Использование Русского народного творчества для воспитания патриотических чувств дошкольного возраста | Бакланова Екатерина Александровна. Работа №343732
Аннотация. В статье рассматривается важность русского народного творчества в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Особое внимание уделяется роли народных сказок, песен, пословиц и традиционных праздников в формировании национальной идентичности и любви к Родине у детей. Народное творчество является мощным воспитательным инструментом, способствующим усвоению детьми нравственных и культурных ценностей, сохранению духовного наследия и уважению к традициям. Также рассматриваются методы и формы использования народного творчества в педагогической работе воспитателя.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, русский фольклор, дошкольное образование, народное творчество, сказки, традиции, культура.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакланова Екатерина Александровна, воспитатель
МБДОУ № 8 "Сказка" г. Тосно
Аннотация. В статье рассматривается важность русского народного творчества в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Особое внимание уделяется роли народных сказок, песен, пословиц и традиционных праздников в формировании национальной идентичности и любви к Родине у детей. Народное творчество является мощным воспитательным инструментом, способствующим усвоению детьми нравственных и культурных ценностей, сохранению духовного наследия и уважению к традициям. Также рассматриваются методы и формы использования народного творчества в педагогической работе воспитателя.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, русский фольклор, дошкольное образование, народное творчество, сказки, традиции, культура.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач современного образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения и морально-нравственные ценности, которые будут сопровождать ребёнка на протяжении всей его жизни. Патриотическое воспитание включает в себя развитие у ребёнка чувства любви к Родине, уважения к её истории, традициям и культурному наследию.
Одним из эффективных средств формирования патриотических чувств является использование русского народного творчества. Фольклор — это многовековая мудрость народа, которая передаётся из поколения в поколение. Народные сказки, песни, пословицы, игры и традиции помогают детям понять свою национальную принадлежность, прививают чувство гордости за свою страну и уважение к её культурному наследию.
Русское народное творчество, как часть фольклора, выполняет важную воспитательную функцию. Оно не только развивает у детей чувство прекрасного, но и служит средством передачи нравственных идеалов. В сказках, песнях и пословицах заложены ключевые жизненные уроки, такие как добро, справедливость, честность, трудолюбие, уважение к старшим. Эти ценности передаются детям в доступной форме через яркие образы и понятные ситуации.
Народное творчество также способствует развитию у детей воображения и мышления, помогает в формировании речи, обогащая словарный запас и способствуя усвоению языковых норм. Кроме того, через знакомство с традициями и обрядами своего народа у детей формируется чувство принадлежности к своей культуре и нации, что является основой патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание начинается с знакомства ребёнка с историей и культурой своей страны. Русский фольклор предоставляет богатый материал для этого. В народных сказках, былинах, песнях и преданиях отражены подвиги героев, трудолюбие простого народа, уважение к старинным традициям, любовь к родной земле. Эти образы помогают детям осознать ценность своей Родины, её культурного и исторического наследия.
Знакомство с фольклором также развивает у детей чувство национальной гордости. Когда ребёнок осознаёт, что он является частью великой культурной традиции, это способствует формированию у него уважения к своей стране и её истории. Народное творчество помогает детям понять, что они являются наследниками многовековой культуры, и что важно бережно относиться к своему культурному наследию.
Народные сказки — это один из самых доступных и любимых детьми видов фольклора. Через сказки воспитатель может не только развивать у детей воображение и мышление, но и воспитывать патриотические чувства. В сказках часто отображаются такие патриотические мотивы, как защита Родины, героизм, любовь к родной земле.
Примеры народных сказок для патриотического воспитания:
- «Иван-царевич и Серый волк» — сказка о преданности и верности долгу, где герой с помощью волка выполняет задания, требующие мужества и мудрости.
- «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — былина о богатыре, который сражается за свой народ и защищает свою землю.
- «Аленушка и братец Иванушка» — сказка, которая учит детей заботе о близких и ответственности.
Во время чтения сказок воспитателю важно акцентировать внимание детей на таких темах, как смелость, любовь к Родине, уважение к старшим, взаимопомощь. После чтения можно обсуждать с детьми героев сказок, задавать вопросы на тему их поступков, что поможет закрепить патриотические и нравственные установки.
Народные песни являются неотъемлемой частью фольклора и мощным средством воспитания. Через песни дети знакомятся с традициями народа, его настроениями и мыслями. В народных песнях часто отражаются любовь к Родине, забота о земле, уважение к людям труда.
Использование песен в воспитательной работе может включать:
- Разучивание песен: Дети могут разучивать народные песни на патриотические темы, что способствует их эмоциональному развитию и укреплению связи с культурой.
- Хороводы: Воспитатели могут организовывать игры и танцы, основанные на традиционных хороводах, что не только способствует физическому развитию детей, но и помогает им лучше понять обычаи и традиции русского народа.
Народные песни могут исполняться на утренниках, тематических занятиях или в повседневной деятельности, что помогает детям лучше Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки — это ещё один важный элемент русского фольклора, который может быть использован для патриотического воспитания. Они несут в себе народную мудрость и являются краткими, но ёмкими выражениями нравственных и этических норм. Например, пословицы «Родная земля — мать, чужая — мачеха» или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» учат детей любви к Родине и трудолюбию.
Воспитатели могут использовать пословицы на занятиях для объяснения детям моральных понятий, проведения тематических бесед и игр, где дети учатся применять эти выражения в различных жизненных ситуациях.
Традиционные праздники и обряды
Традиционные русские праздники и обряды играют важную роль в воспитании патриотических чувств у детей. Они позволяют погрузить детей в атмосферу народных традиций, приобщить их к культурным ценностям и помочь почувствовать себя частью большой национальной общности.
Примеры традиционных праздников:
- Масленица. Этот праздник даёт возможность детям познакомиться с обычаями проводов зимы, научиться готовить блины, участвовать в народных играх и хороводах.
- Купала ночь. Праздник лета, связанный с водой и солнцем, даёт возможность детям познакомиться с древними обрядами и традициями, связанными с природой и её силами.
- Рождество и Пасха. Эти праздники являются не только религиозными, но и культурными событиями, через которые дети могут познакомиться с семейными и общественными традициями.
Организация тематических праздников в детском саду помогает укрепить у детей чувство национальной принадлежности, развивает у них интерес к культурным и историческим корням своей страны.
Роль воспитателя в процессе патриотического воспитания
Воспитатель как посредник между ребёнком и культурным наследием
Воспитатель играет ключевую роль в процессе приобщения детей к народному творчеству и формирования у них патриотических чувств. Он выступает как посредник между культурным наследием и ребёнком, помогая малышу осознать важность национальных ценностей.
Важно, чтобы воспитатель сам хорошо знал и ценил народное творчество, был знаком с традициями и культурой своего народа, чтобы передавать детям эту информацию в интересной и доступной форме. Через личный пример воспитатель может показать детям, как важно уважать и сохранять культурное наследие.
Воспитатель должен использовать разнообразные методы и приёмы для того, чтобы вовлечь детей в процесс изучения народного творчества. Это могут быть:
- Интерактивные занятия. Педагог может организовать мастер-классы по народным ремёслам, кулинарные мастер-классы, где дети вместе с воспитателем готовят традиционные блюда.
- Тематические утренники. Воспитатель может организовать праздники с участием детей, где они исполняют народные песни, танцы, участвуют в сценках и играх, отражающих народные традиции.
- Проектная деятельность. Воспитатель может предложить детям создать проект на тему народного творчества, где дети могут исследовать различные аспекты культуры, делать выставки рисунков и поделок, создавать мини-спектакли.
В заключение можно отметить, что использование русского народного творчества в воспитании патриотических чувств у дошкольников является эффективным и важным инструментом в педагогической практике. Народные сказки, песни, пословицы и традиции помогают детям познакомиться с культурным наследием своей страны, развивают у них чувство национальной гордости и уважения к Родине. Воспитатель, используя разнообразные формы и методы работы, способствует формированию у детей патриотических установок, помогая им осознать свою принадлежность к великой и богатой культурной традиции. Патриотическое воспитание через народное творчество способствует не только укреплению национальной идентичности, но и развитию личностных качеств детей, таких как доброта, трудолюбие, уважение к другим. Создание условий для активного вовлечения детей в изучение народного фольклора и традиций помогает формировать у них устойчивые патриотические чувства, которые будут поддерживать их на протяжении всей жизни.
Список литературы
1.Слюнина, С. В. Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре / С. В. Слюнина, Н. С. Кошлакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 212-215.
2.Тарасова, С. И. Основы народной педагогики : учебное пособие для вузов /С. И. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024
3. Микляева, Н.В.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.