Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование «провокаций» в РППС, как условие для индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. | Огольцова Татьяна Васильевна. Работа №363683

Дата публикации:
Автор:
Описание:

И вот, сейчас ФГОС ДО. Давайте, с вами подумаем, какие важные слова фигурируют в стандарте? (индивидуализация, самостоятельность). Что нужно сделать для индивидуализации образования и развития самостоятельности? (Создать условия)

Для развития инициативности детей старшего дошкольного возраста, наиболее эффективно использование в среде «провокаций выбора».

Для начала давайте выясним, что такое «провокация». Если говорить коротко, то провокация – это стимул, который с высокой вероятностью вызовет у того, на кого он направлен нужную реакцию. Дословно с латинского слово “провокация” переводится как “вызов”. И это действительно вызов для того, на кого направлена провокация.  Да, это своего рода побуждение к деятельности.

Провокации бывают разные: долгосрочные и кратковременные, но обязательно, опирающиеся на интересы детей.

Работая над развитием инициативности у детей сформируются умения планировать собственную деятельность. Для этого предлагается организовать в РППС группы уголок планирования детской деятельности.

Дети группы планируют деятельность на сутки вперед, а это в дошкольном возрасте является долгосрочным планированием. Вследствие, чего развивается организованность, самостоятельность, мышление и память.

Уголок может содержать в себе экран с «окнами», куда ребенок размещает свой план.

Алгоритм работы в уголке планирования:

1 этап: (дети)

• Задумка – т.е. постановка цели ребенком самостоятельно

• Зарисовка – т.е. создание плана собственной деятельности

• Размещение – т.е. размещение своего плана на экране

2 этап: (педагог)

• Изучает планы детей с целью определения детской активности

— активно планирует,

— не заинтересован в планировании и его необходимо заинтересовать к участию в данной деятельности

• Анализирует среду в уголках группы

• Дополняет РППС группы необходимыми материалами исходя из запросов детей, опираясь на тематику недели

3 этап (дети + педагог)

• Самостоятельная или совместная деятельность детей и педагога по плану

4 этап (дети)

• Презентации продуктов деятельности в виде демонстрации с сопроводительным рассказом, перед обедом или после сна.

Такой экран есть «провокация» детей на деятельность, именно ту, которой они бы хотели заниматься. Дети, каждый индивидуально планирует именно свою деятельность, именно ту, которой ему нравиться заниматься.

В результате использования уголка детского планирования вам удастся приблизиться к индивидуализации образования, дети станут более самостоятельными.

. Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

 Практика показала, что в процессе занятий, воспитатель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.

Результаты обследования детей методом наблюдения показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.) . Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого.

 Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.

Из всего вышесказанного можно сделать Вывод.

 Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого - к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.

 В младшем и среднем возрасте, можно использовать прием планирования дня под руководством воспитателя.

В старшей группе, можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в детском саду. Но предварительно, их необходимо познакомить с правилами планирования.

 

 

 В подготовительной группе, дети, пройдя все стадии подготовки к планированию, могут самостоятельно спланировать свой день в детском саду.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки, лэпбуки):

1."Здравствуйте, я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

2. «Наш день», «Новости дня»

Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение

Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)

3. «Панорама добрых дел» или «Дерево добрых дел», «Добрые дела» "Ладошки успеха"

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения.

4.Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.

5. Стены творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.

6."Мое творчество" (Центр изо.творчества)

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))

7."Уголок именинника"

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.

8."Мое настроение" "Азбука настроения"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

9."Деловые хлопоты", «Наши интересы», помощники – карточки,  бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

10. Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.

11. Лэпбук – тематическое пособие

Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем

12.Мини-музеи

Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем.

13.Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

14.Взаимодействие с семьей

- фотоминутки

- знакомство с темой недели, дня, проекта

- выставки совместного творчества

- семейные альбом

       Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

 В книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества» есть замечательные слова» К. Э. Циолковского, приоткрывающие завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта.

Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование «провокаций» в РППС, как условие для индивидуализации детей старшего дошкольного возраста.

(Консультация для педагогов)

Октябрь 2024 г.

 

 

Подготовила

Огольцова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Комсомольск-на-Амуре

 

И вот, сейчас ФГОС ДО. Давайте, с вами подумаем, какие важные слова фигурируют в стандарте? (индивидуализация, самостоятельность). Что нужно сделать для индивидуализации образования и развития самостоятельности? (Создать условия)

Для развития инициативности детей старшего дошкольного возраста, наиболее эффективно использование в среде «провокаций выбора».

Для начала давайте выясним, что такое «провокация». Если говорить коротко, то провокация – это стимул, который с высокой вероятностью вызовет у того, на кого он направлен нужную реакцию. Дословно с латинского слово “провокация” переводится как “вызов”. И это действительно вызов для того, на кого направлена провокация. Да, это своего рода побуждение к деятельности.

Провокации бывают разные: долгосрочные и кратковременные, но обязательно, опирающиеся на интересы детей.

Работая над развитием инициативности у детей сформируются умения планировать собственную деятельность. Для этого предлагается организовать в РППС группы уголок планирования детской деятельности.

Дети группы планируют деятельность на сутки вперед, а это в дошкольном возрасте является долгосрочным планированием. Вследствие, чего развивается организованность, самостоятельность, мышление и память.

Уголок может содержать в себе экран с «окнами», куда ребенок размещает свой план.

Алгоритм работы в уголке планирования:

1 этап: (дети)

• Задумка – т.е. постановка цели ребенком самостоятельно

• Зарисовка – т.е. создание плана собственной деятельности

• Размещение – т.е. размещение своего плана на экране

2 этап: (педагог)

• Изучает планы детей с целью определения детской активности

— активно планирует,

— не заинтересован в планировании и его необходимо заинтересовать к участию в данной деятельности

• Анализирует среду в уголках группы

• Дополняет РППС группы необходимыми материалами исходя из запросов детей, опираясь на тематику недели

3 этап (дети + педагог)

• Самостоятельная или совместная деятельность детей и педагога по плану

4 этап (дети)

• Презентации продуктов деятельности в виде демонстрации с сопроводительным рассказом, перед обедом или после сна.

Такой экран есть «провокация» детей на деятельность, именно ту, которой они бы хотели заниматься. Дети, каждый индивидуально планирует именно свою деятельность, именно ту, которой ему нравиться заниматься.

В результате использования уголка детского планирования вам удастся приблизиться к индивидуализации образования, дети станут более самостоятельными.

. Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Практика показала, что в процессе занятий, воспитатель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.

Результаты обследования детей методом наблюдения показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.) . Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого.

Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.

Из всего вышесказанного можно сделать Вывод.

Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого - к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.

В младшем и среднем возрасте, можно использовать прием планирования дня под руководством воспитателя.

В старшей группе, можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в детском саду. Но предварительно, их необходимо познакомить с правилами планирования.

 

 

В подготовительной группе, дети, пройдя все стадии подготовки к планированию, могут самостоятельно спланировать свой день в детском саду.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки, лэпбуки):

1."Здравствуйте, я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

2. «Наш день», «Новости дня»

Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение

Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)

3. «Панорама добрых дел» или «Дерево добрых дел», «Добрые дела» "Ладошки успеха"

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения.

4.Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.

5. Стены творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.

6."Мое творчество" (Центр изо.творчества)

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))

7."Уголок именинника"

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.

8."Мое настроение" "Азбука настроения"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

9."Деловые хлопоты", «Наши интересы», помощники – карточки,  бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

10. Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.

11. Лэпбук – тематическое пособие

Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем

12.Мини-музеи

Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем.

13.Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

14.Взаимодействие с семьей

- фотоминутки

- знакомство с темой недели, дня, проекта

- выставки совместного творчества

- семейные альбом

       Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

В книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества» есть замечательные слова» К. Э. Циолковского, приоткрывающие завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта.

Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз