Использование результатов оценочных процедур в управлении профессиональным ростом педагогических кадров | Мой кабинет. Работа №346968
Современному учителю важно не просто владеть базовой предметной компетентностью и методикой преподавания, но и научиться выявлять собственные профессиональные дефициты, а, следовательно, определять собственные образовательные потребности и выстраивать индивидуальную траекторию профессионального роста.
Поэтому важным аспектом современной образовательной системы является непрерывность профессионального развития педагогов школ, формирование нового типа учителя – не просто исполнителя, а исследователя и проектанта, способного совершенствоваться и саморазвиваться. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к системе методической работы, одним из которых является учет результатов процедур оценки качества образования в профессиональном развитии педагогов.
Золотуева К.А.- директор МКОУ Предивинская СОШ
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что для современной школы обеспечение высокого уровня качества образования является главной стратегической целью. Под качеством образования Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
В то же время в современном понимании качество образования – это и успешное функционирование образовательной организации, то есть целенаправленная деятельность ее руководства и педагогов в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Качество образования невозможно без квалифицированных кадров. Недаром говорится, что кадры решают всё. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заявил, что результаты оценочных процедур нужно использовать для повышения квалификации учителей.Глава Рособрнадзора напомнил, что одно из поручений Президента Российской Федерации Владимира Путина ставит задачу формирования национальной системы учительского роста. По его словам, результаты оценочных процедур должны влиять на формирование этой системы, а также на содержание образовательных программ.
Современному учителю важно не просто владеть базовой предметной компетентностью и методикой преподавания, но и научиться выявлять собственные профессиональные дефициты, а, следовательно, определять собственные образовательные потребности и выстраивать индивидуальную траекторию профессионального роста. Профессиональный стандарт Педагог и вводимая в России национальная система учительского роста педагогических работников предусматриваютпланомерное развитие профессионализма от начинающего учителя к учителю-методисту и учителю-наставнику. Профессиональный рост подразумевает совершенствование профессиональных компетенций.
Поэтому важным аспектом современной образовательной системы является непрерывность профессионального развития педагогов школ, формирование нового типа учителя – не просто исполнителя, а исследователя и проектанта, способного совершенствоваться и саморазвиваться. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к системе методической работы, одним из которых является учет результатов процедур оценки качества образования в профессиональном развитии педагогов.
На федеральном уровне для принятия управленческих решений используются результаты таких процедур оценки качества образовательных достижений школьников, как государственная итоговая аттестация (ГИА),Национальное исследование качества образования (НИКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР), КДР, а также данные участия России в международных сопоставительных исследованиях (TIMS, PISA, PIRLS и др.).
Алгоритм управления профессиональным развитием педагогов на основерезультатов оценочных процедур в МКОУ Предивинская СОШ:
Оценочные процедуры (ВПР, КДР, ЕГЭ, ОГЭ, НИКО)
Анализ результатов оценочных процедур
Дефициты компетенций педагогических кадров
План мероприятий методического сопровождения педагогов по развитию профессиональных компетенций
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Мониторинг развития профессиональных компетенций педагога в посткурсовой период.
Диагностика профессиональных дефицитов проводится по следующим направлениям компетенций: методические, предметные, психолого-педагогические, ИКТ.
К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим:
-составление программы по методическому сопровождению образовательного процесса с целью оказания методической помощи и поддержки учителям по формированию качественной системы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;
-формирование банка данных используемых УМК;
-использование педагогических технологий, организация элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.
В ходе мониторинга выявлены следующие потребностей педагогов: изучение образовательных технологий для обучения детей с особыми образовательными потребностями, формирование читательской и финансовой грамотности, реализации ФГОС, внедрение здоровьесберегающих технологий.
С учетом результатов оценочных процедур определён комплекс условий, необходимых для повышения эффективности профессионального педагогического образования:
свободный, личностно-ориентированный и востребованный профессиональный рост педагога;
соответствие содержания программ повышения квалификации актуальным направлениям развития образования в РФ;
обеспечение индивидуального подхода к организации повышения квалификации.
