ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ | Романова Виктория Андреевна. Работа №213881
Автор: Романова Виктория Андреевна
Чтение для детей является неотъемлемой частью жизни, и обучение чтению важная ступень в развитии. Для детей дошкольного возраста продуктивнее будет обучение нестандартными методиками.
Использование Сенсорного метода обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Романова Виктория Андреевна
Студент, Кафедра дошкольного и специального образования ХГУ,
Г. Абакан
Е-mail: viktoriaromanova1205@mail.ru
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Оценивая чтение как результат поэтапно вырабатываемого навыка, в механизмах формирования которого принимают участие различные мозговые структуры, необходимо отметить, что возрастные и индивидуальные особенности мозговой организации определяют способности ребенка к обучению чтению.
Однако овладение чтением детей с ОНР в значительной степени затруднено. В отличие от нормально развивающихся учащихся дети с общим недоразвитием речи к началу обучения чтению речевыми умениями и навыками не обладают. Их приобретение связано для этой категории детей со значительными трудностями, обусловленными разной степени речевым недоразвитием, в связи с чем, важно понимать каким образом детей с ОНР возможно научить чтению, какими он располагает для этого предпосылками, какие пути и средства нужны для успешного формирования навыков чтения у данной категории детей. Системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны такими специалистами, как Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
В исследованиях М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Р.И. Лалаевой и др.отмечается, что количество детей, не вполне овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет. Поэтому необходима разработка системы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР третьего уровня, направленной на обучение чтению детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Уникальными возможностями при обучении чтению детей с ОНР 3 уровня, в этом плане, обладает методика Н. Зайцева, в основе которого лежит восприятие сенсорных эталонов.
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики, такие, как Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для дальнейшей жизни.
Таким образом, можно выделить ряд противоречий между:
- психическими и физиологическими особенностями детей с ОНР III уровня с одной стороны, и отсутствием их учета в педагогической работе с такими детьми;
- необходимостью качественной подготовки к школе детей, имеющих нарушения речи и недостаточным использованием сенсорного метода при обучении чтению детей с нарушениями речи.
Существует множество методик обучению чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но самой эффективной, на наш взгляд, является методика Николая Зайцева. Основная идея методики Н. Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.