Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование ресурсов ВСОКО в управлении образовательной организацией | Маслова Любовь Вячеславовна. Работа №312928

Дата публикации:
Автор:
Описание:

1.     Роль и место ВСОКО в целостной системе управления ОО

 

Управленческая команда ОО ежедневно сталкивается с множеством проблем, решать которые необходимо быстро. Однако ОО, как образовательная система требует не только оперативного, но и долгосрочного (стратегического) управления. Рассматривая управление как воздействие на объект с целью изменения его состояния нужно понимать, что ОО сложный объект, который представляет собой социальную, а именно педагогическую систему.

Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Процессная система – совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи (Рис.1). Процессная система управления ориентирована, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.[1]

 

Рис. 1. Схема системного управления1

Процедуры, технологии процессного управления качеством образования активно внедряются в работу руководителей образовательных учреждений[2]

Успешность функционирования любой системы во многом зависит от эффективности управления. Управление ОО - целенаправленное воздействие на управляемую систему для достижения желаемого результата.

Управление качеством образования выстроенного на основе анализа результатов независимых оценочных процедур, федеральных статистических наблюдений отвечает требованиям управления по результатам, которое предполагает результат рассматривать с позиции потребителей, исходя из удовлетворения их запросов и заказчиков (государство, юридическое лицо, участники образовательных отношений).

Цель ВСОКО в контексте управления по результатам - выявление причинных связей между условиями и событиями, реальным процессом и результатом, а также желаемым процессом и результатом, выявление проблемы, определение ресурсов по регулированию процесса и коррекции поведения людей в нем[3].

Управление в ОО проявляется в выполнении ряда функций согласно управленческому циклу (рис.2): планирование, организация, мотивация, контроль, координирование.

Рис. Управленческий цикл управления качеством образования

 

Назначение ВСОКО - установление соответствия требованиям ФГОС, ФГТ, ожиданиям участников образовательных отношений, а также их информирование о степени этого соответствия.

Установление соответствия требований ФГОС, ФГТ (условия, процессы, результаты) происходит посредством оценки результатов обучающихся (предметных, метапредметных, личностных, воспитательных).

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

− по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

− по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

− спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

− обеспечить обратную связь;

− оценить степень достижения намеченных целей;

− оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

− предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

− стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

− диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

− проверка эффективности обучающей деятельности самого педагога;

− контроль и оценка позволяют педагогу получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу по формированию у обучающихся адекватной самооценки. Самооценка обучающихся формируется под воздействием отметок и оценочных суждений педагога. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к обучению;

− мощный мотив учебной деятельности обучающихся;

− изменения межличностных отношений в коллективе обучающихся, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС, ФГТ предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

1) оценивание достигаемых образовательных результатов;

2) оценивание процесса их формирования;

3) оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

− оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

− критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;

− система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

 

[1] Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. М. Шибанова ; под редакцией Т. И. Шамовой. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

[2] Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / ФИОКО. – URL: https://fioco.ru/Media/Default/Методики/Методические%20рекомендации%20по %20организации%20и%20проведению%20МУМ-2021-1.pdf

[3] Внутришкольная система оценки качества образования. Методические рекомендации : сборник / составители И. А. Рычкова, Л. Н. Узикова, Г. В. Ушенина; под редакцией А. Н. Муромцева – Череповец, 2016. 194 с. – URL: https://конкурсшкол.рф/ucf/3bb2164b46b5918b5f7a2620bca4302d.pdf

 

Использование ресурсов ВСОКО в управлении образовательной организацией

 

Нормативные основания формирования

ВСОКО

 

Пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон 273-ФЗ) однозначно относит к компетенции образовательной организации (далее ОО) требования по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО).

В Порядке проведения самообследования образовательной организацией, утвержденном приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462, предписано включать в отчет о самообследовании данные по результатам оценки качества функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации.

В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462, приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», утверждены показатели деятельности ОО, подлежащие самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают и принимают локальные нормативные акты в соответствии с требованиями законодательства и уставом образовательной организации (ч.1 ст. 28 Закона 273-ФЗ).

По итогам независимой оценки качества образования (ст. 95 Закона 273-ФЗ) контролирующие органы сферы образования получают сведений об образовательной деятельности образовательных организаций, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Содержание понятия «качество образования» зависит от сформулированных в обществе целей, поставленных перед системой образования. В Законе 273-ФЗ под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Комплексный подход к определению качества образования как к характеристике образовательной деятельности, которая должна соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), федеральных образовательных требований определяет три объекта оценки качества образования: качество условий реализации образовательной деятельности; качество структуры и содержания образовательных программ; качество результатов.

Вместе с тем, «качественным» признается образование, соответствующее потребностям физического или юридического лица.

Это определяет необходимость проведения процедур выявления этих потребностей и создания условий для их реализации. Причем, степень достижения планируемых результатов может быть различной для разных категорий обучающихся и отражать потребности и особенности личности. Одним из показателей качественного образования как процесса определяется деятельность, осуществляемая в первую очередь в интересах обучающегося.

На основании части 7 статьи 12 Закона 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и федеральных образовательных программ (далее ФОП), федеральных государственных требований (далее ФГТ).

Важнейшая задача, стоящая перед всей системой образования и, в первую очередь, перед каждой ОО – предоставление качественного образования всем категориям учащихся, не зависимо от места проживания и индивидуальных особенностей. Как этого достичь?

Только посредством непрерывного оценивания состояния образования и динамики его изменений и построения эффективной системы управления этим состоянием.

