Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование развивающих игр для формирования математических навыков у детей начального школьного возраста | Кузнецова Светлана Викторовна. Работа №350714. Номер работы: №350714

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  В статье рассматриваются методы использования развивающих игр для формирования и укрепления математических навыков у детей начальных классов (1–4 классы). Внимание уделено различным видам игр, направленных на развитие логического мышления, пространственного воображения, быстроты счета, усвоение математических понятий и укрепление интереса к предмету. Приведены примеры игр и способы их интеграции в учебный процесс для повышения эффективности освоения математики на начальном этапе школьного обучения.

Ключевые слова: развивающие игры, математические навыки, начальная школа, логическое мышление, мотивация, формирование навыков.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузнецова Светлана Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8, г. Иркутск

Аннотация. В статье рассматриваются методы использования развивающих игр для формирования и укрепления математических навыков у детей начальных классов (1–4 классы). Внимание уделено различным видам игр, направленных на развитие логического мышления, пространственного воображения, быстроты счета, усвоение математических понятий и укрепление интереса к предмету. Приведены примеры игр и способы их интеграции в учебный процесс для повышения эффективности освоения математики на начальном этапе школьного обучения.

Ключевые слова: развивающие игры, математические навыки, начальная школа, логическое мышление, мотивация, формирование навыков.

На начальном этапе обучения в школе важно заложить базовые математические навыки, которые станут фундаментом для дальнейшего освоения предмета. Важнейшей задачей учителя начальных классов является поддержание интереса детей к математике, создание позитивного отношения к учебе, формирование правильных привычек и навыков. Одним из эффективных методов достижения этих целей является использование развивающих игр, которые стимулируют познавательную активность и интерес учащихся.

Роль развивающих игр в процессе обучения

Развивающие игры выполняют несколько важных функций:

Формирование мотивации. Игровая форма позволяет избежать перегрузки ребенка, связанной с привычными уроками, и превращает изучение математики в увлекательное занятие.

Активизация мыслительных процессов. Игры способствуют развитию логического и аналитического мышления, тренируют память, концентрацию внимания.

Создание благоприятной атмосферы. Учебный процесс, построенный на играх, становится для детей менее напряженным, а коллективные игры помогают сплочению класса и установлению теплых отношений между детьми.

Виды развивающих игр и их влияние на математические навыки

Развивающие игры могут быть разных видов, и каждая из них направлена на формирование определенных навыков:

Логические игры

Эти игры способствуют развитию аналитического мышления, умения выстраивать логические связи и выводы. Примеры логических игр:

«Найди закономерность» — детям предлагается ряд чисел, фигур или других объектов, и необходимо выявить закономерность их расположения.

«Собери цепочку» — в игре необходимо расставить числа или фигуры по порядку, следуя заданным условиям.

Игры на развитие навыков счета

Важный этап начального обучения – это умение быстро и точно считать. Примеры игр:

«Математический бой» — дети делятся на команды, и учитель задает вопросы по сложению, вычитанию, умножению или делению. Команда, давшая правильный ответ быстрее всех, получает баллы.

«Волшебные числа» — детям предлагается задача, например, найти все пары чисел, сумма которых равна определенному числу. Эта игра помогает усваивать свойства чисел и развивает умение оперировать ими.

Игры на развитие пространственного воображения и геометрических представлений

Формирование пространственного воображения помогает детям лучше ориентироваться в формах и размерах, что важно для освоения геометрии:

«Сложи фигуру» — детям выдаются карточки с частями различных фигур, и их задача – собрать целую фигуру.

«Зеркальное отражение» — в этой игре ребенку предлагается нарисовать зеркальное отображение заданного рисунка. Это развивает навык восприятия пространственных связей и симметрии.

Игры на развитие памяти и внимания

Для успешного освоения математики важна концентрация и память. Примеры игр:

«Запомни и воспроизведи» — учитель показывает детям последовательность чисел или фигур, а затем просит их повторить, сохраняя порядок.

«Найди ошибку» — детям предлагается задача с допущенной ошибкой, и они должны найти ее и исправить.

Примеры применения игр на уроках математики

Использование игр можно интегрировать в учебный процесс следующим образом:

На этапе введения нового материала. Игры помогают познакомить детей с новыми математическими понятиями в непринужденной форме. Например, при изучении понятий "больше" и "меньше" можно использовать игру «Кто быстрее найдет большее число?».

В качестве закрепления пройденного материала. Игры позволяют закрепить уже полученные знания, делая это интересно и динамично. Например, после изучения таблицы умножения можно провести игру «Математический марафон», где ученики отвечают на вопросы по умножению на скорость.

Внеурочные занятия и кружки. Игры можно использовать на внеурочных занятиях, где дети смогут свободно практиковать свои математические навыки в непринужденной форме.

Рекомендации для учителей

Выбор подходящих игр. Игры должны быть подобраны в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки и изучаемой темы.

Организация игрового процесса. Следует четко объяснить правила и следить за соблюдением дисциплины. Игра не должна перерастать в беспорядочную активность, которая не способствует обучению.

Обратная связь и поощрение. Похвала за успешное выполнение заданий укрепляет мотивацию, а обсуждение ошибок помогает понять, что их можно исправить и учиться на них.

Использование развивающих игр на уроках математики в начальной школе не только делает процесс обучения более интересным и увлекательным, но и способствует формированию и развитию математических навыков. Игры помогают детям развивать логическое и пространственное мышление, тренируют память и внимание, а также делают процесс изучения математики менее стрессовым. Учителю важно подобрать подходящие игры и правильно организовать учебный процесс, чтобы игра стала эффективным инструментом для повышения качества математического образования.

Список литературы

Ахмедова Д. Формирование элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность // Мировая наука. 2020. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-cherez-igrovuyu-deyatelnost

Рихтер Т. В., Антипина А. В. Дидактические игры как средство формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-logicheskih-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole

Соболева Е. Ю. Формирование познавательного интереса к математике у третьеклассников в процессе использования игровых технологий // Вестник науки. 2019. №12 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-k-matematike-u-tretieklassnikov-v-protsesse-ispolzovaniya-igrovyh-tehnologiy

Тарасова Алла Петровна, Шаталова Елена Владимировна, Миронова Ольга Евгеньевна Дидактические игры на уроках математики как средство развития логического мышления младших школьников // ДМ. 2023. №58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-na-urokah-matematiki-kak-sredstvo-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×