Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование регионального компонента в объединении «Весёлый английский» | Медведева Ирина Сергеевна. Работа №300017

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Медведева Ирина Сергеевна
В соответствии с ФГОС одной из целей изучения иностранного языка является формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.Использование регионального компонента является важной частью процесса обучения иностранному языку. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края  в различных аспектах. В статье расрываются цели и задачи изучения краеведческого материала на занятиях по английскому языку, описываются возможные формы, методы  и этапы работы. приводятся примеры из опыта работы

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Мценска

«Детско-юношеский центр»

 

 

 

Из опыта работы

 

«Использование регионального компонента

в целях воспитания

гражданственности и патриотизма

на занятиях в объединении

«Весёлый английский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного

образования

Медведева И. С.

Содержание:

Актуальность проблемы изучения родного края на занятиях по иностранному языку.

Цель краеведческого образования в начальной школе.

Методические принципы подачи учебного материала.

Организация раб

оты с краеведческим материалом.

Результаты интеграции регионального компонента в изучении английского языка.

Заключение.

Литература

.

Для современного российского общества присуще культурное возрождение, что характеризуется стремлением познать, возродить и сохранить уникальность родной культуры. Как следствие, возрастает потребность общества в социально ответственных, высококультурных гражданах, знающих и ценящих родную культуру, с одной стороны, и уважающих культуру других народов, с другой. Д.С. Лихачев утверждал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Современный этап духовного развития общества отличается громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и чтит обычаи и традиции своего народа, бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов. В этой связи иностранный язык является уникальным учебным предметом, так как он обладает большим воспитательным потенциалом и помогает воспитывать в школьниках такие качества как патриотизм, умение оценивать своеобразие своей культуры в контексте мировой культуры, толерантность, активную жизненную позицию.

Таким образом, одной из важных задач, решение которой может и должно быть осуществлено в рамках изучения иностранного языка является развитие и формирование личности, обладающей знаниями о собственной культуре, осознающей себя как носителя определенных культурных ценностей, как часть природной и социальной целостности. В соответствии с ФГОС одной из целей изучения иностранного языка является формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка. Большую роль в достижении данной цели играет использование краеведческого материала на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке. Умение обучающегося говорить о том, что ему близко и дорого, о том, что его окружает и волнует, позволяет ему стать интереснее иностранному собеседнику.

В связи с практической значимостью интеграции регионального компонента в изучении иностранного языка существует необходимость в деятельности, направленной на этнокультурное воспитание, формирование коммуникативной компетенции и развитие духовно-нравственных качеств личности. Введение краеведческой информации в процесс обучения иностранному языку позволяет реализовывать воспитательную задачу — сформировать у обучающихся чувство патриотизма. Краеведческий материал связывает жизнь и быт любого региона и населённого пункта с огромным понятием нашей страны, и существенно дополняет содержательную сторону речи. У учащихся появляется интерес глубже изучить свой край, его культуру, обычаи и традиции. Это способствует формированию уважения к своей стране, малой Родине, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности. Важно также, что краеведческий материал помогает совершенствовать практическое владение иностранным языком: обогащается словарный запас обучающихся, совершенствуются грамматические навыки, развиваются речевые умения.

Как педагог я не случайно обратилась к проблеме использования краеведческого материала в обучении английскому языку. Анализируя работу по страноведению, пришла к выводу, что знания о своей стране, малой Родине используется в обучении иностранного языка фрагментально, несистематически. Страноведение нашей страны в учебниках представлено недостаточно. Краеведческий материал о различных регионах отсутствует полностью, так как невозможно включить материал обо всех субъектах Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысяч сел и деревень.

Однако с обновлением образования использование регионального компонента содержания уроков иностранного языка становится приоритетным. Это меняет отношение к региональным знаниям, и побуждает учителей иностранного языка к поискам возможных путей по интеграции учебного процесса. Согласно Стандарту основного общего образования по иностранным языкам учащиеся должны уметь представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Учащиеся должны уметь оказать помощь зарубежным друзьям, приехавшим в Россию: встретить, познакомить с родным городом, пригласить в гости в свою школу, семью, обсудить с ними различные проблемы. Следует отметить, что переход к ЕГЭ по иностранному языку также делает востребованными знания по краеведению. На экзамене обучающийся должен уметь вести беседу о своём родном крае, его истории, его достопримечательностях, экологии и проблемах молодёжи региона.