Этапы работы над профессионализмом педагога
1.Аналитико-диагностический
Определяет уровень профессионального мастерства, выявляет профессиональные дефициты, а также возможные профессиональные педагогические барьеры. При проведении диагностики и самодиагностики могу быть использованы анкеты, опросники, тесты.
На основании этого формируется индивидуальный профиль роста педагога: выбираются модули для овладения новыми компетенциями, формулируются ожидаемые для себя результаты обучения, выбираются курсы повышения квалификации, методы отслеживания профессионального развития.
2. Образовательно-мотивирующий этап
В ходе второго этапа осуществляется профессиональное обучение, педагог обеспечивает самоанализ учебной деятельности. На этом этапе используются интерактивные, дистанционные, групповые, индивидуальные и другие организационные формы обучения.3. Рефлексивный этап
На третьем этапе осуществляется диагностика эффективности профессионального педагогического обучения. Повышение квалификации заканчивается подготовкой материалов, разработанных слушателемв ходе курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом).
Результаты ВПР учителя ОО используют в первую очередь для совершенствования методики преподавания учебного предмета, проектирования форм учебных занятий с использованием активных приемов взаимодействия с группами обучающихся различного уровня подготовки, оптимизации видов урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в том числе для работы с родителями
Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются и средством подведения итогов, и основой для ежегодного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных предметов в школе. В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Мы подвергаем их всесторонней обработке и формируем статистическую информацию по предметам, по темам
На заседаниях ШМО выявляются причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов,планируются мероприятияпо повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПРпозволяют определить рейтинг выпускников и учителей школы.
Проведение оценочных процедур позволяет каждому педагогу школы:
1. Обратить внимание на типичные ошибки, допущенные при выполнении работы, выяснить их причины и возможные пути устранения.
2. Повысить ответственность за результаты работы по овладению обучающимися основными знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой и образовательными стандартами.
3. Оценивать работы обучающихся, руководствуясь принятыми нормами и критериями оценивания.
4. Разработать индивидуальные программы для обучающихся, которые выполняют работы с очень низкими результатами, и для обучающихся, которые выполнили с достаточно высокими результатами.
5. Проводить контрольные работы по материалам открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ с последующим анализом результатов (выявление динамики результатов обучения).
Интерпретация результатов процедур оценки качества образования используется на всех уровнях принятия управленческих решений в образовательной организации:
I уровень – уровень образовательной организации (администрации и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организацией);
II уровень – уровень профессиональных объединений педагогов;
III уровень – уровень педагога.
Тактические решения, направленные на обеспечение качества образования на основе интерпретации результатов процедур оценки качества образования, принимаются на всех трех уровнях управления качеством образования.
На уровне образовательной организации интерпретированные результаты процедур оценки качества образования выступают показателями результативности работы образовательной организации при проведении самооценки (отчёт о результатах самообследования, анализ работы за год); являются фактической основой, подтверждающей результативность профессиональной деятельности педагога по установленным критериям (аттестационные материалы); лежат в основе совершенствования ВСОКО (приказы, регламенты, положения).
Интерпретированные результаты процедур оценки качества образования на уровне профессиональных объединений педагогов дают возможность определять направления повышения квалификации педагогических работников; выстраивать и совершенствовать содержание и формы методической работы педагогов общеобразовательной организации (план методической работы, как часть плана работы на год, планы работы профессиональных объединений педагогов); проводить профессионально-общественную экспертизу реализуемых образовательных программ (основных и дополнительных в целом и их компонентов); принимать решения относительно выбора учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию образовательных программ.
На уровне педагога интерпретированные результаты процедур оценки качества образования используются для разработки плана профессионального саморазвития с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе процедур оценки качества образования и повышения качества обучения школьников (план самообразования); для отбора современных форм, приёмов и способов работы с обучающимися (в том числе при проведении оценочных процедур); совершенствования рабочих программ и оценочных материалов для проведения текущего контроля и учёта успеваемости обучающихся; промежуточной аттестации, а также оптимизации методов и приёмов урочной и внеурочной деятельности, уточнения форм работы с родителями.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:
-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;
-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;
-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;
-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;
-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.
Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.