Использование развивающей среды для ФЭМП у детей дошкольного возраста | Размологова Лидия Александровна. Работа №308294
Семинар по оснащению математической зоны в группе для детей дошкольного возраста. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интелекта играет математика. Ее изучениеспоссобствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для челоевка. Детский сад выполняет важную роль подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во много м зависит успешность его дальнейшего обучения.
Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя Советского Союза Н. П. Красильникова города Бийска Алтайского края
659301, Алтайский край, г. Бийск,
ул. им Героя Советского Союза Красильникова, 152
Тел. 8 (3854) 47-63-67 E-mail: bschool6@mail.ru
Семинар
на тему:
Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Подготовила:
Старший воспитатель:
Размологова Л. А.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать окружающую (развивающую) среду ребенка.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности, — писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Педагогу необходимо своевременно изменять предметно-игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка.
Залогом успеха в реализации данных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.
Математическая зона.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
● Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
● Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
● Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
● Обучение измерению с помощью условной мерки.
● Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
● Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
● Развитие логического мышления.
Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2.Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.
3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт-конструктор и др.
4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
5.Рабочие тетради по математике.
6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
7.Наборы объемных геометрических фигур.
8.Волшебные часы: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
9.Счеты напольные и настольные.
10.Счетные палочки.
11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
12.Мозаики, пазлы, игры типа Танграм, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику (15); головоломки-лабиринты.
14.Система наклонных плоскостей для шариков.
15.Термометр спиртовой.
16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
19.Настольно-печатные игры.
20.Наборы моделей: деление на части (2-8).
21.Разнообразные дидактические игры
Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) Танграм, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Листик, Вьетнамскую игру. Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.