Итак, необходимо научить школьников говорить о том, что их окружает, что им близко и дорого с детства. Цель работы по краеведению в детских объединениях «Весёлый английский» и «Занимательный английский»: развитие коммуникативной, этнокультурной, общекультурной компетенций посредством английского языка.

Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне открывает в привычном окружении новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность на занятиях английским языком. В связи с этим изучение родного края целесообразно рассматривать как ряд этапов. Начальная ступень — вводный курс, который способствует осознанию важности окружающего его мира. Так, во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей природной и социальной действительности. Вторая ступень — объединение краеведения с другими учебными дисциплинами. Программа обучения в 3-4 классах построена таким образом, что новые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — мой город»), значения родного края в истории и культуре России («Я — мой город, мой край, мое Отечество»). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Работа по краеведению  решает целый комплекс задач в свете формирования коммуникативной компетенции.

 

 

Обучающие задачи

 

 

Воспитательные задачи

 

Развивающие задачи

1. Развивать навыки аудирования и чтения, устной речи, формировать умения представлять свой край и его достопримечательности на изучаемом языке в условиях общения.

2.Формировать систему знаний о регионе (природа, история, быт и культура).

3. Совершенствовать универсальные учебные действия при организации учебной деятельности, работе с различными источниками информации и в устной речи.

1. Прививать интерес к истории и культуре региона.

2.Воспитывать культуру поведения и любовь к своей малой Родине.

3.Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры родного края.

1. Расширять словарный запас.

2.Расширять кругозор обучающихся.

3. Развивать мотивацию к учению.

 

Для достижения поставленных цели и задач необходим концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет систематизировать знания о культуре страны изучаемого языка и пополнить знания о своей родной культуре, включая сведения о родном крае, его истории, традициях и культурном наследии. Например, темы «Традиции и обычаи празднования Рождества в Великобритании и России», «Сувениры разных стран», «Типичный английский дом» и «Дома в России». Данный принцип позволяет сгруппировать тематический, лексический, грамматический материал и выстроить его в гибкую систему, где каждый элемент занимает логически выверенное место. Чётко обозначенная тема обсуждения определяет дидактическую задачу и средства её решения, методический подход к изучению материала, его объём и содержание.

Опыт подтверждает необходимость изучения истории родного края в сравнении с историей всей страны. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают полученную информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны, её проблемы, уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Чувство национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что школьники собираются рассказать иностранным гостям о своём городе, семье, о своей стране и своём крае, его истории, интересных географических маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, традициях и обычаях. Например, занятия «Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» и «Иван Поддубный – русский Геркулес» ориентируют на осознание значимости культуры родного края, отечественной культуры и ее вклада в мировую культуру. Использование в обучении информации, сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, например, «Школы в Англии» и «Школы в моём городе», стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, познавательную активность каждого обучающегося, развивает навыки и умения, способствует становлению личности. Таким образом, мы видим, что помимо решения образовательных задач, данная работа имеет и большое воспитательное и развивающее значение, формирует индивидуальное мировоззрение личности.

Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий педагога на систематическое использование местного материала в учебно-воспитательном процессе. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах. Изучение краеведческого компонента направлено на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств, национального самосознания с целью сближения народов и их культур. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.

Использование краеведческих материалов совершенствует содержательную часть процесса обучения иностранному языку в целях достижения более высокого уровня владения им учащимися. В работе с темами использую информационные тексты в формате ОГЭ, упражнения на формирование умений аудирования, монологической и диалогической речи, на развитие умений письма (соотнеси, разыграй диалог, заполни таблицу информацией и расскажи, подбери заголовки к абзацам). Таким образом, иностранный язык выступает не только как средство, но и как цель обучения.

Предметное содержание речи таково, что можно использовать краеведческую информацию при изучении практически любой темы, так как краеведение многогранно по своему содержанию. Отбираю ту информацию, которая отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня обучающихся, например, «Музеи Мценска и Орла», «Национальные заповедники. Орловское полесье», «Жители Орловских лесов. Дятел». При изучении природы и истории родного края хорошо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них обучающие знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
На определённых этапах обучения для реализации содержания языкового образования на занятиях иностранного языка в тематическое планирование учебной деятельности включаю темы, которые дают наиболее полное и разностороннее представление об Орловском регионе, городе Мценске и Мценском крае:

- Памятные места на карте.