Ст. 97. Закона 273-ФЗ предусмотрен метод, сочетающий в себе функции сбора, хранения, обработки, интерпретации информации, прогноза дальнейшего развития, выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий, являющийся неотъемлемой частью системы управления качеством образования: «Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

При выборе комплекса показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования необходимо сохранить связь с критериями, которые существуют во внешнем оценивании (оценка образовательных результатов, оценка условий, оценка процессов).

Часто ОО при проведении внутреннего мониторинга использует свою систему, свои критерии, критериальные методы оценки, которые представлены в основном показателями самообследования, характеризующих минимум содержания оценочной деятельности.

Если ОО не рассматривает критерии, которые существуют во внешнем мониторинге, то оценочный уровень между результатами внутреннего и внешнего оценивания имеет большой разрыв. Именно такой разрыв служит поводом считать, что в данной образовательной организации необъективное оценивание. При выборе комплекса показателей и индикаторов необходимо опираться на внешние приоритеты.

Ориентиром в определении современных требований и приоритетов могут служить нормативные документы, сгруппированные в разделе данных курсов повышения квалификации «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСНОВУ ФОРМИРОВАНИЯ ВСОКО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

 

 

Роль и место

ВСОКО

в целостной системе управления

ОО

 

Управленческая команда ОО ежедневно сталкивается с множеством проблем, решать которые необходимо быстро. Однако ОО, как образовательная система требует не только оперативного, но и долгосрочного (стратегического) управления. Рассматривая управление как воздействие на объект с целью изменения его состояния нужно понимать, что ОО сложный объект, который представляет собой социальную, а именно педагогическую систему.

Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Процессная система – совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи (Рис.1). Процессная система управления ориентирована, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.1

 

Рис. 1. Схема системного управления1

Процедуры, технологии процессного управления качеством образования активно внедряются в работу руководителей образовательных учреждений2

Успешность функционирования любой системы во многом зависит от эффективности управления. Управление ОО - целенаправленное воздействие на управляемую систему для достижения желаемого результата.

Управление качеством образования выстроенного на основе анализа результатов независимых оценочных процедур, федеральных статистических наблюдений отвечает требованиям управления по результатам, которое предполагает результат рассматривать с позиции потребителей, исходя из удовлетворения их запросов и заказчиков (государство, юридическое лицо, участники образовательных отношений).

Цель ВСОКО в контексте управления по результатам - выявление причинных связей между условиями и событиями, реальным процессом и результатом, а также желаемым процессом и результатом, выявление проблемы, определение ресурсов по регулированию процесса и коррекции поведения людей в нем3.

Управление в ОО проявляется в выполнении ряда функций согласно управленческому циклу (рис.2): планирование, организация, мотивация, контроль, координирование.

Рис. Управленческий цикл управления качеством образования

 

Назначение ВСОКО - установление соответствия требованиям ФГОС, ФГТ, ожиданиям участников образовательных отношений, а также их информирование о степени этого соответствия.

Установление соответствия требований ФГОС, ФГТ (условия, процессы, результаты) происходит посредством оценки результатов обучающихся (предметных, метапредметных, личностных, воспитательных).

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

− по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

− по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

− спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

− обеспечить обратную связь;

− оценить степень достижения намеченных целей;

− оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

− предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

− диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

− проверка эффективности обучающей деятельности самого педагога;

− контроль и оценка позволяют педагогу получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу по формированию у обучающихся адекватной самооценки. Самооценка обучающихся формируется под воздействием отметок и оценочных суждений педагога. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к обучению;

− мощный мотив учебной деятельности обучающихся;

− изменения межличностных отношений в коллективе обучающихся, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС, ФГТ предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

1) оценивание достигаемых образовательных результатов;

2) оценивание процесса их формирования;

3) оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

− оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;

система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

 

Построение модели

ВСОКО

 

Успешное функционирование любой системы во многом зависит от эффективности управления. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на управляемую систему для достижения желаемого результата. Такое воздействие предполагает не только принятие самих управленческих решений, но и реализацию таких процессов, как прогнозирование, планирование, организация, координация, контроль, мотивация.

Социально-экономические условия, научно-технический прогресс и другие факторы задают новые векторы развития образования и определяют новые образовательные тренды, которые необходимо учитывать при выстраивании образовательной политики в ОО. Поэтому управление не является статичным и представляет собой постоянную модель адаптации к возможностям и обстоятельствам. Для выстраивания и эффективного функционирования такой модели необходимо обладать в полной мере объективной, надежной и достоверной информацией, основанной на реальных данных, их анализе и интерпретации. Чем больше информации собрано и обработано, тем больше вероятность принятия верного решения. Однако избыток информации, как и ее недостаточность, может негативно сказаться на качестве решения.

Модель эффективного управления должна носить практико-ориентированный характер, поскольку основана на практике проведения мотивирующего мониторинга данных с целью сбора информации о состоянии системы образования. Внедрение в управленческую деятельность модели принятия решений на основе таких данных позволяет не только выявлять потребности у участников образовательных отношений и оперативно реагировать на локальные проблемы, но и предотвращать их возможное появление посредством прогнозирования.

Эффекты, достигаемые при осуществлении управления на основе данных:

– повышение качества управленческой деятельности за счет ее целенаправленности и адресности;

– устранение дефицитов и предотвращение их возникновения;

– повышение качества реализации образовательных программ;

– определение факторов, негативно сказывающихся на региональной системе образования;

– выявление лучших управленческих практик, их трансляция и тиражирование;

– определение слабых сторон ранее осуществляемой управленческой деятельности и формирование новой модели управления;

– измерение эффективности результатов реализуемой управленческой деятельности.

Структурно-функциональная модель ВСОКО, построена на основе системного подхода в управлении ОО, базовых принципов оценивания и стратегического планирования (Рис. 3) и описание ее основных компонентов.

Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, реализуемых ими процедур, регулирующих локальных нормативных актов, инструментария и технологий, обеспечивающих оценку качества образовательного процесса и управления им, образовательных программ и образовательных достижений обучающихся, качества по иным аспектам и направлениям образовательной деятельности, на основе которой осуществляются корректирующие и предупреждающие управленческие воздействия, направленные на улучшение качества.

 

 

Рис. 3. Компоненты ВСОКО

 

Выделяют четыре компонента ВСОКО: целевой, содержательный, процессуальный, результативный.

Рассматриваемые компоненты являются структурными единицами системы в логике управленческого цикла (рис. 3). Функционирование ВСОКО и каждого компонента выражается в деятельности организационных структур управления ОО по осуществлению необходимых процедур с использованием определенных технологий и инструментов, а также, регулируемых локальными актами ОО.

Объекты системы оценки качества образования можно определить в соответствии с требованиями ФГОС, ФГТ:

качество образовательных результатов;

качество условий получения образования;

качество образовательной деятельности.

ВСОКО является подсистемой целостного процесса управления ОО и обладает всеми признаками системы. Главным назначением ВСОКО является работа с информацией, позволяющей эффективно управлять ОО и достигать запланированных результатов, отвечающих требованиям государства, общества и непосредственных участников образовательных отношений в качественном образовании.

К качеству управленческой информации предъявляются следующие требования:

объективность – информация должна отражать реальное состояние;

точность – погрешности измерений должны быть минимальными;

полнота – источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно представлять его (нельзя судить о состоянии дел в ОО только на основе опроса какой-то одной группы участников образовательного процесса);

достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение (важно избежать риска получения как недостаточной, так и избыточной информации);

систематизированность (структурированность) – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;

− оптимальность обобщения – информация должна быть представлена в форме, которая соответствует запросам различных групп пользователей информации;

− оперативность – информация должна быть своевременной;

− доступность – информация, на которую ориентирована ВСОКО, должна быть реально доступной для получения, а информация, которая может быть получена в результате процедур ВСОКО, должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения

 

Компоненты ВСОКО

Целевой компонент включает в себя: принципы, цели и задачи, направления ВСОКО и предполагает разработку концептуальных документов ОО, связанных с аспектами ее стратегического развития (миссия, ценности, видение, программа развития).

При организации ВСОКО следует руководствоваться принципами:

объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;

повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;

− сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами;

− взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

− соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.

Основная стратегия создания модели ВСОКО реализуется в системе сочетания принципов внешней независимой оценки, внутренней независимой оценки, самообследования и самооценки. ВСОКО особое внимание обращает на самооценку ОО при разработке механизмов постоянного совершенствования, обеспечения и проверки измеряемых улучшений в качестве образовательной деятельности. Основу составляет ориентация на динамику и результат.

Цели ВСОКО. Стратегические, тактические или оперативные цели, которые ставит субъект управления, должны удовлетворять определенным требованиям. Некоторые из них:

Комплексность. Видение положения объекта управления, к достижению которого стремится субъект управления, должно охватывать все аспекты управленческой ситуации (быть комплексным).

В противном случае деятельность организации может носить односторонний характер и, скажем, добиваясь успеха в обеспечении высоких показателей в олимпиадном движении, можно упустить из вида работу с отстающими учащимися, что отрицательно скажется на качестве предметной подготовки обучающихся в целом.

Согласованность. Стратегические цели организации не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации. Например, конкурирующими целями являются стремление обеспечить соблюдение требований САНПИН и использование на уроке современных электронных средств обучения. Если среди целей, поставленных субъектом управления, встречаются противоречащие друг другу, то должно быть найдено эффективное компромиссное решение.

Достижимость. Положение объекта управления, желательное для субъекта управления, должно быть реально достижимым при сложившейся управленческой ситуации и существующих тенденциях ее изменения. Нереальная цель обрекает деятельность объекта управления на неудачу.

Конкретность. Цель, поставленная субъектом управления, не должна быть расплывчатой, а предполагать для своей реализации четкие управленческие воздействия. За сформулированной целью должна просматриваться последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее достижение.

Приемлемость. Поставленные субъектом управления цели должны быть приемлемы, как для тех, кто определяет деятельность субъекта оценки, так и для тех, кому предстоит обеспечивать достижение цели. Поставленные цели должны быть приемлемыми и для администрации, и для педагогических работников, и для потребителей.

Гибкость. Сформированная субъектом управления цель должна оставлять возможность её корректировки в случае изменения внешних или внутренних условий, при которых предполагалось ее достижение. Адекватное реагирование на изменяющиеся условия функционирования объекта управления – необходимая составляющая эффективной деятельности управленца.

Измеримость. Поскольку процесс управления может быть представлен как последовательность поставленных и достигнутых, не достигнутых или достигнутых частично целей, обязательной его составляющей считается оценка степени достижения цели. Только оценив степень достижения поставленной цели, управленец может принимать последующие управленческие решения. Если, согласно оценке, поставленная цель не достигнута, достигнута не в полной мере или изменились условия функционирования объекта управления, то она может быть скорректирована или изменена. Поэтому поставленная управленцем стратегическая цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы могла быть измерена степень ее достижения. Необходимо использовать в управлении технологии оценивания позволяющие производить измерение степени достижения целей, как в количественных, так и в качественных (неколичественных) шкалах.

Цели должны отвечать на вопрос «что?».

Задачи должны отвечать на вопрос «как?». Как мы должны действовать, чтобы достичь поставленных целей. Каждая задача должна начинаться с глагола действия, например: подготовить, провести, разработать, создать, сделать, обеспечить, купить, установить, опросить и т.п.

