Использование различных приемов и методов в работе учителя для формирования функциональной грамотности на уроках обществознания | Ядне Айнаш Бахчановна. Работа №344516
Аннотация. В статье рассматриваются различные приемы и методы, применяемые учителями обществознания для формирования функциональной грамотности учащихся. Данная тема особенно актуальна в свете современных образовательных стандартов, которые требуют от школы подготовки компетентных и грамотных граждан. Рассмотрены теоретические аспекты функциональной грамотности, а также практические рекомендации для учителей, направленные на внедрение активных и интерактивных методов обучения в процесс преподавания обществознания. Описаны конкретные примеры и стратегии, которые способствуют развитию у учащихся критического мышления, навыков анализа информации и умения применять знания в практической жизни.
Ключевые слова: функциональная грамотность, методы обучения, приемы, обществознание, критическое мышление, активные методы, образовательные стандарты.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Ядне Айнаш Бахчановна, учитель истории и обществознания
МКОУ АШИ, ЯНАО, Тазовский р-н, с. Антипаюта
Аннотация. В статье рассматриваются различные приемы и методы, применяемые учителями обществознания для формирования функциональной грамотности учащихся. Данная тема особенно актуальна в свете современных образовательных стандартов, которые требуют от школы подготовки компетентных и грамотных граждан. Рассмотрены теоретические аспекты функциональной грамотности, а также практические рекомендации для учителей, направленные на внедрение активных и интерактивных методов обучения в процесс преподавания обществознания. Описаны конкретные примеры и стратегии, которые способствуют развитию у учащихся критического мышления, навыков анализа информации и умения применять знания в практической жизни.
Ключевые слова: функциональная грамотность, методы обучения, приемы, обществознание, критическое мышление, активные методы, образовательные стандарты.
Современная образовательная система сталкивается с необходимостью подготовки школьников, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, которые помогут им успешно адаптироваться в обществе. Формирование функциональной грамотности становится приоритетной задачей школы, особенно на уроках обществознания, где учебный материал тесно связан с реальной жизнью. В данной статье мы рассмотрим, какие приемы и методы могут быть использованы учителем для достижения этой цели.
Функциональная грамотность включает в себя набор навыков, которые позволяют человеку эффективно использовать свои знания в различных жизненных ситуациях. Она включает в себя умение читать и понимать текст, анализировать информацию, работать с данными и применять полученные знания на практике. Для учителей обществознания это означает, что их задачи выходят за рамки традиционного учебного процесса и включают углубленное изучение жизненных реалий.
Формирование функциональной грамотности важно не только для успешной учебы, но и для будущей профессиональной деятельности и адаптации в быстро меняющемся мире. Учащиеся должны обладать критическим мышлением, умением работать в команде и решать практические задачи, что позволит им стать активными и ответственными гражданами.
Активные методы обучения ставят учащихся в центр образовательного процесса. К ним относятся:
Дискуссии и дебаты. Эти методы развивают у студентов навыки аргументации и критического мышления. Учащиеся учатся отстаивать свою точку зрения, анализируя и оценивая различные мнения.
Проектная деятельность. Работа над проектами помогает учащимся применять теоретические знания на практике. Проекты могут быть связаны с актуальными социальными или экономическими вопросами, что способствует более глубокому пониманию материала.
Ролевые игры. Они помогают учащимся понять различные социальные роли и взгляды, а также развивают навыки эмпатии и сотрудничества.
Интерактивные методы способствуют более активному вовлечению учащихся в образовательный процесс:
Работа в малых группах. Это позволяет учащимся обмениваться мнениями и обсуждать темы более подробно.
Использование технологий. Применение мультимедийных инструментов и онлайн-ресурсов делает обучение более интересным и современным.
Геймификация. Применение игровых элементов в обучении стимулирует студентов и делает процесс более привлекательным.
Метод проектов является ключевым в формировании функциональной грамотности. Следует выделить несколько этапов:
Выбор темы проекта, актуальной для учащихся.
Исследование проблемы, что способствует формированию навыков анализа информации.
Представление результатов, что развивает ораторские навыки и умение публично выступать.
Кейс-метод позволяет решать реальные жизненные задачи, что способствует развитию критического мышления и навыков принятия решений. Ученики сталкиваются с конкретными ситуациями и вырабатывают стратегии их решения, опираясь на теоретические знания.
Примеры практического применения.
Дебаты на темы актуальных проблем. Организация дебатов на темы, такие как "Права человека" или "Экологические проблемы", позволяет учащимся глубже понять обсуждаемые вопросы, развивая при этом навыки аргументации.
Проект по исследованию местного сообщества. Ученики могут провести исследование своего района, установить его социальные и экономические проблемы, а затем предложить возможные решения.
Применение интерактивных карт и онлайн-платформ для анализа исторических событий помогает учащимся лучше визуализировать материал и связать его с реальной жизнью.
Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания является важной задачей для учителей. Использование разнообразных приемов и методов, таких как активные и интерактивные техники, проектная деятельность и кейс-метод, способствует не только усвоению учебного материала, но и подготовке учащихся к реальным жизненным ситуациям. В результате, ученики становятся более уверенными в своих знаниях и навыках, готовыми к вызовам современного мира.
Непрерывное развитие методов преподавания и адаптация их под современные реалии позволит учителям эффективно формировать функциональную грамотность у своих учеников, что является ключевым требованием времени.
Список литературы
Гаврильчук Н.С. Формирование глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания // Интерактивная наука. 2022. №2 (67). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-globalnyh-kompetentsiy-kak-odnogo-iz-napravleniy-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-na-urokah
.
Губанов, А. А. Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий / А. А. Губанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 339-344. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93102/.
Корнеева, Е. А. Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания / Е. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 43-48. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/505/18274/.