного развития и изобразительной деятельности, на другом – экологического направления, социального воспитания и театрализованной деятельности.
Широкий спектр продуктивных видов деятельности предусмотрен программами по всем учебным предметам. Воплощение в продукте результатов творческой продуктивной деятельности школьника предполагает демонстрацию изделия, социальной услуги или любого другого вида творческой работы.
Личностные качества, развиваемые на уроках с использованием продуктивной деятельности
Качества личности отражают систему ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным качествам относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
- освоение новых видов деятельности;
- участие в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
- признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Данные личностные качества я развиваю в процессе продуктивной деятельности у обучающейся с умственной отсталостью индивидуального обучения на дому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав продуктивные виды деятельности, их виды и особенности, подробно рассмотрев влияние продуктивной деятельности на развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и отдельных ее качеств можно сделать вывод о том, что продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения детей продуктивной деятельности у школьников на ряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах. Развивается самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, формируются такие ценные качества личности: усидчивость, внимание, ответственность, дисциплинированность, изобретательность, трудолюбие, аккуратность, креативность.
Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью как учебной так и внеурочной организацией обучения. Ребёнок осваивая, продуктивные виды деятельности, учится выделять в реальном предмете различные аспекты, которые могут быть отражены в том или ином её виде-продукте. Признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребёнка в познание действительности. У ребёнка происходит развитее пространственных, обобщенных представлений, развитии творческих умений и навыков. В силу своего характера уроки с использованием продуктивной деятельности дают возможность обучающимся реализовать свои способности, развить коммуникативные умения, поделиться впечатлениями и выразить свой внутренний потенциал.
Уроки с применением продуктивной деятельности способствуют:
- формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматриваются с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- у ребёнка формируется познавательный интерес и уроки дают высокую результативность;
- устанавливается более тесный контакт с педагогом;
- укрепляет и развивает физиологические, интеллектуальные и психические качества личности детей.
Целенаправленное и систематическое обучение продуктивным видам деятельности отвечает потребности интересам обучающихся и обладает широкими возможностями для нравственного, умственного и эстетического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968. - 339 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
4. Божович Л.И Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 122-131.
5. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Терра, 1992.
6. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
8. Давыдов В.В.М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - 601 с.
9. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
10. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. 3-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2010
11. Жане П. Психологический автоматизм. - М.: Изд-во А. Портнякова, 1913, - 141 с.
12. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения, Феникс, 2009.-281 с.
13. Колесникова Г.И. и др. Специальная психология и педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
14. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников «Просвещение», Москва, 1976 г.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература, 1975.
16. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
17. Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. - 272 с.
18. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2002.
19. Олпорт Г. Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.