Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми среднего и старшего возраста | Конова Татьяна Владимировна. Работа №355286. Номер работы: №355286
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего и старшего возраста в детском саду. Описаны цели и задачи художественной деятельности в этом возрасте, а также преимущества нетрадиционных методик. Представлены примеры таких техник, как рисование мятой бумагой, монотипия, рисование пальцами, нитками и природными материалами. Статья адресована воспитателям, стремящимся разнообразить образовательный процесс и стимулировать творческое развитие детей.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, творческое развитие, дети дошкольного возраста, художественная деятельность, индивидуальный подход.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Конова Татьяна Владимировна, воспитатель
Школа №1476, дошкольный корпус №1, г Москва
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего и старшего возраста в детском саду. Описаны цели и задачи художественной деятельности в этом возрасте, а также преимущества нетрадиционных методик. Представлены примеры таких техник, как рисование мятой бумагой, монотипия, рисование пальцами, нитками и природными материалами. Статья адресована воспитателям, стремящимся разнообразить образовательный процесс и стимулировать творческое развитие детей.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, творческое развитие, дети дошкольного возраста, художественная деятельность, индивидуальный подход.
Творческое развитие является одной из ключевых задач в работе с детьми дошкольного возраста. Использование различных методов рисования помогает воспитателю создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. В традиционной системе образования часто применяются классические подходы, однако их дополнение нетрадиционными техниками открывает новые возможности для самовыражения детей, формирования их эстетического вкуса и развития мелкой моторики.
Целью данной статьи является демонстрация преимуществ и разнообразия нетрадиционных техник рисования, которые могут быть успешно использованы воспитателями в средней и подготовительной группах детского сада.
Задачи нетрадиционного рисования
Развитие творческого мышления. Нетрадиционные техники мотивируют детей к поиску нестандартных решений.
Формирование навыков самовыражения. Дети учатся выражать эмоции и идеи через уникальные художественные средства.
Развитие мелкой моторики. Работа с различными материалами и инструментами положительно влияет на координацию движений.
Формирование интереса к искусству. Необычные методы рисования делают занятия яркими и запоминающимися.
Описание популярных нетрадиционных техник рисования
1. Рисование мятой бумагой
Техника заключается в использовании комка бумаги, смоченного краской, для создания рисунка.
Материалы: акварельные или гуашевые краски, бумага для основы.
Эффект: создаются необычные текстуры, напоминающие облака, листья или камни.
Результат: дети осваивают новые способы использования привычных материалов.
2. Монотипия
Этот метод позволяет создавать зеркальные отпечатки.
Материалы: краски, стекло или гладкая поверхность, лист бумаги.
Процесс: ребёнок наносит краску на стекло, затем прижимает бумагу, получая отпечаток.
Результат: формируется понимание симметрии и экспериментирование с цветом.
3. Рисование пальцами и ладонями
Такая техника особенно любима детьми и не требует дополнительных инструментов.
Материалы: безопасные пальчиковые краски.
Преимущества: стимулирует тактильные ощущения, развивает фантазию.
Пример: создание деревьев, животных или узоров.
4. Рисование нитками
Метод основан на создании узоров с помощью краски и нити.
Материалы: нить, краски, лист бумаги.
Процесс: нить окунается в краску и кладётся на бумагу, затем на неё накладывается второй лист для отпечатка.
Результат: неожиданные и оригинальные формы, похожие на цветы или абстракции.
5. Рисование природными материалами
Использование листьев, веток, овощей и фруктов для создания отпечатков.
Материалы: листья, губки, овощи, краски.
Эффект: дети узнают об окружающем мире, развивают воображение.
Пример: отпечатки листьев для создания осенних картин.
Рекомендации для воспитателей
Создавайте благоприятную атмосферу. Дети должны чувствовать себя свободно и уверенно.
Используйте индивидуальный подход. Учитывайте интересы и уровень подготовки каждого ребёнка.
Включайте элементы игры. Это усилит мотивацию и вовлечённость.
Оценивайте процесс, а не результат. Главное — удовольствие от творчества.
Нетрадиционные техники рисования открывают перед воспитателями огромный спектр возможностей для организации творческой деятельности. Эти методы способствуют развитию фантазии, эстетического восприятия, моторных навыков и уверенности в своих силах у детей. Интеграция таких техник в образовательный процесс делает занятия увлекательными и помогает раскрыть потенциал каждого ребёнка.
Использование подобных подходов важно не только для обогащения художественного опыта детей, но и для формирования положительного отношения к искусству и окружающему миру.
Список литературы
Барнашева
Д. Ш. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности // Обучение и воспитание: методики и практика.
2014. №17. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-netraditsionnye-formy-izobrazitelnoy-deyatelnosti
Сидорова Евдокия Эдуардовна, Ноговицына Надежда Михайловна Развитие творческого воображения младших шко
льников посредством нетрадиционных техник рисования // Проблемы современного педагогического образования.
2018. №61-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov-posredstvom-netraditsionnyh-tehnik-risovan
iya
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Гавриленко Анна Анатольевна Особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования // АНИ: педагогика и психология. 2018. №4 (25).
URL: https://cyber
leninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-netraditsionnyh-tehnik