Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование различных видов песка в работе педагога-психолога по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста | Моисеева Евгения Леонидовна. Работа №343758

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Использование различных видов песка в работе педагога-психолога способствует эффективному развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Песочная терапия выступает как многофункциональный инструмент, позволяющий детям через тактильные ощущения и игровые взаимодействия развивать мелкую моторику, память, внимание и воображение. В статье рассматриваются особенности применения песка различной текстуры и цвета, а также раскрываются методические подходы к его использованию в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками.

Ключевые слова: песочная терапия, познавательные процессы, дошкольное развитие, педагог-психолог, коррекционно-развивающая работа.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПЕСКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Моисеева Евгения Леонидовна, педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 133 Невского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация. Использование различных видов песка в работе педагога-психолога способствует эффективному развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Песочная терапия выступает как многофункциональный инструмент, позволяющий детям через тактильные ощущения и игровые взаимодействия развивать мелкую моторику, память, внимание и воображение. В статье рассматриваются особенности применения песка различной текстуры и цвета, а также раскрываются методические подходы к его использованию в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками.

Ключевые слова: песочная терапия, познавательные процессы, дошкольное развитие, педагог-психолог, коррекционно-развивающая работа.

 

Песочная терапия как метод воздействия на развитие когнитивных функций детей дошкольного возраста имеет глубокие традиции в педагогической и психологической практике. В частности, тактильные взаимодействия с песком позволяют детям не только проявлять творческие способности, но и улучшать когнитивные навыки. Разные виды песка—мелкий, крупнозернистый, окрашенный в разные цвета—оказывают уникальное воздействие на развитие психики и восприятие мира у ребенка.

Познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление и воображение, играют ключевую роль в развитии детей дошкольного возраста. Использование песка разной текстуры становится эффективным способом стимулировать внимание детей в игровой форме. Когда ребенок взаимодействует с песком, тактильные ощущения захватывают его интерес, помогая ему сосредоточиться на задаче, будь то построение узоров или создание фигур. Например, педагог может предложить задание создать песочную дорожку, где ребенок должен выложить определенный узор из влажного или сухого песка, используя формы или свои руки. Для выполнения такой задачи детям требуется концентрировать внимание на каждом шаге процесса, следить за формой, структурой и тем, как элементы взаимодействуют между собой.

Еще один практический пример — создание песочных картин или композиций. Детям предлагают выбрать песок разных цветов и текстур, чтобы создать определенный узор или образ. Это может быть простая задача, вроде высыпания песка через трафарет, или более сложное задание, где ребенок должен выложить изображение животного или природного пейзажа. В процессе такой работы ребенку нужно не только сосредоточиться на деталях, но и удерживать внимание на конечной цели, что способствует развитию устойчивого внимания и умению концентрироваться на задании в течение продолжительного времени.

Также полезно использовать задания с элементами соревнования. Например, педагог может предложить детям создать песочные постройки на скорость или по заданной схеме, что активизирует внимание через включение элемента игры. Здесь важно подчеркнуть, что дети не только учатся концентрироваться, но и развивают координацию движений, что особенно актуально для развития познавательных процессов.

Помимо этого, взаимодействие с песком развивает память. В играх с использованием песка дети запоминают формы и последовательности действий. Этот процесс активизирует как краткосрочную, так и долгосрочную память, улучшая способность к воспроизведению информации. Включение элементов песочной терапии в психологическую работу позволяет детям лучше усваивать информацию через участие в практических заданиях, стимулирующих различные виды памяти.

Песочная терапия также способствует развитию мышления и воображения. Использование разных видов песка позволяет создавать уникальные образы и конструкции, что требует от детей анализа и синтеза информации. Например, создание песочных городов или животных помогает детям учиться планировать свои действия, развивая логическое мышление. Одновременно с этим, такие задания пробуждают творческое воображение, поскольку дети могут экспериментировать с формой и цветом песочных объектов.

Креативность, возникающая в процессе работы с песком, имеет важное значение для развития эмоционального интеллекта. Через создание песочных картин дети могут выражать свои эмоциональные состояния, которые часто трудно выразить словами. В процессе создания таких картин психолог помогает ребенку осознать свои эмоции и найти пути их выражения.

Особую роль в песочной терапии занимают тактильные ощущения. Работа с песком помогает детям развивать мелкую моторику, что, в свою очередь, влияет на общую координацию и готовность к учебной деятельности. Тактильные взаимодействия с разными видами песка, например, сухим и мокрым, помогают детям различать текстуры, что стимулирует развитие сенсорного восприятия и моторики.

Психологи отмечают, что дети, которые часто работают с песком, становятся более уверенными в своих действиях и улучшенно справляются с задачами, требующими ручных навыков. Это особенно важно для детей с задержками в развитии моторных функций. Использование песка как терапевтического инструмента в таких случаях помогает не только в развитии физических навыков, но и в формировании положительного эмоционального фона.

Таким образом, песочная терапия является мощным инструментом для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Песок разных видов и текстур позволяет стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей, способствуя их всестороннему развитию. Педагог-психолог, применяющий песочную терапию, создает условия для естественного и продуктивного обучения, интегрируя тактильные ощущения и креативные задания в работу с детьми.

 

Список литературы

 

1. Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» / С. А. Лагутина, О. А. Сердюкова, Л. И. Калашникова [и др.] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 59-63.

2. Новикова Н. А. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ / Н. А. Новикова, Ю. И. Голиусова // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 99-101.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×