Что можно отразить в целях? (примеры формулировок):

формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях ее изменения и причинах, влияющих на уровень ее развития;

предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

прогнозирование развития образовательной системы школы.

Для постановки задач по построению ВСОКО можно выбрать направления:

по формированию единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению;

− по формированию системы критериев и показателей, позволяющих эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

− по формированию ресурсной базы и обеспечению функционирования внутренней образовательной статистики и мониторинга качества образования;

− по осуществлению самообследования состояния развития и эффективности деятельности школы;

− по определению степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям государства;

− по определению степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг;

− по обеспечению доступности качественного образования;

− по оценке уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

− по определению в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования по уровням обучения ФГОС;

− по выявлению факторов, влияющих на качество образования;

− по содействию повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;

− по определению направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;

− по расширению общественного участия в управлении образованием в школе.

Определяя направления функционирования ВСОКО необходимо учитывать приоритеты государственной политики в области образования. На текущий момент приоритетными являются направления, используемые при проведении оценки механизмов управления качеством образования в субъектах РФ и в органах местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов (https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Методические%20рекомендации%20РУМ-2022.pdf).

Целевой компонент ВСОКО должен быть отражен в концептуальных документах – это может быть программа, концепция, положение, модель и т.п.

Документ утверждается на уровне ОО и является локальным актом.

Документ должен содержать не только цели и перечень задач, необходимых для реализации поставленной цели, но и обоснование их необходимости на основе ранее проведенного анализа, то есть, выявленной проблемы, с учетом актуальных федеральных тенденций, особенностей региона, муниципалитета и ОО.

Содержательный компонент ВСОКО состоит из объектов, критериев, показателей и инструментов. При формировании критериев и состава показателей оценки качества образования по конкретным ОО сегодня следует опираться на государственные приоритеты, а также потребности общества и конкретных заказчиков образовательных услуг (обучающиеся и их родители (законные представители), в связи с этим используется множество различных критериев оценки качества.

Выбор тех или иных критериев формирования состава показателей для оценки ситуации, по учитываемым объектам, связан с представлениями руководителя ОО о том:

какой набор реальных объектов, процессов, явлений необходимо учитывать при оценке ситуации по направлению оценки,

что именно в изменениях по выбранному набору объектов, предметов, явлений считать положительным при оценке ситуации – по комплексу соответствующих показателей.

В разных ОО для оценки качества образования используются разные показатели по выбранным критериям оценки – по направлениям соответствующим целям развития данной ОО.

Объектами системы оценки качества являются:

качество образовательных результатов (качество подготовки обучающихся),

качество условий получения образования (в т.ч. качества системы управления),

качество образовательной деятельности (показатели (направления) контроля, мониторингов, показатели эффективности).

Помимо объектов оценивания, содержательный компонент представлен совокупностью критериев, показателей, индикаторов. Критерий признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Показатель – обобщенная характеристика свойств объекта или процесса, при этом качественные показатели фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства, а количественные показатели фиксируют меру выраженности, развития определенного свойства. Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта.

Количество критериев должно быть оптимальным (обеспечивать достоверность и достаточный объем для принятия управленческого решения).

Важно понимать, что часть из таких критериев, показателей, индикаторов задаются нормативными правовыми актами и устанавливаются предписаниями вышестоящих органов управления (например, показатели самообследования общеобразовательной организации, установленные Минобрнауки России; индикаторы качества выполнения муниципального задания); сформулированы в виде норм и стандартов (ФГОС); предусмотрены той или иной автоматизированной информационно-управляющей системой; используются в системе ведомственной статистики (статистические формы 1-ДОД, ОО-1, 85-К)4 или мониториговых исследованиях, проводимых на вышестоящих уровнях управления (мотивирующий мониторинг), а также при сборе контекстных данных в ходе реализации таких федеральных оценочных процедур, как ВПР, НИКО. Значительная часть оценочно-критериальных комплексов разрабатывается и применяется самой ОО при организации и проведении мониторинга качества по отдельным направлениям, например:

мониторинг

качества

здоровьесберегающей

среды школы и здоровья

обучающихся

;

мониторинг качества условий и результатов реализации образовательной

программы;

мониторинг программы преемственности начального и основного

общего образования;

при создании и применении

внутришкольных

оценочных

инструментов;

при разработке программы развития школы, по реализации

проектов т.п.).

Необходимость в разработке оценочно-критериальных комплексов возникает в ситуациях проектирования основной образовательной программы для того или иного уровня общего образования (раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»), применении той или иной методики, технологии обучения, оценки качества усвоения учебного материала, качества образовательных результатов, например:

критерии оценки

портфолио

обучающегося

;

критерии оценки устных ответов;

критерии оценки

решения геометрической задачи;

критерии оценки итогового

индивидуального

проекта

и группового проекта).

Сложность использования в образовательной организации многочисленных критериев, показателей, индикаторов определяется рядом факторов, в числе которых следующие:

оперирование различными видами показателей (абсолютные; относительные; емкостные; показатели удельного веса; временные; темповые; комплексные показатели, получаемые в результате аддитивного или неаддитивного, то есть статистического свертывания);

использование шкал различной размерности (в одном случае используется 5-балльная шкала, в другом случае – 10-балльная, в третьем случае – дихотомическая шкала или шкала полярных профилей);

отсутствие унифицированного подхода на всех уровнях управления к формулированию того или иного показателя (например, в одном случае показатель предполагает получение абсолютного значения в виде количества обучающихся, в другом случае показатель предполагает получение значения в виде доли обучающихся);

отсутствие в подавляющем большинстве случаев эталонных значений, норм и стандартов, относительно которых может осуществляться оценивание, построение той или иной оценочной шкалы (личностные результаты);

слабая подготовка педагогических работников, по вопросам оценивания.