-Исторические и культурные памятники.

-Образование.

- Спорт.

- Отдых и досуг.

- Туристические достопримечательности региона.

- Культура. Литература. Музеи.

- Известные люди нашего края.

 

 

 

 

 

 

Включение регионального компонента в процесс обучения возможно через организацию различных форм работы:

– игры-путешествия;

– занятия-исследования;

– подготовка сообщений и докладов;

– выпуск газет и постеров;

– устный журнал;

– работа над проектом;

– инсценировка;

– проведение экскурсий, в т. ч. виртуальных;

– выпуск туристических путеводителей;

– праздники, связанные с народными традициями;

– подготовка мультимедийной презентации.

Реализация данных форм работы предполагает использование современных методов обучения, таких как:

– проблемное обучение;

– поисковые и информационно-коммуникационные технологии;

– ролевые игры;

– метод проектов.

Указанные методы и формы работы имеют большую практическую направленность, позволяют сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной.

В процессе работы над краеведческим материалом необходимо обучать школьников умению извлекать и применять информацию, получаемую при изучении географии, истории, обществознания, литературы, биологии и других предметов. Включение краеведческой информации из разных предметных областей в программу изучения иностранного языка позволяет расширить кругозор, сконцентрировать материал вокруг определенной темы, совершенствовать языковые возможности учащихся. Тематический способ усвоения краеведческого материала помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину истории и современной жизни Орловского региона. Обучающиеся могут заниматься поиском фотографий, письменных документов, информации в сети Интернет, посещать местные музеи и достопримечательности, общаться с представителями старшего поколения с целью получения знаний об истории родного края, знаменитых земляках. Результаты работы по краеведению на иностранном языке могут быть представлены в объединении, классе, учебном заведении, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати.

 

 

 

 

 

Результаты интеграции регионального компонента

в изучении английского языка в объединении «Весёлый английский»:

совершенствование навыков устного и письменного перевода текстов; умения вести беседу, используя правила речевого этикета;

умение объяснить сходства и различия в традициях страны изучаемого языка и своей страны;

умение

п

ознакомить иностранцев с культурой, историей и достижениями региона;

умение

выступать в качестве гида по своему городу;

умения воспринимать и использовать мультимедийные ресурсы;

развитие познавательных интересов в процессе приобретения знаний по иностранному языку с использованием различных источников информации;

воспитание осознания своего места в мире с точки зрения коммуникации на иностранном языке с представителями других народов.

Перед современным педагогам стоит задача - дать детям представление о российской культуре со всеми её многовековыми традициями, воспитать патриота и гражданина, глубоко знающего культуру, традиции, историю своего Отечества, осознающего собственную ответственность за его будущее. Приобщение детей к истокам русской духовности, к национальной культуре, её традициям невозможно без включения учащихся в диалог культур. Важно не только погружать ребенка в иностранную культуру, но и давать расширенные познания в области своей российской культуры. Только когда ребенок поймет, примет культуру своего народа, он познает и оценит культуру других стран.

Таким образом, использование регионального компонента является важной частью процесса обучения иностранному языку. Краеведческий материал способствует повышению эффективности процесса обучения иностранному языку и уровня положительной мотивации учащихся, их адаптации к окружающей социальной и природной среде, расширяет кругозор, является средством нравственного и патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2006. - №7.

Забуга

Т.П. Краеведение как основополагающий элемент патриотического воспитания // Вопросы воспитания: теория и практика. Выпуск 6. -Пятигорск: ПГЛУ, 2000. С.21-22.

 

Иванова Н.Н.

Чудилова

А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки в школе. -2006.-№4.

Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе //

Иностр

. яз. в шк. 2004. - №6. -С.28-32.

Методическое письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования //

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/mp/1443/

.

Мильруд

Р.П.

Культуроведческая

направленность в обучении иностранному языку //

Иностр

. яз. в шк. — 2001.- №5. — С. 11-14.

Сальникова С. А. Краеведение на уроках английского языка: методическое пособие//Северодвинск, 2018.-54 с.

Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе. -2007.-№1.

Топленкина

И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе.- 2007.-№3.

Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 2008.-№1.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз