Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории" | Джандыгова Лидия Курейшевна. Работа №267021

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Джандыгова Лидия Курейшевна
Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории

«Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории»

 

Принципы педагогической деятельности.

Принцип научности. Этот принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории:

- рассмотрение всякого исторического явления в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счёте, стало; нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций;

- рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон;

- рассмотрение историко-экономических процессов с учётом социальных интересов различных слоёв населения, различных форм их проявления в обществе;

- рассмотрение того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.

Принцип наглядности. Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Реализовать данный принцип помогает использование на уроках ИКТ. Это позволяет  мне  сэкономить массу времени, которое  раньше затрачивалось  на меловые записи и рисунки на доске и позволяет на уроке работать с различным текстовым и наглядным материалом.

Например, анализ картины В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» позволяет не только представить трудности. которые преодолела русская армия, но и понять чувства, настроения и переживания людей. Это дает целостное видение происходящего и вызывает много ассоциаций и раздумий.

Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.

Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся.

На длительность сохранения знаний влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения и жизни ребенка вне школы. Проблема прочности обучения состоит в том, чтобы усилить действие положительных факторов и снизить роль отрицательных.

Для того, чтобы добиться прочных знаний в своей работе использую  таблицы, кластеры, тестовые задания. Например, по ходу изучения темы «Государство, его признаки и формы», сначала составляется кластер  «Государство», а контроль осуществляется путем составления развернутого плана ответа «Государство» (задание 28. ЕГЭ по обществознанию)

Личностно-деятельностный принцип. Суть принципа — в организации процесса обучения таким образом, что приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытие ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Так, например, изучение темы « Крещение Руси» проходит через анализ видеоматериала. Происходит обсуждение  личности в истории, направленность преобразований князя Владимира.

Принцип вариативности. Суть принципа — в развитии у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблем, в умении осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации — ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.

Так, изучая в курсе истории России ХХ в. тему «Февральская буржуазная революция», ставлю проблемную задачу: Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?

Благодаря исследованию вероятных версий этих причин учащиеся в конечном итоге выбирают из них наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.

Принцип креативности. Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности,  формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение. Одной формой активизации познавательной деятельности учащихся, развития у них творческих способностей является написание эссе по обществознанию и по истории.

«Всегда везде для всех да будет правый суд» (П. Корнель),

«Самый важный плод усилий человека - его собственная личность» (Э. Фромм)

Принцип практической ориентации. Суть принципа в связи теории с практикой. Работая на проблемном уроке с историческими источниками, газетными публикациями, видеоматериалами, картами и т.д., учащиеся приобретают умения и навыки практической деятельности

При изучении темы в 10 классе «Миф и познание мира», я  предлагаю  вспомнить мифы Древней Греции  и ответить на вопросы:

- Почему древнегреческие мифы интересны нашим современникам?

- Какие знания мы получаем при прочтении мифов?

Методы и приёмы педагогической деятельности.

 Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечить достижение педагогических целей.

М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся выделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий.

Монологический метод

 Это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

При монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приёмы, усиливающие его возможности. Среди таковых я использую:

Приём проблемного изложения — применительно к монологическому методу характеризуется спорадическим возникновением проблем. Так, излагая в старших классах тему " Новая экономическая политика», ставлю по ходу работы перед учащимися следующие познавательные (проблемные) задания:

- В  чём сущность Новой экономической политики?

- В чём проявились экономические и социальные противоречия НЭПа?

- Каковы причины свёртывания НЭПа?

Приём создания проблемной ситуации — в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции.

Был ли царь Алексей Михайлович " Тишайшим"?

Коллективизация - трагедия крестьянина труженика?

Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.

Приём  дискуссии — вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем. Тема: Коллективизация - трагедия крестьянина труженика или благо?

Дискуссию целесообразно проводить в заключительной части урока, когда ученики уже познакомились с причинами перехода к коллективизации, её сущностью и результатами.

Эвристический метод предполагает проведение эвристической беседы с решением познавательных задач. Открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать эвристический метод от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.

Так, при изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» ставится проблема:

Почему стали возникать средневековые города?

Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:

Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Затем формулирую вопросы более узкого характера:

- Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?

- Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?

- Почему «умельцы» уходят из деревни?

- Кто еще селится в этой местности?

Таким образом, в результате беседы создается такая логическую цепочку, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов.

Перед учителем истории и обществознания встаёт  важная задача  через каждый урок прививать детям любовь к своему Отечеству, через примеры  истории   формировать нравственную оценку того или иного  исторического события, учить детей иметь своё собственное мнение. В рамках воспитания  патриотизма и гражданственности я провожу открытые  уроки и внеклассные мероприятия по теме Великая Отечественная война. В апреле 2015г., к 70-летию Победы в Великой отечественной войне, было подготовлено и проведено открытое мероприятие "У войны не женское лицо».

 Планирую продолжить работу  по данной теме  в дальнейшем.

Ставлю перед собою  следующие задачи:

Повысить уровень подготовки к ЕГЭ по истории;

Развитие творческого потенциала учащихся через привлечение учащихся к участию в конкурсах по истории и обществознанию;

Воспитывать  в

каждом ребёнке желание стать исследователем.

Создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать знания.

Работа по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников формирование  таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикет речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×