Целесообразно рассмотреть критерии по направлениям оценки региональных управленческих механизмов и муниципальных методических механизамов для использования во внутриорганизационной системе оценки качества образования. Особенно это касается направлений, по которым имеются проблемы в целом по региону и в муниципалитетах. Одним из таких направлений является обеспечение объективности проведения оценочных процедур.

Блок инструменты объединяет всю совокупность оценочно-измерительных средств, контрольно-измерительных материалов, оценочных технологий, методик, технических ресурсов, программно-аппаратных средств, используемых для осуществления процедур оценки качества образования.

Важной составляющей инструментально-технологического и ресурсного блока являются, использующиеся в ОО, автоматизированные информационно-управляющие системы, компьютерные программы, позволяющие значительно экономить временные, человеческие ресурсы в ходе сбора, обработки, хранения, передачи информации.

В 2017 году для проведения региональных исследований качества образования в ИСОУ «Виртуальная школа» разработан модуль «Оценка качества образования». Данный модуль можно использовать для проведения оценочных процедур в том числе уровня общеобразовательной организации.

Модуль предполагает следующие формы работы в личном кабинете: размещение диагностической работы на модуле (в соответствии с разработанными КИМ), загрузка результатов, проведение оценки в соответствии с регламентом, оценка результатов школьников в строгом соответствии с критериями КИМ, получение итоговых результатов диагностической работы.)

Содержательный компонент ВСОКО должен быть отражен в концептуальных и процессуальных документах. Информация об объектах, критериях, показателях и инструментах ВСОКО может содержаться в программах, моделях, порядках, положениях, приказах о проведении оценочных процедур и т.п. Документы должны содержать перечни конкретных показателей, представляющих собой позиции оценивания и количественные и качественные результаты оценки, то есть те позиции, которые лягут в основу дальнейшего анализа; показатели должны быть реалистичными и соответствовать обоснованной цели, направлены на решение поставленных задач. Кроме того, в документах должно содержаться описание методов сбора и обработки информации по каждому из заявленных показателей, порядок сбора информации, если сбор информации осуществляется с использованием информационных систем, то указать по каким показателям, каких систем и каким образом.

Процессуальный компонент ВСОКО можно назвать деятельностным, именно в нем собрана вся работа по осуществлению процедур, а также распределены роли и функции субъектов ВСОКО. Можно выделить следующие составные части процессуального компонента: субъекты, (функции, структура взаимодействия), процедуры (сбор, хранение, обработка и анализ информации), организация (этапы, сроки, ответственные).

Субъекты ВСОКО это участники и организаторы процедур на всех этапах внутриорганизационной оценки качества образования. Для эффективного функционирования ВСОКО необходимо определить полномочия, ответственность и обязанности должностных лиц, (руководитель, заместители руководителя образовательной организации, руководитель филиала или отделения, освобожденный классный руководитель, председатель школьного методического объединения, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, руководитель школьного информационно-библиотечного центра и др.) по выполнению процедур ВСОКО.

Отдельно выделяются органы государственно-общественного управления, выполняющие экспертные, совещательно-консультативные функции (Управляющий совет, Совет школы, Педагогический совет, Общешкольный родительский комитет, Научно-методический совет). Эти организационные структуры управления имеют временный характер, создаются и функционируют для обеспечения реализации отдельных задач, инновационных проектов. В их числе, например, могут быть названы следующие: рабочая группа по разработке основной образовательной программы или программы развития ОО; рабочая группа по проведению самообследования или мониторинга; творческая группа или сетевое педагогическое сообщество учителей-предметников; горизонтально-ориентированное методическое объединение учителей основной или старшей школы; экспертный совет, педагогический консилиум.

Блок процедуры ВСОКО содержит описание тех процедур, с помощью которых осуществляется оценка качества образования в ОО, как в целом, так и по его отдельным аспектам. Их принято называть внутренними процедурами, поскольку они инициируются, выполняются силами самой ОО, в соответствии с ее планами. Следует отметить, что реализация ряда таких процедур прямо предписывается нормативными правовыми актами, например:

текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся;

самообследование образовательной организации.

Внутренние процедуры оценки качества образования в ОО могут реализовываться в целях: диагностики, мониторинга, контроля.

Диагностика направлена на выявление проблем, затруднений. Можно выделить такие оценочные процедуры, как диагностика готовности в школе, социологические исследования, профориентационное и психодиагностическое тестирование и пр.

Мониторинг направлен на выявление динамики изменения объекта, поэтому мониторинговые являются процедуры, проводимые не менее трех лет.

К мониторинговым исследованиям относятся процедуры по самообследованию, процедуры, направленные на сбор информации об образовательной деятельности и условиях получения образования в соответствии с ФГОС. К мониторинговым исследованиям федерального уровня можно отнести ВПР и НИКО.

Контроль это такие процедуры оценки качества подготовки обучающихся, в результате которых предполагается отметка по утвержденной шкале. Это такие процедуры как: текущий контроль, промежуточная аттестация обучающихся, государственная итоговая аттестация, административный контроль обученности, процедуры оценки качества усвоения учебного материала, встроенные в процесс обучения (формирующее оценивание) и пр.

Учитывая, что система мониторинга качества образования – это система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, она позволяет судить о состоянии системы образования в образовательной организации в любой момент времени и обеспечивать возможность прогнозирования ее развития, мониторинг можно отнести к основной технологии ВСОКО.

