Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование русских народных песен как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. | рыжих светлана викторовна. Работа №241184

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: рыжих светлана викторовна
период дошкольного детства –это то бесценнейшее время, когда мы приобщаем ребенка к миру народных песен нашего народа, к миру общечеловеческих ценностей. 

 

пос. Излучинск, ИМДОУ ДСКВ «Сказка»

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В наш непростой ХХI век происходят перемены во всём – образовании, здравоохранении, нашей социальной жизни. Не берёмся говорить о том, к лучшему эти перемены или нет. Однако, всё чаще «лучшие умы» нашего общества обеспокоены тем, что в нашей жизни материальные ценности доминируют над духовными, говорят и о том, что утрачиваются или искажаются такие понятия, как преданность, семья, доброта и верность, что сегодня необходимо возрождать гражданственность и патриотизм. Поскольку наблюдается кризис прежней системы ценностей, то очень важно в наши дни переосмыслить те ценности, по которым живет общество, переосмыслить их и по-новому оценить. Однако терять всё то лучшее, что приобрело наше человечество за время своего существования не стоит. Именно поэтому вопросы приобщения детей к духовным ценностям нашего народа особенно актуальны. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, которому предстоит сохранять,развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Начинать приобщение к этнокультурным ценностям нужно уже с дошкольного возраста, потому что именно в этот период жизни дети особенно эмоциональны и податливы. В этом возрасте у дошкольников формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические, а приобретённые ими навыки, знания и привычки, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому современное дошкольное образование должно ориентироваться на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, формирование его ценностного отношения к окружающему миру и действительности, развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Ценность, как философская категория, вошла в научный оборот в 60-х гг. XIX в. в аксиологии и возникла в трудах немецкого философа Г. Лотце, который к ценностям отнёс благое, прекрасное, справедливое. Спустя почти сто лет в исследованиях ценностей (70-е гг. XX в.) отечественный

психолог М. Рокич, наиболее ёмко сказал о ценности. Он пришел к выводу, что ценности представляют собой руководящие принципы жизни, которые определяют то, как нужно себя вести, какое желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Ценности играют огромную роль. Они раскрывают главные стороны жизни общества, сущность жизнеустройства, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение человека, и, в свою очередь, являются объектом ценностного отношения (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.С. Мухина, Р.Х. Шакуров) [2, с. 8].

Ценности должны рассматриваться с учетом уникальности нашей национальной культуры. Это исключит опасность ассимиляции (поглощения другой культурой) и поможет избежать «маргинального синдрома», где человек на грани между культурами, не идентифицирует себя, ни с одной из

них, не в состоянии удовлетворить свои потребности и ответить требованиям общества [5, с. 38 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/Т.Г. Стефаненко. –4-е изд., испр. и доп. –М.: Аспект Пресс,2009. –368 с.].

Детям дошкольного возраста уже доступны и понятны основные семь базовых ценностей: Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. По мнению современного психолога –Н.С. Ежковой именно «в этих ценностях интегративно представлены основные смысловые стороны жизни, культуры и обобщённо раскрываются ведущие ценностные ориентации современного общества» [2, с. 14]. Дошкольники 6– лет способны понять, что «Семья –это там, где тебя всегда любят, где могут защитить и пожалеть, утешить и накормить; Родина –это место, где ты родился, твой родной язык, родные народные праздники и песни; Труд –это работа, которая даёт радость человеку и всем людям хорошую жизнь; Знание –это интересное общение, книги; Красота –это то гармоничное, прекрасное, изящное, величественное, что существует в природе, искусстве, социальном и рукотворном мире; Мир –это когда люди могут дружить, а не враждовать, помогать друг другу в беде» [1, с. 7]. Об этих ценностях мы постоянно говорим на музыкальных занятиях, развлечениях и утренниках.

Однако, для того, «чтобы ценность стала частью витального опыта детей, внутренним регулятором и побудителем к действиям, оцениванию поступков, событий, т.д. необходимо, чтобы она была не просто знаемой, но и личностно принятой, представляла необходимый момент внутреннего существования в ценностных ориентациях, системе отношений к миру» [4, с. 115]. Именно переживания способствуют обретению душевного опыта, благодаря которому идёт присвоение ценностей, являются «первоисточником знаний о ценностях» (В.А. Василенко). Переживание помогает ввести ценность в самосознание ребёнка, т.е. интериоризировать и сделать установками самого ребёнка (Н.С. Ежкова).

