Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений дошкольников ☼ | Лавлинская Наталья Васильевна, Пупкова Елена Юрьевна. Работа №252958
Автор: Лавлинская Наталья Васильевна, Пупкова Елена Юрьевна
Об использовании развивающих игр на занятиях по математике, которые помогают дошкольникам освоить азы математики через интересные игры, закрепить в игре сложные темы, использовать математические знания в сюжетных играх.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений дошкольников
Воспитатели- Лавлинская Наталья Васильевна,
Пупкова Елена Юрьевна
г. Воронеж
2020г.
Всем известно, что развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте, так как приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
В совместной образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений, мы большую роль отводим игре. Потому, что когда математические задания объединены в игру с увлекательным сюжетом, или преподносятся детям на досуге в свободной, непринуждённой обстановке у ребят складывается эмоционально-положительное отношение к математическим заданиям, что стимулирует мыслительную активность детей.
При организации работы по обучению математике детей с использованием развивающих игр мы используем следующие дидактические принципы:
– принцип психологической комфортности (создается развивающая образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);
– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное “открытие” его детьми);
– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Игровые занятия носят интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности: поисково-исследовательской, конструктивной, продуктивной и др. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников. Мы достаточно широко используем условные символы, позволяющие детям переходить от обучения с элементами наглядности к решению задач в умственном плане. А так же включаем физкультминутки, логические задачи которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно моторной координации, развитие логических форм мышления. Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, стихи которые позволяют связать игровые математические занятия с лексическими темами.
Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях мы часто применяем дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включаем непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Используя сказочный сюжет, знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число, всегда находится на верхней полосе, а меньшее - на нижней.
В играх "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Игры – путешествия во времени, служат для знакомства детей с днями недели. Объясняем, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Делаем это специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказываем детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день, после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаем игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, мы используем следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и месяцев, их последовательность.
При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д.
Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, мы используем предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Путешествие по комнате" и др.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур проводим игру типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомим детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
В своей работе с воспитанниками мы используем сюжетно-дидактические игры, на основе математических знаний. Особую роль уделяем количественному, порядковому счету, измерению. Так, в старшей группе счет и отсчитывание предметов по заданному числу, можно закрепить в игре «Магазин». Продавцы, кассиры и покупатели определяют количество необходимых предметов с помощью счета. Количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. По мере получения знаний и умений эти игры перерастают в сюжетно-ролевые, где роли распределяют сами дети.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий и разнообразных игр. Для закрепления навыков прямого и обратного счета мы также используем считалки.
Следует отметить, что математические знания и представления можно совершенствовать и на других занятиях. Например, формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки.
При обучении счету можно использовать такие пословицы, где встречаются числительные. Например:
- Один в поле не воин.
- Два сапога – пара.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
Нами была также организована беседа с родителями: «Влияние развивающих игр на математическое развитие ребенка». Регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами развивающих игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком.
Проделанная работа по формированию у детей математических представлений дает свои положительные результаты и мы ставим перед собой новые задачи.