Очень важно, чтобы в отношении внутренних оценочных процедур в ОО были разработаны документированные инструкции, регламенты, позволяющие организовать обучение персонала их реализации, а также обеспечить единообразное выполнение, взаимодействие всех участников. Данная позиция важна для обеспечения объективности оценочных процедур.

Ряд внутренних и, соответственно, внешних процедур буквально не являются оценочными процедурами, но в значительной мере либо связаны с ними, либо обеспечивают сбор, обработку, анализ информации (статистические методы контроля качества, процедуры фиксации первичных данных, сбора информации для формирования официальной статистики).

В каждой образовательной организации с целью анализа эффективности деятельности всех участников образовательных отношений осуществляются процедуры внутреннего контроля, внутренних мониторингов качества образования, подготовки ежегодных отчетов о самообследовании, проведение социологических опросов и т.д.

Если все эти процедуры объединить единой целью ВСОКО, то соответственно ВСОКО ОО может осуществляться через реализацию следующих процедур:

внутренний контроль качества образования,

внутренние мониторинги качества образования,

социологические опросы (например, опрос участников образовательных отношений с целью установления степени удовлетворенности деятельностью образовательной организации),

проведение самообследования.

Процессуальный компонент ВСОКО должен быть отражен в процессуальных документах, это может быть программа внутриорганизационого мониторинга, приказ о проведении мониторинга (внутриорганизационных показателей), приказ о внутриорганизационном контроле, приказ о проведении процедуры внешней или внутренней оценки качества образования, утверждающий ответственных, сроки, порядок (регламент проведения), инструкции и пр. Документы утверждаются на уровне ОО и являются локальными актами.

Документ должен содержать сведения о проведении процедуры оценки качества образования по определенным ранее показателям, о сроках проведения, об участниках процедуры, об ответственных за проведение процедуры (распределение ролей), должен быть описан порядок/этапы проведения процедуры с указанием мероприятий и сроков, а также информация об использовании результатов проведения оценочных процедур.

Результативный компонент ВСОКО аккумулирует и систематизирует информацию по результатам внутренних и внешних оценочных процедур, делает ее удобной и технологичной для использования различными потребителями и заинтересованными сторонами.

Для хранения результатов в ОО могут и должны создаваться различные банки данных, статистики на бумажных и электронных носителях по различным направлениям, в том числе:

отчеты о самообследовании образовательной организации;

данные ведомственной статистики и отчетности;

данные по результатам проведения проверки выполнения лицензионных требований, комплексных проверок образовательной организации;

статистика промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников;

− справки по внутриорганизационному контролю;

− отчетность по конкурсной деятельности, предметным олимпиадам;

− справки по итогам проверки деятельности (аудита качества) методических объединений;

− данные сайта bus.gov.ru по независимой оценке качества образовательной деятельности ОО;

− отчеты о мониторинговых и социологических исследованиях;

− экспортированные данные по результатам внешних оценочных процедур (ВПР, НИКО) и сопровождающего их сбора контекстных данных;

− экспортированные данные сервиса официального сайта ОО («Оценка качества услуг, предоставляемых ОО»);

− статистика, содержащаяся в автоматизированной информационно-управляющей системе ОО, в информационных системах, обеспечивающих управление сферой образования региона;

− др.

Для удобства использования данных, статистики в управлении качеством образования на уровне ОО важно структурировать их, своевременно и периодически актуализировать, обеспечить защиту от несанкционированного изъятия, искажения, утери.

Наличие постоянно пополняемых данных, статистики позволяет в рамках ВСОКО устанавливать динамику и обеспечивать качество основных процессов (учебный, воспитательный процесс, методическая работа), индивидуальный прогресс обучающегося, динамику формирования у обучающихся универсальных учебных действий, личностных результатов в соответствии с ФГОС, ФГТ; осуществлять промежуточную оценку и прогнозирование, строить имитационные модели в отношении образовательных достижений обучающихся; определять эффективность того или иного субъекта образовательной деятельности (методическое объединение, педагог); прослеживать влияние на качество образовательного процесса того или иного фактора; мн. др.

Интерпретация результатов оценки – процесс количественной и качественной обработки данных, полученных в ходе осуществления оценочных процессов, на основе их анализа, систематизации и оценки с целью определения их значимости и полезности, а также выявления основных тенденций и формулировки выводов для обеспечения управления качеством образования.

Этапы проведения интерпретации результатов процедур оценки качества образования:

− первый этап – поиск (отбор) источников статистической и аналитической информации по результатам конкретной процедуры оценки качества образования.

− второй этап – анализ, систематизация и оценка значим.

− третий этап – определение и объяснение тенденций и формулировка выводов по совершенствованию управления качеством образования по разным аспектам.

− четвёртый этап – принятие управленческих решений, направленных на распространение в ОО позитивной практики, выявленной в ходе интерпретации результатов процедур оценки качества образования, а также на коррекцию и устранение выявленных нарушений, преодоление негативных тенденций. Например, ОО может интерпретировать результаты ВПР по двум направлениям:

- индивидуальная оценка качества подготовки обучающихся по предмету;

- качество учебной подготовки в ОО.

Результаты ГИА можно рассматривать как комплексный показатель оценки качества образования в рамках ВСОКО. Именно поэтому результаты ОГЭ и ЕГЭ могут быть основанием для:

- построения структуры управления и организации деятельности органов управления;

- корректировки содержания основных образовательных программ (и/или компонентов, входящих в их структуру);

- разработки и реализации индивидуальных учебных планов;

- организации образовательного процесса (в том числе организации внеурочной деятельности);

- организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

- анализа и интерпретации полученных в результате проведения процедур ВСОКО данных осуществляется, в том числе для получения доступной и адресной информации для всех участников образовательного процесса.