Но именно этих переживаний и не хватает современному ребенку почти с самого его рождения.

Ведь нынешнее поколение мам признается, что никогда не поют колыбельных песен своим малышам, не знают потешек и прибауток. А эти совсем простые песни, созданные народными творцами много столетий назад, несут всё то, что нужно современным детям, чтобы их заинтересовать, вызвать у них положительные эмоции. Складываясь и отшлифовываясь на протяжении многих вековни содержат бесценный опыт воспитания, потому, что, во-первых, всегда эмоционально воздействуют на ребенка, во-вторых, хранят этические и моральные идеалы нашего народа.

Очень важно прививать с малых лет ценностное отношение к семье, в которой существуют взаимопонимание и любовь к близким, чувствовать маленькому ребенку материнскую любовь. И на праздниках, посвященных самому дорогому человеку –маме, дети признаются им в любви, благодарят матерей за доброе сердце, дарят им свои концертные номера и подарки.

На музыкальных занятиях мы говорим о ценности труда в нашей жизни, рассказываем о том, что уважение и любовь к труду русский народ выразил в своих сказках, стихах и песнях. Например, пропевая на занятиях простенькую попевку «Сорока- сорока», мы с детьми выясняем, что в русском народе издавна не любили лентяев. Вот и сорока не даст каши тому, кто «дрова не рубил, воду не носил, печь не топил». Но лентяев не только не любили, их ещё и высмеивали на Руси.

Например, песня «Дуня –тонкопряха» рассказывает нам о Дуне-неумехе, а в старину умение прясть и ткать ценилось так же высоко, как и труд земледельцев. И такие знания о жизни и быте русского народа помогают воспитывать интерес, желание познавать культуру и обычаи русского народа, дают детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Ведь очень часто в

песне рассказывается о том, как выращивается хлеб, описывается поэтапный процесс как полют лён, молотят, мочат, мнут прядут, ткут... И эти знания бесценны. Бесценна любовь нашего народа к Природе, Матушке-Земле, ее бескрайним полям и лесам. Народная музыка учит детей любить и ценить красоту природы.

Дошкольники 6– лет с удовольствием поют такие народные песни: «Земелюшка-чернозем», «Перед весной» редакции П. И. Чайковского, «Как зима с весною повстречалися». Их исполнение способствует и эстетическому воспитанию, развивает у дошкольников художественный вкус, потому что одна и сильных сторон народных песен –красота мелодии, мыслей и содержания.

Издавна Русь славилась своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. И мы беседуем с дошкольниками о ценности мирных отношений между разными народами, умеющих не враждовать, а дружить и помогать друг другу в трудных ситуациях, беде. В ходе бесед детям рассказывается о русских богатырях, славных полководцах, прославивших Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви. Такие народные песни, как «Солдатушки –бравы ребятушки», «У нас было братцы на Дону», былинные песни «Илья Муромец и чудища», «Про Добрыню» нравятся детям, наверное, потому что в них воспевается сила и мужество. Такие песни помогают ребенку понять, что они –часть великого русского народа.

Подводя итог, хочется сказать, что период дошкольного детства –это то бесценнейшее время, когда мы приобщаем ребенка к миру культуры нашего народа, к миру общечеловеческих ценностей. Любовь к родной земле, твердая вера в победу добра над злом, представления о нравственных и эстетических ценностях-истине, красоте –всё это характерно для народного песенного творчества нашего народа, для лучших образцов творчества современных авторов и, безусловно,классической музыки.

Литература

1. Ежкова Н.С. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста –Н.С. Ежкова, канд. пед.

наук, доцент Тульского гос. пед. университета им. Л.Н. Толстого.

2. Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. –Н.С. Ежкова, канд. пед. наук, доцент

Тульского гос. пед. университета им. Л.Н.Толстого. –110 с.

3. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. –Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

1999. –130 с.

4. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6– лет. –М.: Просвещение, 1992. –С. 15–21.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/Т.Г. Стефаненко. –4-е изд., испр. и доп. –М.: Аспект Пресс,

2009. –368 с.__

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×