Доступность аналитической информации для руководителя можно рассмотреть двояко: с одной стороны, это доступность в смысле возможности и реальности получения (возможен вариант, когда руководитель знает о наличии той или иной информации, но в силу различных причин не может ее получить), с другой стороны, понимание доступности связано с формой предоставления информации руководителю в такой форме, что она становится недоступной для принятия решения (например, многостраничный отчет, который затруднителен для анализа из-за своего объема или графическая информация, интерпретация которой может быть проведена с разными результатами).

Информация о качестве образования должна быть востребована как внутри ОО, так и вне. Если информация нужна только органам управления, то мониторинг превращается в формальность и дополнительную нагрузку для тех, кто ее проводит. Если, наоборот, информация нужна только ОО, то в скором времени педагоги могут потерять интерес к результатам ВСОКО.

Поэтому, планируя использование полученной информации, нужно помнить, что информация должна идти как внутрь (руководители, педагогические работники, обучающиеся, родители), так и наружу (органы управления образованием, общественность), а значит, возрастает проблема анализа и интерпретации данных для разных категорий пользователей.

Полученная информация должна выявлять определенные тенденции в работе школы, а также она должна быть использована для принятия оперативных и долгосрочных управленческих решений, касающихся всех субъектов образовательного процесса.

Принятие управленческих решений. На уровне ОО по направлению совершенствования организационных аспектов образовательной деятельности может быть рекомендовано принятие управленческих решений по следующим направлениям:

1. Внесение изменений в формирование программы развития ОО на основании анализа текущего состояния образования и данных интерпретации результатов ВСОКО.

2. Внесение в планы работы ОО мероприятий по обеспечению преемственности начального и основного общего образования на организационном, содержательном и методическом уровнях.

3. Обобщение позитивного опыта в ОО и представление этого опыта в рамках региональных (муниципальных) педагогических мероприятий является одним из инструментов повышения качества образования.

4. Анализ результатов независимой оценочной процедуры может стать основой регламентации при разработке школьных контрольных измерительных материалов, порядка проведения процедур оценки качества образования и интерпретации результатов таких процедур в рамках ВСОКО.

Результативный компонент ВСОКО должен быть отражен в процессуальных документах. Анализ и интерпретация полученной информации может быть представлена как аналитическая справка, отчетный документ, приказ о создании банка данных, утвержденный план по устранению выявленных в ходе проведения анализа недостатков, программа проведения мероприятия, подписанная повестка, подписанный протокол проведения мероприятия. Документы утверждаются на уровне ОО и являются локальными актами или управленческими актами коллегиальных органов управления.

Документы должны содержать не просто описание статистических фактов, но и факторы, определяющие такие результаты; анализ предполагает выявление не только дефицитов, но и успешных практик. Для более глубокого изучения результатов можно использовать элементы кластеризации, то есть упорядочения объектов в сравнительно однородные группы по ряду признаков.

 

Совершенствование

ВСОКО

: управленческие шаги

 

Стратегия развития любой образовательной системы будет эффективно реализована при условии, что управленческая команда точно знает к каким результатам придет образовательная система к определенному времени.

Руководителю для перевода ОО к управлению по результатам необходимо:

пересмотреть вопрос обеспечения функционирования ВСОКО не только с позиции обязательного выполнения требований законодательства об образовании (формально разработанные локальные нормативные акты, отсутствие адекватных аналитических материалов и т.д.), а в первую очередь

с позиции максимального использования ресурсов ВСОКО для повышения эффективности управления качеством образования

. О

предел

ить

переч

е

н

ь

актуальных вопросов по всем процедурам ВСОКО,

исходя из требований законодательства об образовании, специфики

образовательной организации, особенностей ее развития, актуальных векторов

развития современной системы российского образования

;

регламентировать локальным нормативным актом образовательной организации проведение процедур ВСОКО (выбор показателей, методов сбора и

обработки информации и т.д.);

руководствоваться при управлении качеством образования принципами стратегического планирования, отраженными в управленческом цикле (Рис.

2

)

,

осуществлять анализ

выявленных проблем, определять мероприятия, адекватные по решению

выявленных проблем, проводить оценку эффективности проделанной работы

.

Управленческой команде ОО в деятельности по обеспечению совершенствования ВСОКО рекомендуется руководствоваться управленческим циклом (рис.2):

п

ровести а

нализ текущего состояния ВСОКО

и в

ыяв

ить

трудност

и

,

противоречи

я

, проблем

ы

;

сп

роектирова

ть

желаемо

е

состояния ВСОКО

;

в

ыб

рать

пути перехода к новой модели

, разработав

конкретны

е

шаг

и;

р

азработ

ать

локальны

е

акт

ы;

р

еализ

ов

а

ть

модел

ь

на практике.

 

В таблице представлены параметры оценивания и разъяснения к ним компонентов управленческого цикла, которые оцениваются при мониторинге управленческих документов ОО.

Компонент

управленческого

цикла

Параметры

оценивания

Разъяснение

Цели и задачи

Наличие целей и задач

Оценивается:

описаны ли в региональных концептуальных документах цели, задачи по рассматриваемому направлению;

определены ли сроки выполнения задач и достижения поставленных целей

 

Обоснование целей и задач

Оценивается, опирается ли обоснование на:

едеральные тренды в рассматриваемом направлении (в том числе реализуемые в рамках национального проекта «Образование» программы и проекты);

региональную специфику и проблемы;

выводы и рекомендации, представленные в аналитических материалах федерального или регионального уровня

 

Реалистичность целей и задач

Оценивается,

являются ли цели реалистичными и достижимыми;

раскрывают ли задачи пути достижения поставленных целей

Показатели

Наличие показателя/перечня показателей

Оценивается, представлены ли конкретные формулировки показателя/показателей

 

Соответствие показателей обоснованной цели

Оценивается, отражают ли показатели степень достижения выставленных целей

 

Наличие неэффективных показателей и/или показателей с негативными последствиями

Оценивается, не вызывает ли применение используемых показателей негативные последствия для системы образования. При наличии таких показателей баллы вычитаются

 

Наличие описания методов сбора информации

Оценивается, описаны ли источники и способы получения данных для расчета всех установленных показателей. Источниками могут, в том числе, быть:

сведения, массивы данных, базы данных, сбор которых осуществляется на основании нормативных документов федерального уровня органами исполнительной власти федерального или регионального уровня или уполномоченными организациями;

результаты оценочных или исследовательских процедур, реализуемых на региональном уровне специально для расчета соответствующих показателей

 

Репрезентативность

выборки

В случае проведения на региональном уровне оценочных или исследовательских процедур, используемых для расчета показателей, оценивается, представлено ли

описание совокупности оцениваемых объектов.

В качестве указанной совокупности может быть заявлена:

− генеральная совокупность всех оцениваемых объектов (например, все ОО региона, все обучающиеся конкретного возраста и т.п.);

− репрезентативная выборка оцениваемых объектов (в этом случае должна быть представлена методика формирования выборки с обоснованием ее репрезентативности)

 

Наличие методики расчета показателей

Оценивается, указаны ли способы расчета каждого из установленных показателей: алгоритмы, формулы и т.п.

 

Использование информационных систем для сбора информации

 

Оценивается, есть ли указание (ссылки на описание) на конкретные информационные системы, используемые для сбора данных по конкретным показателям (должно быть указано, по каким именно показателям)

 

Мониторинг показателей

Наличие мониторинга показателей

Оценивается, представлена ли собранная статистическая информация по каждой из установленных регионом процедур сбора данных для расчета показателей или выгрузка из информационной системы со статистическими данными

 

Наличие сведений о сроках проведения мониторинга показателей

 

Оценивается, включает ли анализ результатов не только рассчитанные актуальные значения показателей, но и описание тенденций, закономерностей, связей, выделение групп/кластеров оцениваемых объектов и т.п.

 

Использование контекстных данных

 

Отдельно в представленных аналитических материалах оценивается наличие анализа связей полученных результатов мониторинга и значений показателей с различными контекстными данными

 

Интерпретация результатов и выводы в разрезе показателей

 

Оценивается, включает ли анализ описание выявленных проблем, дефицитов, оценку выявленных тенденций и закономерностей (негативные/позитивные, возможность учета

в управленческой деятельности), а также логически вытекающие из них выводы

Адресные рекомендации по результатам анализа

Адресность рекомендаций относительно выявленной проблемы

 

Оценивается:

− основываются ли рекомендации на описании выявленных по результатам мониторинга проблем, дефицитов, тенденций, закономерностей, связей и на представленных оценках и выводах;

− указываются ли конкретные меры, мероприятия, управленческие решения, потенциально способные решить проблемы, снизить дефициты, преодолеть негативные тенденции или поддержать позитивные

Мероприятия, меры, управленческие решения

Описание специфики мер/мероприятий/

управленческих решений

Оценивается наличие регламента мероприятий, описание специфики мер и управленческих решений, наличие сроков реализации мероприятий, мер, управленческих решений

 

Соответствие мероприятий, мер, управленческих решений актуальной проблематике

 

Оценивается, соответствуют ли реализуемые меры, мероприятия, управленческие решения:

− рекомендациям, разработанным на основе анализа результатов регионального мониторинга;

− рекомендациям, разработанным по результатам исследований качества образования, проводимых на федеральном уровне (НИКО, МСИ и т.п.);

− актуальным рекомендациям Минпросвещения и Рособрнадзора

Анализ эффективности принятых мер

Выявление динамики

 

Оценивается, осуществляется ли оценка эффектов, полученных в результате применения мер, реализации мероприятий и управленческих решений, с точки зрения их влияния на значения используемых показателей.

Оценка эффектов от принятых мер может основываться:

− на сопоставлении значения показателей до принятия соответствующих мер и после их принятия (лонгитюдные исследования);

− на сравнении «равноценных» выборок, к одной из которых рассматриваемые меры применялись, а к другой – нет (в этом случае требуется обоснование «равноценности» выборок)

 

Заключение об эффективности принятых мер

Оценивается наличие:

− обоснованных выводов об эффективности проведенных мероприятий/принятых мер/управленческих решений;

− обоснованного описания дальнейшей траектории развития (сохранение/усиление/ослабление принимаемых мер, пересмотр перечня мер, пересмотр целей и показателей и т.п.)

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях: поиск подходов к построению оптимальной модели: методические рекомендации / Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова, А. С. Майорова, Е. П. Тронза. - Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. - 66 с. - URL: https://beliro.ru/assets/resourcefile/5520/metod-rek-vsoko.pdf

Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. М. Шибанова ; под редакцией Т. И. Шамовой. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / ФИОКО. – URL: https://fioco.ru/Media/Default/Методики/Методические%20рекомендации%20по %20организации%20и%20проведению%20МУМ-2021-1.pdf

Внутришкольная система оценки качества образования. Методические рекомендации : сборник / составители И. А. Рычкова, Л. Н. Узикова, Г. В. Ушенина; под редакцией А. Н. Муромцева – Череповец, 2016. 194 с. – URL: https://конкурсшкол.рф/ucf/3bb2164b46b5918b5f7a2620bca4302d.pdf

Распоряжение Министерства просвещения РФ от 6 декабря 2022 г. N Р-293 "Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования"

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×